"Д.И. Менделеев". Внеклассное мероприятие

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с жизнью и научной деятельность, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева, подчеркнуть значение работ ученого в становлении и развитии химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д.
  • развивающие: развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT и т.д.,
  • воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • страницы журнала;
  • портрет Д.И. Менделеева;
  • высказывание Д.И. Менделеева “Первое и главное в жизни – труд для других…”;
  • компьютер для презентации, выставка докладов и сообщений,
  • информации в электронном виде;
  • журналы посвященные Д. И. Менделееву;
  • творческие работы учащихся;

Ход урока

Презентация.

Слайд №1

Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы перелистаем страницы жизненного пути и научной деятельности, великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Самое выдающееся открытие в истории химии – открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов – было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И. Менделеевым. Воодушевляемый любовью к Родине всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и авторитет России. Мы как потомки горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами величайшего открытия. Открываем первую страницу нашего устного журнала.

Слайд №2

УЧИТЕЛЬ:

“Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок.
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок”
О.Н. Смолякова

Слайд №3

Учитель: “Нам особенно нужны образованные люди , близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, для того, чтобы мы могли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны” Д.И. Менделеев НАМ ЛГУ. П-А-I-I-9.,М.с.39.

Сообщения учащихся

Слайд№4

Ученик 1: Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в городе Тобольске.

Семья была многочисленной. Митя был семнадцатым ребенком, “последышем”, как назвал он себя. Восемь детей умерли в младенчестве

Слайд №5

Ученик 2: Иван Павлович Менделеев (1783-1847). Отец ученого был сыном сельского священника. Высшее образование получил в Главном педагогическом институте в Петербурге, на историко-филологическом факультете, по окончании которого был назначен учителем в Тобольскую гимназию. Впоследствии он служил директором гимназий в Тамбове и Саратове, а в 1827г. снова вернулся в Тобольск и занял там должность директора гимназии и подчиненных ей училищ.

Слайд №6

Ученик 3: Мария Дмитриевна Менделеева (1793-1850)Родилась в Тобольске в семье купца Д.В. Корнильева. Ее отец, дед и дядя были владельцами первых в Сибири бумажной, хрустальной, ткацкой и красильной фабрик. Они были сторонниками просвещения им принадлежали типография и библиотека. Марию Дмитриевну знали как женщину умную, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными качествами. После смерти мужа она поставила себе цель - увезти Дмитрия по окончании гимназии из Сибири и определить в высшее учебное заведение. В Москву она долго добралась с двумя детьми Дмитрием и Лизой.

Слайд №7

Ученик 4: Тобольская губернская гимназия, в которой учился Д.И.Менделеев и закончил его 14 июля 1849г.

Слайд №8

В августе 1850г Д.И.Менделеев был зачислен в Главный педагогический институт Петербурге в физико-математический факультет. 1855г он блестяще окончил институт с золотой медалью. Ему было присвоено звание старшего учителя. Он получил прекрасную математическую подготовку у знаменитого академика М.В. Остроградского, а занятиями по физике руководил всемирно известный ученый-академик Э.Х. Ленц. Несмотря на очень строгий режим занятий, он успевал также посещать лекции на историко-филологическом факультете. Однако больше всего Д.И.Менделеев работал в химических лабораториях под руководством А.А. Воскресенского, который создал одну из первых научных химических школ в России.

Слайд №9

Ученик 5: В 1855г.- старший учитель в Симферопольской гимназии. В1855-56г.г. - учителем гимназии при Ришельевском лицее Одессе. В 1857-1890г.г. Преподавал в Петербургском университете (с 1865г. - профессор), одновременно в 1864-1872г.г. – профессор Технологического института в Петербурге. С 1859 по 1861г находился в научной командировке за границей, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге (Германия). До 1862г. преподавал во втором кадетском корпусе, до1864г-в институте путей сообщения, одновременно на Владимирских и Бестужевских женских корпусах. С1892г. был ученым хранителем Депо образцовых мер и весов, которое по его инициативе в1893г преобразовано в Главную палату мер и весов. Последние 15 лет (с 1893г) своей жизни работал в Главной палате мер и весов управляющим.

