Цели:
- Познакомить учащихся с пищеварительной системой, необходимыми питательными веществами.
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; развивать речь, мышление, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к своему организму, воспитывать навыки правильного питания.
Оборудование: Презентация «Пищеварительная система» (Приложение 1), компьютер.
Ход урока.
1. Организацинный момент.
Итак, друзья – внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы на уроке продолжим изучать организм человека и поговорим на уроке о питании и пищеварительной системе. (Слайд 1)
3. Работа над темой урока.
- Скажите, пожалуйста, зачем человек ест? (для роста)
- Послушайте сказку. «У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили только самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканку с изюмом, клубничное желе, - вот таким было меню у принцессы. Но почему-то принцесса не была веселой, ни румяной, наоборот, становилась хуже и хуже. Все эти лакомства они видеть не могла. Возьмет ложечку того, другого – и все. Тогда король позвал всех врачей и сказал : «Кто вылечит принцессу, тот получит полцарства.» Но никто не мог помочь. В чем же беда?» (ответы детей)
- Правильно, принцесса получала однообразную пищу. Дело в том, что вся пища человека состоит из органических веществ. Органические вещества бывают трех основных типов: белки, жиры и углеводы. (слайд 2)
Каждые из этих веществ необходимы нашему организму, так как выполняют определенную функцию. Так, белки - это строительный материал. Жиры и углеводы – основные источники энергии. Если мы изо дня в день будем есть только шоколад, мы не получим достаточное количество белков, витаминов, минеральных веществ. От этого наши мышцы не станут крепкими и сильными. (слайд 3)
- Определите продукты, богатые белками, жирами, углеводами и витаминами. (слайд 4)
- Но чтобы переработать пищу, чтобы она пошла впрок, нужно ее хорошо переварить. Этим занимается наша внутренняя кухня – «Пищеварительная система.» (слайд 5) (рассматривание органов пищеварения)
4. Работа с учебником.
- Прочитаем статью в учебнике об органах пищеварения. ( учебник А.А.Вахрушева «Окружающий мир. Человек и природа», 4 класс, с.20-22, «Путешествие бутерброда»)
5. Физминутка.
6. Работа над правилами правильного питания.
- Но для того, чтобы ваша пища все-таки правильно переваривалась , необходимо запомнить «золотые правила питания» (слайды 6-13)
- Никогда не набивай пищей полный рот
- Тщательно пережевывай пищу.
- Когда ешь, рот должен быть закрыт. Не разговаривай и не читай во время еды.
- Питайся разнообразной пищей, чтобы организм получал все необходимые питательные вещества.
- Старайся есть в одно и то же время.
- Ешь побольше фруктов и овощей.
- Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
- Поменьше ешь булочек и сладостей, так как в этой пище много углеводов, что может привести к излишней полноте.
- Пища не должна быть очень горячей, обжигающей
- Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
7. Закрепление изученного материала.
- А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.
Поиграем в игру «Верно-неверно»: ставите на листочках знак «+», если согласен с утверждением, знак «-» если нет. (слайд 14-15)
- Пища нужна человеку, чтобы быть сильным
- К органам пищеварения относятся желудок, легкие, сердце
- Пищеварение начинается в ротовой полости.
- Из желудка пища попадает в кишечник
- Уже во рту слюна начинает перерабатывать пищу
- Есть надо быстро, можно не прожевывать пищу.
- Лучше питаться однообразной пищей
- Углеводы человек получает из сахара, круп, хлеба, овощей
8. Проверка.
- Проверьте сами, как вы усвоили материал. (слайд 16)
+
-
+
+
+
-
-
+
- Молодцы! (слайд 17)
9. Итог урока.
- Как же можно вылечить принцессу из сказки, которая была в начале урока. (ответы детей)