Урок-путешествие по русскому языку в 5-м классе по учебнику Т.А. Ладыженской и др. Тема: "Обстоятельство"

Разделы: Русский язык


Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

Цели урока:

  1. Систематизировать знания об обстоятельстве, полученные в курсе начальной школы.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  3. Работать над развитием связной речи учащихся.

Оборудование: Презентация (Приложение).

Ход урока

1 слайд

I. Повторение изученного материала. 

1. Объявление темы и целей урока. Сегодня мы, отправившись в заочное путешествие по окрестностям города, посмотрим, какую картину нарисовала осень, и познакомимся с второстепенным членом предложения – обстоятельством.

2 слайд

Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается.

3-6 слайды

2. Вступительное слово учителя

Красотой осени восхищались многие композиторы, поэты и художники и посвящали ей замечательные произведения. Перед вами репродукции картин Дмитрия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Ильи Остроухова. Все они называются «Золотая осень».

– Как вы думаете, почему?

7 слайд

Поэты посвящали этому времени года удивительные стихотворения.

– Назовите поэтов, чьи строки об осени очаровывают.

– Кто автор этих строк?

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (Иван Алексеевич Бунин)

Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит. (Николай Алексеевич Некрасов)

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (Александр Сергеевич Пушкин)

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (Апполон Майков)

8 слайд

3. Синтаксический разбор предложения.

Запишите предложение:

Кро_т уж лист зол_той влажную землю в л_су.

– Объясните орфограммы.

– Что интересное, необычное заметили в построении предложения? (Необычный порядок слов в предложении)

9 слайд

4. Знакомство с инверсией.

Это инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности.

II. Новый материал 

5. Знакомство с обстоятельством

1) Сделайте разбор по членам предложения.

– Все ли члены предложения знакомы?

2) Выпишите словосочетания.

лист (какой?) золотой
землю (какую?) влажную
кроет (где?) в лесу

3) Это обстоятельство. Подчеркнём

– На какой вопрос отвечает обстоятельство?

– Что обозначает обстоятельство?

– Каким членом предложения выражено?

10 слайд

Посмотрим, на какие ещё вопросы отвечает обстоятельство и словами какой части речи может быть выражено.

4) Прочитайте.

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

5) Задайте вопросы к выделенным словам.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

11 слайд

Когда? осенью время
Как? удивительно способ действия
Где? здесь место
Как? заботливо способ действия
Как? причудливо способ действия
Как? радушно способ действия
Где? на полянках место
Откуда? из-под кустиков место

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?

6. Чтение правила в учебнике.

Приведите примеры обстоятельств.

12 слайд

7. Работа с текстом.

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

Докажите, что это текст.

– Какие картины вы представили? (разноцветный ковёр на земле, кустики и деревья, подосиновики, белые грибы)

13-16 слайды

8. Составление предложений по иллюстрациям.

1) Продолжим нашу экскурсию.

Пройдя через лес, мы вышли на берег озера.

2) Составьте по картинкам предложения, чтобы они содержали обстоятельства.

17-19слайды (озеро, утки охотник)

3) Запись предложений и разбор по членам предложения.

Неожиданно мы вышли к заросшему осокой озеру.
У берега плавали утки.
Охотник осторожно подходил к озеру.

9. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Задание: Спишите предложения. Разберите их по членам предложения. Укажите, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится.

1. Деревья постепенно облета_т. 2. Листья летят отовсюду и пада_т на воду. 3. Караси забираю_ся в ил. 4. Из-за туч выгл _нуло солнышко. 5. Облака плывут на восток. 6. Веч_ром над р_кою прошла гроза. 7. Т_нконогие осинки застенчиво толпя_ся у опушки.

10. Взаимопроверка.

III. Подведение итогов урока.

20 слайд

Что новое узнали на уроке?

– Что такое обстоятельство?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?

– Какими частями речи может быть выражено?

– Что удалось на уроке?

– В чём испытали затруднения?