Профессор А.А. Воскресенский летом 1861 года рекомендует Д.И.Менделеева на свое место на кафедре химии в Инженерной академии. Первым блестящим результатом трудов Д.И. Менделеева в1861г., после возвращения из-за границы, стала “Органическая химия”, написанная рекордно короткий срок - за несколько недель, которая получила на конкурсе Демидовскую премию.

Слайды № 10-11

Ученик 6: Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник “Основы химии” и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ а это и есть форма существования химических элементов в свободном состоянии и атомные массы элементов связывает некая закономерность. Менделеев многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс и о возникающих при этом казусах. Например, он не имел почти никакой информации о работах Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера. Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869 года 14 февраля по старому стилю. Днем раньше Менделеев написал прошение об отпуске на 10 дней для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии: он получил письмо с рекомендациями по изучению производства сыра от А. И. Ходнева – одного из руководителей Вольного экономического общества. В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил теплого молока, встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное.

Слайды № 12

Ученик 7: За завтраком ученому пришла неожиданная мысль: сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства. Недолго думая, на обратной стороне письма Ходнева он записал символы хлора Сl и калия К с довольно близкими атомными массами, равными соответственно 35, 5 и 39 (разница всего в 3, 5 единицы ). На том же письме Менделеев набросал символы других элементов, отыскивая среди них подобные “парадоксальные” пары: фтор F и натрий Na, бром Br и рубидий Rb, иод I и цезий Cs, для которых различие масс возрастает с 4, 0 до 5, 0, а потом и до 6, 0. Менделеев тогда не мог знать, что “неопределенная зона” между явными неметаллами и металлами содержит элементы – благородные газы, открытие которых в дальнейшем существенно видоизменит Периодическую систему. После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: “У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!” Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение. Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов.

1марта 1869г был открыт периодический закон. Это событие вошло в историю мировой науки. Открытие периодического закона - это научный подвиг, который совершил в 1869г. молодой русский ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев.

Слайды №13-14.

Ученик 8: В 1878-79г.г. Д.И.Менделееву была предоставлена командировка на год для сбора сведений об успехах воздухоплавания на Западе. Итогом этой командировки стала книга “О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании”. В возрасте 53 лет (1887г) Д.И.Менделеев совершил необычное путешествие в научных целях на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения

Слайд №15

Ученик 9: Дмитрий Иванович Менделеев –(1887) заслуженный профессор Петербургского университета преподавал 33 года, с 1857 по 1890г. Научная деятельность Д.И.Менделеева:опубликовал 431 работу:40 их них –по химии,106-по физической химии,99-по физике,22-по географии,99-по технике и промышленности,36- по экономике и общественным вопросам,29- по другим темам.

Слайды 16-18.

Ученик 10: Д.И.Менделеев и Д.П. Коновалов в момент закладки нового здания для химических лабораторий (1892г).

Д.И.Менделеев с участниками экспедиции на Урал (1899г) слева направо: П.А. Земятченский, К.Н.Егоров, С.П.Вуколов.

В 1899г. Состоялась поездка Д.И. Менделеева на Урал и в Тобольск. Одним из поводов для нее было желание Д.И.Менделеева побывать на своей родине, как он предчувствовал, в последний раз в жизни. Поездка Д.И. Менделеева на Урал и в Тобольск послужила стимулом к новым творческим работам и, как он отмечал, укрепила его веру в будущее России. Ученый хорошо понимал, что его знания и жизненный опыт могут пригодиться не только для решения вопросов развития науки и промышленности, но и в воспитании людей.

А.П.Чехов с Д.И.Менделеевым.

Слайд 19-20.

Ученик11: Д.И.Менделеев с детьми Володей и Ольгой в Боблово (1876) Фото Д.И.Менделеева с помощью автоспуска.

Д.И.Менделеев говорил, что дети и наука - самое дорогое в его жизни. У Дмитрий Ивановича было двое детей от первого брака с Феозвой Никитичной Лещевой -Владимир и Ольга. Четверо от второго брака с Анной Ивановной Поповой – Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий. “ Только два разряда жизненных усилий я считаю для себя прочными: детей и научные труды”, - писал Дмитрий Иванович.

