Цели: познакомить со строчной буквой «н», звуками [н], [н']; учить выделять в слове мягкий, твердый звуки; расширять кругозор и словарный запас по теме «Цирк»; развивать речь, мышление, память; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: иллюстрации на тему «Цирк», песня «Что такое цирк»; портрет Н. Дуровой; книги Н. Дуровой «Лисичкин хлеб», «Котька», «Про Никиту», «Белка».
Ход урока
I. Организационный момент
Звонок голосистой птицей
В класс прилетит поутру
И мы начинаем учиться
По азбуке только добру.
Продолжаем путешествовать, а куда догадайтесь.
II. Введение в тему
1. Музыкальное вступление «Что такое цирк» (1-й куплет)
2. Дети читают стихотворение «Первоклассница»
Первоклассница
Цирк!
Собрался возле касс
Первый класс
Возле самого окна
Первоклассница одна
Надоели ей давно
Салки, санки и кино
В цирк ей нужно непременно!
Залита огнем арена,
У ребят сияют лица,
Выезжает колесница.
На арене пляшут кони,
Клоун выехал на пони
Лев свиреп, но из дверей
Укротитель – царь зверей,
И огромный хищный лев
Сел на тумбу присмирев.
Открывает добрый слон
Парикмахерский салон.
У него сидит лисица,
Хвост, как рыжая коса.
Рыжий клоун у ковра
Вытворяет номера.
Цирк кружится колесом,
Вот гимнаст
Вот жонглер, ну и ловкач!
Ловит кольца, крутит меч.
Для огненных колец!
К сожалению, конец.
А. Стройло.
Догадались, куда мы отправляемся? (В цирк)
Фонограмма:
Цирк – это сказочный сверкающий шатер.
Цирк – это кольцами играющий жонглер.
Это тигров полосатых дружный рев.
Это музыка и свет прожекторов.
III. Повторение изученного материала
На доске арена.
На арене звуковички (Приложение 1).
Напротив каждого звуковичка картинка (акробат, обезьянка, удав, мартышка; гном, пингвин, тигр, рысь).
Давайте запомним звуковичков.
Вот сколько артистов пришли выступать на представление.
Но один звуковичок остался без буквы.
IV. Изучение нового материала
1. Выделение звуков.
Чтобы узнать какой звук живет в звуковичке, ответьте, кто смешит зрителей между цирковыми номерами? (На арене крепится клоун)
Выделите голосом последний звук. ([н])
Что можете о нем сказать? (Согласный, твердый, звонкий)
Всегда ли звук бывает твердым?
Посмотрите-ка, ребятки,
Вот красавицы – маленькие лошадки!
Кто это? (Пони)
(На арену крепятся пони)
Выделите третий звук в слове «пони». ([н'])
Расскажите об этом звуке. (Согласный, звонкий, мягкий)
Звуки [н], [н'] обозначаются буквой «н».
2. Давайте дорисуем схему человечка.
Какие детали добавили? (Колпачок – звонок, ботиночки раскрасили зеленым и синим цветом)
3. Чтение слогов по цепочке с добавлением слогов.
По (ни)
то (пы)
ро (ты)
но (ты)
4. Назови место буквы «н» в слове, которое определяет название животного или артиста на арене цирка. (Картинки прикрепляются на доску)
На арену вышел слон
К нам пришел с подарком он.
У павлина гордый вид
Важно он вокруг глядит.
Вот пингвины – акробаты
Не смотри, что толстоваты.
Это белкин теремок,
Он не заперт на замок.
Он не волшебник, но цветок
способен превратить в цветок,
Из шляпы кролика достать,
лягушку научить летать,
И в карты он большой мастак,
Встречайте – фокусник и маг!
Я у всех на виду
по канату пройду. (Канатоходец)
Физкультминутка
Представим себя канатоходцами.
Шли по крыше три кота
Три кота Василия (ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (руки вверх)
Сели киски на карниз
Посмотрели вверх и вниз (приседание)
И сказали три кота:
- Красота! Красота! (хлопки в ладоши)
V. Работа в прописи
1. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
2. Анализ буквы «н»
3. Ученики рассматривают образец написания письменной и печатной буквы «н».
Сравнивают по форме, размеру с письменной буквой.
4. Показ написания буквы в воздухе, затем на табло, затем самостоятельно.
5. Письмо слогов в прописи с заданиями: слоги с мягким согласным подчеркни зеленым карандашом, с твердым согласным – синим.
6. Запись слов. Дрессированные собачки из «Звериной школы» принесли слова. Прочитайте их и запишите.
7. Запишите слова парами в единственном и множественном числе.
Физкультминутка
Ножки
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом, где мы живем.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!» –
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
VI. Закрепление материала
1. Перечислите всех артистов, которые выступают у нас на арене: акробат, обезьяна, удав, мартышка, пингвин, тигр, клоун, слон, павлин, белка, фокусник.
Артисты выступают в разнообразных цирковых жанрах.
Жанр – вид художественного произведения или искусства. Есть и цирковой жанр: акробаты, жонглеры, эквилибристы, дрессировщики.
Нам нравится, как выступают артисты цирка, значит они достигли успеха в данном виде искусства – цирковом.
Какой цирковой жанр наиболее близок вам, любим? (Дрессировщики)
Работа дрессировщика сложная. Она требует много терпения, любви к животным, знания их повадок. Иногда один трюк готовится не один год. Животные чувствуют заботу человека, отвечают ему доверием и умением. Одной из замечательных дрессировщиц стала заслуженная артистка России, детский писатель Н.Ю. Дурова.
Портрет и несколько кадров о дрессировщице животных (Приложение 2)
Посмотрите на выставку книг о животных, написанных Н. Дуровой.
2. Детский писатель С. Маршак написал стихотворение «Цирк»
Рассмотри рисунок, спрогнозируй, о чем оно.
Обрати внимание, как записаны стихи? (Четверостишия и двустишия)
Чтение стихотворения и анализ.
Что такое арена? (Круглая площадка посреди цирка)
Перечисли кто выступает на арене?
Кто такой жонглер? (Артист цирка, который ловит и подбрасывает на лету несколько предметов)
Кто такой акробат? (Цирковой гимнаст)
Изобразите атлета – силача. Покажите, как он подбрасывает и ловит тяжелые гири.
Что такое метавры и тарелки? (Ударный мембранный инструмент, полушария его обтянуты кожей)
Почему пингвин машет палочкой? (Он дирижер)
Как одет пингвин? (Фрак – народный костюм с вырезанными полами и длинными узкими фалдами сзади)
Чем заняты еноты?
Найдите в тексте строки, которые являются подписями к картинкам.
Почему стихотворение разделили на две части?
О чем говорится в 1-ой части? (О выступлении артистов)
Во второй? (Об оркестре и животных)
Повторное чтение текста.
VII. Итог урока
Игра «Кто больше»
Составь как можно больше слов из слова «акробат». (Крот, рок, бор, карта, брат, набор, борт.)