Тема: Деление с остатком.
Цели урока:
- повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения;
- развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
- воспитание культуры речи, усидчивости.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
I. Организационный момент
II. Устный счет. Сообщение темы урока
- Решив примеры и заполнив таблицу, вы сумеете прочитать тему урока.
На доске:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Прочитайте тему урока.
- Открыли тетради, записали число, тему урока. (Слайд 1)
III. Работа по теме урока
Решим устно. (Слайд 2)
1. Прочитайте выражения:
30 : 5
103 : 10
34 : 5
60 : 7
47 : 6
131 : 11
42 : 6
- На какие две группы их можно разделить? Выпишите и решите те, в которых деление с остатком.
2. Проверим. (Слайд 3)
Без остатка: |
С остатком: |
|
30 : 5 |
103 : 10 = 10 (ост 3) |
- Расскажите, как выполняли деление с остатком?
- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
- Что, значит, разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу. (Слайд 4)
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
- Давайте рассуждать.
- Сколько конфет у бабушки? (23)
- Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)
- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.)
- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.)
- Запишем решение. (Слайд 5)
Решение:
23 : 4=5 (ост 3)
- Как называется число, которое делят? (Делимым.)
- Что такое делитель? (Число, на которое делят.)
- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)
- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.)
- Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток?
- Проверим.
- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
- Правило. (Слайд 6)
Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
а = вс + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток.
- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
- Правильно, остаток всегда меньше делителя.
- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.
IV. Закрепление изученного материала
Слайд 7
- Найдите делимое, если:
А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.
Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.
В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.
V. Работа с учебником
1. Работа над задачей.
2. Оформление решения задачи.
№ 516 (Задачу решает у доски ученик.)
20 х 10 : 18 = 11 (ост 2)
Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок, 2 кг чугуна останется.
№ 519 (Рабочая тетрадь, с. 52 №1.)
Слайд 8, 9
Первое задание выполняет ученик у доски. Второе и третье - ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой.
Устно решаем задачи. (Слайд 10)
VI. Итог урока
- В вашем классе 17 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
- Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная? Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?
Отвечаем на вопросы:
- Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?
- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.
- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
- Оксана задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Оксана?
VII. Домашнее задание
Пункт 13, № 537, 538, рабочая тетрадь, с. 42, №4.
Список литературы
1. Математика : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 9-е изд., стереотип. – М. : Мнемозина, 2001. – 384 с.: ил.
2. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №1. натуральные числа / В.Н. Рудницкая. – 7-е изд. – М. : Мнемозина, 2008. – 87 с.: ил.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М. : Классикс Стиль, 2007. – 144 с.: ил.