А.Блок посвятил “Стихи о Прекрасной Даме” дочери Д.И.Менделеева Любови.

Слайд №21

Ученик 12: “Начав (1855) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость -не одну мою личную, но и общую русскую…” Архив Д.И.Менделеев, т I.Л., 1961, с.31-32.

Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в Петербурге в постоянном труде, работая в университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и весов. Последние часы жизни Дмитрия Ивановича. Со слов его сестры Марии Ивановны Поповой, которая приехала его навестить, узнав о его болезни. Она рассказывала: “Он сидит у себя в кабинете бледный, страшный. Перо в руке. Ну что, Митенька, хвораешь? Лег бы ты”, - сказала она. Ничего, ничего, а перо в руке. Она зашла потом к нему еще раз и опять видит: еда сидит, и перо в руке.” Это перо - точно ружье у солдата, смертельно раненого, но остающегося на своем посту до смены. К вечеру жена Дмитрия Ивановича едва уговорила его лечь на диван сначала, а потом в постель, с которой он уже не встал. Скончался от паралича сердца. Он дышал сначала очень тяжело, а потом все реже и тише, и в 5 часов 20 минут 20 января 1907г. его не стало. О. Писаржевский, 1951 г.

Слайд 22.

Учитель: “ЗАВЕТЫ МЕНДЕЛЕЕВА”

“Первое и главное в жизни - труд для других.Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное размеренное делание того, что надо для других и для себя. Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный. Самый невидимый – осветить жизнь. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе, плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе его не надо была.… А если при руде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.

Имя великого русского ученого Д.И.Менделеева золотыми буквами вписано в историю науки. Наш народ высоко чтит память славного сына русского народа. Его имя присвоено многим учебным заведениям, промышленным предприятиям и научным обществам

Слайд 23

Учитель: Первые строчки письма –“Первое и главное в жизни – труд для других” - девиз к нашему устному журналу. Ученый через много лет как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно выбрать жизненный путь, успех которого основан на таких качествах – как трудолюбие, терпение, любознательность. Когда Дмитрию Ивановичу говорили, что он гений, то он отвечал “99% потения и 1% гения”. Этим он подчеркивал, что главное в человеке труд. Надеюсь, что все услышанное сегодня произведет на вас самые хорошие впечатления, жизненный путь ученого станет примером для многих из вас, качества характера ученого примените уже скоро: сначала при подготовке домашнего задания, потом подготовке к выпускным экзаменам, поступлении в другие учебные заведения и пронесете через дальнейшую свою жизнь.

В руках у меня книга С.А. Балезина и С.Д. Бескова

“Выдающиеся русские ученые – химики”. И прощальный мой монолог выглядит так:

- Когда начинается новая тема - мне всегда бывает очень грустно, потому что то, что мы узнаем на уроках,- лишь очень малая часть всего интересного, что известно о великих ученых.

И мне бы очень хотелось, чтобы вы заглянули за эту дверь, в большой мир знаний. Для любознательных в дальнейшей работе поможет эта книга. Она – замечательная, но она не единственная, остальные вас ждут в школьной библиотеке. В добрый путь друзья! Спасибо! И до встречи!

Литература:

  1. Макареня А.А., Рысев Ю.В.
  2. Д.И.Менделеев: Кн.для учащихся. – 2-е изд.,перераб.- М.: Просвещение,1983.
  3. С.А. Балезин., С.Д. Бесков Выдающиеся русские ученые – химики. Пособие для учителей. Изд.2-е, перераб. М., “Просвещение”, 1972.
  4. Соловьев Ю.И. и др.История химии. Развитие основных направлений современной химии.Пособие для учителей.М.,”Просвещение”,1978.
  5. Трифонов Д.Н.., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся-М.: Просвещение,1980.
  6. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева: Пособие для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1982.
  7. Блохина О.Г. Я иду на урок химии 8-11 классы, М, “Первое сентября”: 2003 г.
  8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии для 11 класса часть 1, М, “Дрофа”:2003 г.
  9. Газета Первое Сентября.