Цели:
- Познакомить детей с народным творчеством, самобытностью русского народа.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции, любить родную землю и родной язык.
- Развивать творческие способности младших школьников, интерес и желание к участию в проведении внеклассных мероприятий.
Оформление:
Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки. Около окна стол, на котором стоит самовар и старинная посуда. На подносах , блюдах разложены баранки, бублики, блины, сладости. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства и старинными вещами. В центре – плакат.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Дети в русских костюмах.
Ход мероприятия
Встреча гостей. Из ворот выходят 2 мальчика в костюмах скомороха.
-
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись народ! -
Открываются ворота,
Заходи кому охота!
А кому неохота,
Тоже заходи!
Гости заходят в зал, их встречают хозяйка и хозяин.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка:
Давно мы вас ждем-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Хозяин:
У нас для каждого найдется
и местечко, и словечко!
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Гости рассаживаются.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте – не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Исполняются шутливые диалоги.
– Федул, что губы надул?
– Кафтан прожег.
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался!– Сын, сходи за водой.
– Да живот болит.
– Сынок, иди кашу есть!
– Что ж, раз мать зовет, надо идти.– Фома, что из леса не идешь?
– Да медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Да он не идет!
– Там сам иди!
– Так ведь он не отпускает!
Две девочки
– На улице две курицы
С петухом дерутся.
– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются.
– Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!
Выходят мальчик и девочка.
Девочка:
А ну хватит вам болтать,
Время пляску начинать.
Мальчик:
Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету.
Девочка:
Раздайся, народ!
Меня пляска берет!
Пойду попляшу,
На людей погляжу!
Исполняется русский народный танец.
Мальчик:
Выйду на улицу,
Гляну на село.
Девчата гуляют
И мне весело.
Исполняется русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько».
Девочка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор!
1ученик: Гуси – в гусли,
2ученик: Утки – в дудки
3ученик: Кошки – в ложки,
4ученик: Тараканы – в барабаны,
5ученик: Чечетки – в трещотки,
6ученик: Чайки – в балалайки,
7ученик: Свиристели – в свирели,
8ученик: Кукушки – в колотушки,
9ученик:
А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы.
Хором: Играют, играют, всех потешают.
Шумовой оркестр исполняет песню «Во поле береза стояла».
Мальчики исполняют частушки.
Припев:
Ой, бяда, бяда –
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?
1 куплет:
Ходит милый по деревне,
Ходит улыбается.
Оказалось, зубы вставил
Рот не закрывается.
Припев.
2 куплет:
Моя милая красива,
За рекой она жила.
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
Припев.
3 куплет:
Раньше были русы косы
У моей-то милочки.
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
Припев.
Разыгрывается сценка.
Ведущий:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал,
Хоть многим была коровенка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
Покупатель: Хозяин, продашь нам корову свою?
Хозяин: Продам, я с утра с ней на рынке стою.
Покупатель: Не много ли просишь, старик, за нее?
Хозяин: Да где наживаться? Вернуть бы свое.
Покупатель: Уж больно твоя коровенка худа.
Хозяин: Болеет, проклятая, прямо беда.
Покупатель: А много ль корова дает молока?
Хозяин: Да мы молока не видали пока.
Огорченный покупатель отходит. Мужик, конфузясь чешет затылок.
Ведущий:
Весь день на базаре старик торговал.
Ни кто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.
Паренек:
Папаша, рука у тебя нелегка.
Я возле коровы твоей постою,
Авось, продадим мы скотину твою.
Покупай! Покупай!
Ведущий: Идет покупатель с тугим кошельком.
Покупатель: Корову продашь ли?
Паренек:
Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад.
Покупатель:
Да так ли? Уж выглядит больно худой!
Не очень жирна, но хороший удой!
Покупатель: А много ль корова дает молока?
Паренек: Не выдоишь за день, устанет рука.
Ведущий: Старик посмотрел на корову свою.
Хозяин:
Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому.
Такая скотина нужна самому. (Старик уводит корову)
Мальчик:
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняются частушки.
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Не смотрите на меня
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Исполняются шутки.
– Федот! Что сегодня делал?
– Рукавицы искал.
– Нашел?
– Нашел!
– А где они были?
– Да за поясом!
– Это еще что! Иду…Около меня свистит.
– Я туда – свистит, я сюда – свистит.
– «Беда» – думаю.
– Влез на березу. Сижу. Свистит…
– Ан – это у меня в носу!
Исполняется русская народная песня «На горе-то калина»
Девочка:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Мальчик:
Тары-бары-растабары!
Выпьем чай из самовара!
С сухарями,
С кренделями,
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками!
Девочка:
Тары-бары-растабары!
Посидим у самовара!
Чаю сладкого попьем,
Нашу песенку споем.
Исполняется песня «Блины».
Девочка:
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Девочка:
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Два корыта киселя,
Девяносто два блина.
Все вместе:
Приходите, приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Добрым словом вспоминайте!
Чаепитие.
Хозяйка с хозяином: Приятного всем аппетита!