Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений.
Методы используемые на уроке: частично-поисковый, эвристический, объяснительно – иллюстративный, наглядный, словесный.
Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные, коллективные.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания о внешнеэкономических связях в мире.
Задачи урока:
- Сформировать представление о мировой торговле, её составе и структуре.
- Расширить знания о мировых услугах.
- Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.
- Формировать общекультурные компетенции, т.е. способность понимать экономические и социальные явления
План урока:
- Информация о международной торговле
- Финансово-кредитные отношения
- Причины экономического кризиса
- Международный туризм в Европе
- Закрепление изученного материала
Оборудование: Интерактивная доска, экономические карты мира.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Повторение известного учащимися материала.
Эпиграф нашего урока как ни к стати актуален для сегодняшнего времени
“Свободная рыночная экономика – превосходная вещь, но чтобы она работала, нужно очень много помощи” (Н. Асперон) и в этом мы с вами сегодня убедимся (слайд №1).
– Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней? (слайд №2).
– Какая сфера внешнеэкономических связей является сегодня лидирующей? (слайд №3).
– Предположите как будет называется тема нашего урока? (слайд №4).
Мировая торговля – самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР обрела поистине второе дыхание.
– Что представляет собой мировая торговля?
Мировая торговля характеризуется тремя главными показателями (слайд №7).
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом (слайд №8).
Мировая торговля в последние десятилетия растёт быстрее, чем производство, что говорит об углублении международного географического разделения труда.
– Что называют международным географическим разделением труда ?
1960 – 2009 годах оборот мировой торговли увеличился с 125 млрд. долларов до 13 трл. долларов.
В товарной структуре мировой торговли наблюдается увеличение доли готовых изделий и уменьшение доли сырья и продовольствия. Среди готовых изделий первые места мировой торговли занимает продукция – электроники и электротехники, автомобили, среди сырьевых товаров – нефть и нефтепродукты.
– Давайте с вами проанализируем карту “Мировое хозяйство” и выясним (слайд №8).
– Какие страны имеют очень высокий оборот внешней торговли в расчёте на душу населения в тыс. долларов США?
– Какие страны имеют высокий оборот?
– Как вы думаете почему названные страны имеют такой уровень развития внешней торговли?
– Какие страны имеют низкий оборот внешней торговли? Почему?
– Назовите страны с крупнейшими и крупными объемами внешней торговли товарами?
– Давайте выясним в какие регионы мира идут внешнеторговые потоки товаров?
Но торговля не может быть бесконтрольна.
– Кто устанавливает единые правила международной торговли? (слайд №9).
– Давайте выясним что такое торговый баланс? (слайд №10).
– Что означает экспорт товаров?
– Что означает импорт товаров?
– Что такое торговый баланс?
– Какой баланс называется активным (положительным), а какой пассивным (отрицательным)?
Рассмотрим таблицу: “Страны-лидеры в мировой торговле”. По таблице видно, что импорт в США превышает экспорт. (слайд №11).
– Дайте характеристику рейтинга отдельных стран.
Доля России наименьшая – 17 место в мире. Из таблице видно объем экспорта превысил объем импорта.
Финансово-кредитные отношения. Более молодая форма внешнеэкономических отношений. Но в наше время она приобрела первостепенное значение.
– Почему?
Выступление с презентацией “Финансово – кредитные отношения” группы учащихся (слайд №12-21).
– Скажите, что характеризует внутренний валовой продукт?
– Какие корпорации называются транснациональными?
– Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукции?
Проблемный вопрос. Транснациональная экономика: случайность или необходимость? (слайд №22).
Кризис, кризис как много об этом сейчас говорят.
– Почему экономика падает на дно?
– Что такое экономический кризис? (слайд №23).
– Кто виноват? Что делать?
Торговля услугами растёт быстрее, чем торговля товарами (слайд №24).
– Что такое услуги?
– Какие виды услуг вы знаете?
В настоящее время в мире происходит настоящий туристический бум. В странах появилось множество туристических фирм предлагающих самые разные маршруты в различные уголки земного шара.
Выступление с презентацией “Международный туризм” группы учащихся (слайд №25-37).
– В чём отличие мировой торговли от международных услуг?
Выводы по уроку (учащиеся):
- Темпы роста внешнеторгового оборота опережают темпы роста производства
- Торговля услугами растет быстрее, чем торговля товарами
- ТНК оказывают решающее влияние на финансовую деятельность, связанную с вывозом капитала и на все мировое хозяйство
- Международный туризм стал важным источником доходов
- Россия испытывает острый недостаток финансовых средств и стремится получить их из стран Запада (слайд №38).
3. Тестирование (слайд №39):
- Система хозяйственных связей между отдельными национальными экономиками отдельных стран называется: (международными экономическими отношениями)
- Что не относится к формам международных экономических отношений: (транспорт)
- Самой старой и традиционной формой всемирных экономических отношений является: (мировая торговля)
- Главным регионом мира, привлекающим иностранных туристов, является: (Зарубежная Европа)
- Главной организацией, регулирующей мировую торговлю, является: (Всемирная торговая организация)
- Главными мировыми центрами финансово-кредитной деятельности является Западная Европа, США и … (Япония)
- Крупнейшим экспортером и импортером коммерческих услуг является: (США)
4. Итоги урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание. (слайд №48)