Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Цели урока:
- Систематизировать знания об обстоятельстве, полученные в курсе начальной школы.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся.
- Работать над развитием связной речи учащихся.
Оборудование: Презентация (Приложение).
Ход урока
1 слайд
I. Повторение изученного материала.
1. Объявление темы и целей урока. Сегодня мы, отправившись в заочное путешествие по окрестностям города, посмотрим, какую картину нарисовала осень, и познакомимся с второстепенным членом предложения – обстоятельством.
2 слайд
Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается.
3-6 слайды
2. Вступительное слово учителя
Красотой осени восхищались многие композиторы, поэты и художники и посвящали ей замечательные произведения. Перед вами репродукции картин Дмитрия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Ильи Остроухова. Все они называются «Золотая осень».
– Как вы думаете, почему?
7 слайд
Поэты посвящали этому времени года удивительные стихотворения.
– Назовите поэтов, чьи строки об осени очаровывают.
– Кто автор этих строк?
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (Иван Алексеевич Бунин)
Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит. (Николай Алексеевич Некрасов)
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (Александр Сергеевич Пушкин)
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (Апполон Майков)
8 слайд
3. Синтаксический разбор предложения.
Запишите предложение:
Кро_т уж лист зол_той влажную землю в л_су.
– Объясните орфограммы.
– Что интересное, необычное заметили в построении предложения? (Необычный порядок слов в предложении)
9 слайд
4. Знакомство с инверсией.
Это инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности.
II. Новый материал
5. Знакомство с обстоятельством
1) Сделайте разбор по членам предложения.
– Все ли члены предложения знакомы?
2) Выпишите словосочетания.
лист (какой?) золотой
землю (какую?) влажную
кроет (где?) в лесу
3) Это обстоятельство. Подчеркнём
– На какой вопрос отвечает обстоятельство?
– Что обозначает обстоятельство?
– Каким членом предложения выражено?
10 слайд
– Посмотрим, на какие ещё вопросы отвечает обстоятельство и словами какой части речи может быть выражено.
4) Прочитайте.
Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.
5) Задайте вопросы к выделенным словам.
Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)
11 слайд
Когда? | осенью | время |
Как? | удивительно | способ действия |
Где? | здесь | место |
Как? | заботливо | способ действия |
Как? | причудливо | способ действия |
Как? | радушно | способ действия |
Где? | на полянках | место |
Откуда? | из-под кустиков | место |
– Что обозначают обстоятельства?
– На какие вопросы они отвечают?
– Чем выражаются обстоятельства?
6. Чтение правила в учебнике.
Приведите примеры обстоятельств.
12 слайд
7. Работа с текстом.
Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.
– Докажите, что это текст.
– Какие картины вы представили? (разноцветный ковёр на земле, кустики и деревья, подосиновики, белые грибы)
13-16 слайды
8. Составление предложений по иллюстрациям.
1) Продолжим нашу экскурсию.
Пройдя через лес, мы вышли на берег озера.
2) Составьте по картинкам предложения, чтобы они содержали обстоятельства.
17-19слайды (озеро, утки охотник)
3) Запись предложений и разбор по членам предложения.
Неожиданно мы вышли к заросшему осокой озеру.
У берега плавали утки.
Охотник осторожно подходил к озеру.
9. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
Задание: Спишите предложения. Разберите их по членам предложения. Укажите, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится.
1. Деревья постепенно облета_т. 2. Листья летят отовсюду и пада_т на воду. 3. Караси забираю_ся в ил. 4. Из-за туч выгл _нуло солнышко. 5. Облака плывут на восток. 6. Веч_ром над р_кою прошла гроза. 7. Т_нконогие осинки застенчиво толпя_ся у опушки.
10. Взаимопроверка.
III. Подведение итогов урока.
20 слайд
– Что новое узнали на уроке?
– Что такое обстоятельство?
– На какие вопросы отвечает?
– Что обозначает?
– Какими частями речи может быть выражено?
– Что удалось на уроке?
– В чём испытали затруднения?