В современном мире технический прогресс способствует увеличению и улучшению автомобилестроения, но вместе с тем, выявляется и оборотная сторона этого процесса – ухудшение экологии, и как следствие заболевания, а самое страшное - детский травматизм на дорогах. Безопасность на дорогах выходит на первый план и становится государственной задачей. Незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, часто приводит к необратимым последствиям.
Избежать опасностей на дороге можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения детей с самого раннего возраста, говорится в книге Степаненковой Э.Я. и Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». Поскольку ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, необходимо не только знакомить маленьких пешеходов с правилами дорожного движения, но и закреплять желание применять их на практике.
Проводя, работу в этом направлении, мы выявили слабые познания и умения ориентирования детей в ситуациях на дороге.
Нами была развернута работа по проекту «Безопасная дорога», т.к. обучение правилам дорожного движения даёт желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы и проводится в системе. Поэтому, проектная деятельность подходит как нельзя лучше для ознакомления детей дошкольного возраста в этом важном вопросе. Занятия строятся на интегративной основе с акцентом на совместную деятельность. В такой деятельности наибольшее значение имеет личностно ориентрванное обучение, а проектная деятельность принимает форму делового взаимодействия и сотрудничества, в ходе которого на эмоциональной основе формируются необходимые практические навыки, система знаний и грамотное поведение в окружающей среде.
В проекте «Безопасная дорога» полно показана совместная деятельность, целенаправленность познания, труда, исследования, игр и других видов деятельности, объединённых достижением общей цели, а именно – соблюдение и знание правил безопасного дорожного движения. (Приложение 1)
На освоение определённого материала отводился примерно один месяц, в течение которого доминируют конкретные воспитательно-образовательные цели. Каждый раздел включает в себя комплекс педагогических мероприятий, направленных на более глубокое, осознание правил дорожного движения. Обязательные составляющие каждого комплекса: занятия, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, а так же наблюдения, развлечения, встречи с работниками ГБДД.
В построении комплекса обучения мы применяли единую сюжетную линию. Все это помогает дошкольнику усвоить предусмотренное содержание на уровне осознания личной значимости. Доминирующая роль отводится познавательной деятельности, игры – занятия: «Азбука дорожного движения», «Путешествие в страну дорожных знаков», мини КВН «Волшебное путешествие», конкурс эрудитов «В стране светофории», «Лучший пешеход», «На чём мы ездим?» Основное содержание каждого раздела реализовывалось в форме специально организованного комплекса, что обеспечивало последовательность, систематичность, а конкретизацию, углубление, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной деятельности. (Приложение 2)
Тесное взаимодействие с различными специалистами дало нам возможность, более успешно, в непринужденной обстановке формировать знания о значение правил дорожного движения для здоровья каждого человека и необходимости их соблюдения.
Детский сад, в этой проблеме, берёт на себя задачи различного характера: воспитательные образовательные, обучающие и коррекционные. Но первенство, в этой важнейшей задаче, всегда останется за семьей.
Несомненно, постоянный контакт с семьями воспитанников в нашем проекте, способствовал успешному овладению азбукой дорожного движения. Со стороны педагогов родителям был предложен материал по ознакомлению с правилами дорожного движения, в папку-передвижку: «Знакомство с улицей», «Красный, жёлтый, зелёный», «Любознайки», «Знакомим с правилами дорожного движения», «Делу время, потехе час», «Стихи о правилах», фотовыставка о работе с детьми, подбор статей для родителей, а так же изготовление родителями игр по дорожному движению «Кто быстрее», «Движение по Автостраде». Такой комплекс приёмов способствует системному формированию мировоззрения, расширению знаний в этом направлении.
Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков безопасного поведения на улице даёт взрослым, и детям ценный опыт содержательного, эмоционального сотрудничества. Родители, взаимодействуя с сыном или дочерью, начинают лучше понимать и чувствовать психологические и возрастные возможности дошкольника в освоении «законов» улицы, усваивают адекватные способы осуществление этой задачи в семье.
Таким образом, в результате нашей работы значительно усилился познавательный интерес детей к соблюдению правил дорожного движения, а проведённая работа образовательного учреждения, единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, способствовали успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.