Урок по географии с применением ИКТ "Мировая торговля и услуги". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений.

Методы используемые на уроке: частично-поисковый, эвристический, объяснительно – иллюстративный, наглядный, словесный.

Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные, коллективные.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о внешнеэкономических связях в мире.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о мировой торговле, её составе и структуре.
  • Расширить знания о мировых услугах.
  • Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.
  • Формировать общекультурные компетенции, т.е. способность понимать экономические и социальные явления

План урока:

  1. Информация о международной торговле
  2. Финансово-кредитные отношения
  3. Причины экономического кризиса
  4. Международный туризм в Европе
  5. Закрепление изученного материала

Оборудование: Интерактивная доска, экономические карты мира.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Повторение известного учащимися материала.

Эпиграф нашего урока как ни к стати актуален для сегодняшнего времени

“Свободная рыночная экономика – превосходная вещь, но чтобы она работала, нужно очень много помощи” (Н. Асперон) и в этом мы с вами сегодня убедимся (слайд №1).

Презентация.

– Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней? (слайд №2).

– Какая сфера внешнеэкономических связей является сегодня лидирующей? (слайд №3).

– Предположите как будет называется тема нашего урока? (слайд №4).

Мировая торговля – самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР обрела поистине второе дыхание.

– Что представляет собой мировая торговля?

Мировая торговля характеризуется тремя главными показателями (слайд №7).

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом (слайд №8).

Мировая торговля в последние десятилетия растёт быстрее, чем производство, что говорит об углублении международного географического разделения труда.

– Что называют международным географическим разделением труда ?

1960 – 2009 годах оборот мировой торговли увеличился с 125 млрд. долларов до 13 трл. долларов.

В товарной структуре мировой торговли наблюдается увеличение доли готовых изделий и уменьшение доли сырья и продовольствия. Среди готовых изделий первые места мировой торговли занимает продукция – электроники и электротехники, автомобили, среди сырьевых товаров – нефть и нефтепродукты.

– Давайте с вами проанализируем карту “Мировое хозяйство” и выясним (слайд №8).

– Какие страны имеют очень высокий оборот внешней торговли в расчёте на душу населения в тыс. долларов США?

– Какие страны имеют высокий оборот?

– Как вы думаете почему названные страны имеют такой уровень развития внешней торговли?

– Какие страны имеют низкий оборот внешней торговли? Почему?

– Назовите страны с крупнейшими и крупными объемами внешней торговли товарами?

– Давайте выясним в какие регионы мира идут внешнеторговые потоки товаров?

Но торговля не может быть бесконтрольна.

– Кто устанавливает единые правила международной торговли? (слайд №9).

– Давайте выясним что такое торговый баланс? (слайд №10).

– Что означает экспорт товаров?

– Что означает импорт товаров?

– Что такое торговый баланс?

– Какой баланс называется активным (положительным), а какой пассивным (отрицательным)?

Рассмотрим таблицу: “Страны-лидеры в мировой торговле”. По таблице видно, что импорт в США превышает экспорт. (слайд №11).

– Дайте характеристику рейтинга отдельных стран.

Доля России наименьшая – 17 место в мире. Из таблице видно объем экспорта превысил объем импорта.

Финансово-кредитные отношения. Более молодая форма внешнеэкономических отношений. Но в наше время она приобрела первостепенное значение.

– Почему?

Выступление с презентацией “Финансово – кредитные отношения” группы учащихся (слайд №12-21).

– Скажите, что характеризует внутренний валовой продукт?

– Какие корпорации называются транснациональными?

– Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукции?

Проблемный вопрос. Транснациональная экономика: случайность или необходимость? (слайд №22).

Кризис, кризис как много об этом сейчас говорят.

– Почему экономика падает на дно?

– Что такое экономический кризис? (слайд №23).

– Кто виноват? Что делать?

Торговля услугами растёт быстрее, чем торговля товарами (слайд №24).

– Что такое услуги?

– Какие виды услуг вы знаете?

В настоящее время в мире происходит настоящий туристический бум. В странах появилось множество туристических фирм предлагающих самые разные маршруты в различные уголки земного шара.

Выступление с презентацией “Международный туризм” группы учащихся (слайд №25-37).

– В чём отличие мировой торговли от международных услуг?

Выводы по уроку (учащиеся):

  • Темпы роста внешнеторгового оборота опережают темпы роста производства
  • Торговля услугами растет быстрее, чем торговля товарами
  • ТНК оказывают решающее влияние на финансовую деятельность, связанную с вывозом капитала и на все мировое хозяйство
  • Международный туризм стал важным источником доходов
  • Россия испытывает острый недостаток финансовых средств и стремится получить их из стран Запада (слайд №38).

3. Тестирование (слайд №39):

  1. Система хозяйственных связей между отдельными национальными экономиками отдельных стран называется: (международными экономическими отношениями)
  2. Что не относится к формам международных экономических отношений: (транспорт)
  3. Самой старой и традиционной формой всемирных экономических отношений является: (мировая торговля)
  4. Главным регионом мира, привлекающим иностранных туристов, является: (Зарубежная Европа)
  5. Главной организацией, регулирующей мировую торговлю, является: (Всемирная торговая организация)
  6. Главными мировыми центрами финансово-кредитной деятельности является Западная Европа, США и … (Япония)
  7. Крупнейшим экспортером и импортером коммерческих услуг является: (США)

4. Итоги урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. (слайд №48)