Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Тип урока: Открытие способа действия.
Цели:
- формирование осознанного способа решения орфографической задачи;
- создать условия для нахождения способа определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями;
- развивать умение составлять алгоритм и отрабатывать его при работе в паре;
- воспитывать умение слушать высказывания одноклассников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Этап актуализации знаний
На доске:
шалишь, ползет, вопят, говорит, спешишь, долетят, отвезут, шумит.
- Записать глаголы в столбики, распределив по спряжениям; выделить окончания, поставить ударение.
- Какие знания вы здесь применили?
Вывод: умеем определять спряжение глагола, когда окончание ударное.
III. Этап разрыва между знанием и незнанием
На доске:
ЧИТА___М |
Е |
||
ДРУЖ___ШЬ |
И |
- Какую гласную нужно писать? (Не знаем, т.к. не знаем спряжение)
IV. Этап целеполагания
- Определите тему урока.
- Какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Найти способ определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями)
V. Этап открытия нового способа
Карточка №1 (работа в парах)
Моем, чертим, учит, пишет, изобретает, приносит, рисуешь, ходят.
- Поставь ударение
- Распределите по спряжениям
- Напишите неопределенную форму глагола. (О чем здесь нужно помнить?)
- Какая закономерность прослеживается? (Глаголы неопределенной формы II спряжения оканчиваются на – ИТЬ)
- Какой вывод можно сделать?
На доске: неопред. форма на - ИТЬ или не на – ИТЬ?
- ИТЬ |
|
не на – ИТЬ |
|
|
|||
II спр. |
|
I спр. |
- На основании наших действий мы открыли способ определения спряжения с безударным личным окончанием глагола.
- Составьте алгоритм определения спряжения с безударным личным окончанием. (Работа в группах)
Анализ работы в группах.
На доске (после обсуждения):
- безударное
- ? к глаголу
- ? неопределенной формы
- глагол неопределенной формы
- на – ИТЬ или нет?
- определяю спряжение
- пишу окончание
- Вернемся к нашим словам. Примените этот алгоритм, какие окончания вставим. (Рассуждения детей)
- Какова была цель? Достигли мы цели?
VI. Этап закрепления нового способа действия
Карточка №2 (работа в парах)
(мы) дума ___ |
(мы) отвеча____ |
(он) наход____ |
(ты) реша____ |
|
? к глаголу |
|
|
|
|
? неопр.формы |
|
|
|
|
глагол неопр.ф. |
|
|
|
|
на – ИТЬ? |
|
|
|
|
спряжение |
|
|
|
|
пишу |
|
|
|
|
VII. Самоконтроль
Дети сверяют свои ответы с правильными ответами на доске.
На доске: (мы) думаем, (он) находит, (мы) отвечаем, (ты) решаешь
VIII. Итог
- Что нового открыли для себя?
IX. Домашнее задание
С. 94, упр. 2.