Цели:
- правовое просвещение;
- профилактика правонарушений;
- знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ посредством игры;
- подвести учащихся к осознанию регулятивной, предупредительной и карательной функций правовых норм.
Задачи:
- способствовать формированию навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию;
- эмоционально воздействовать на участников игры;
- стимулировать творческую активность учащихся.
Ход мероприятия
Вступительное слово педагога
Жизнь любого человека можно представить в виде клубка ниток, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Давайте сейчас обсудим вопрос “Каковы причины преступления?” (Учащиеся называют различные причины.)
Все названные причины можно объединить в две группы – социальные и экономические.
– Какие факторы по вашему мнению , могут влиять на совершение преступления? (Влияние компании, СМИ и т.д.)
– Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
– Какие виды преступления вы знаете? (Слайд 2. Приложения 1).
– Что такое наказание? (Это мера государственного принуждения, предусмотренная УК и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления.)
– Какие виды наказаний вы знаете? (Слайд 3)
Немного статистики
В начале 2003 года в России было 19 тысяч несовершеннолетних заключенных. Наша страна остается одним из лидеров по относительному количеству несовершеннолетних заключенных – 13 на 100 тыс. человек.
Каждый десятый воспитанник ВК – сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами.
5-6% воспитанников – бывшие учащиеся вспомогательных школ.
Около половины – до ареста не учились и не работали.
Четверть воспитанников имеет образование в пределах начального.
Более 7% страдают алкоголизмом и наркоманией.
Воспитанники старше 18 лет (до 21 года) составляют от 25 до 40%.
Правовая игра “Знаете ли вы закон?”
Класс разбивается на 3 команды.
1 конкурс «Знаете ли вы закон?».
Командам по порядку называются ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают (уголовная или административная). За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. (Слайд 4)
2 конкурс. «Мораль или право?»
Определить в каких случаях наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая. За каждый правильный ответ по 1 баллу. (Слайд 5)
3 конкурс «Преступление и наказание».
Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.) (Приложение 2), в течение 5 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать его. (Слайд 6) За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Подведение итогов игры
Выступление помощника судьи Бойко Натальи Геннадьевны в форме пресс-конференции.
Вопросы, прозвучавшие на пресс-конференции:
- Назовите одну из самых распространенных причин совершения подростками правонарушений.
- Что такое возраст уголовной ответственности?
- В чем разница между уголовной и административной ответственностью?
- Легко ли судить подростков?
- Расскажите об условном наказании несовершеннолетних.
- Все ли виды наказаний действуют в отношении несовершеннолетних?