Цель: Формировать правовую культуру учащихся, родителей и учителей по защите прав и законных интересов ребенка.
Ход мероприятия
Время пребывания в каждом городе – 10 минут.
1. Приветствие
В записи звучит песня «Путешествовать интересно» Г. Гладкова.
Ведущий: Добрый день, юные любители знаний! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное путешествие – путешествие по строгой, но интересной Стране прав. Получив знания по праву, вы легко сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни, а наше КТД «Маленьким детям – большие права» принесет вам много пользы.
Командиры отрядов получают маршрутные листы.
Рисунок 1
Ведущий: Надеемся, что многие из вас проявят в КТД талант и откроют что-то новое в своих одноклассниках. Желаем вам, ребята, творческих успехов, удачи. Жители городов: Право-управляйка, Право-музыка, Право-сказка, Право-знайка, Право-играйка ждут вас в гости. В добрый путь!
2. Город «Право-управляйка»
Ведущий: Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина?
Ответы детей
Ведущий: Сегодня мы побеседуем о нашей Родине – России, символах и об основном законе нашего государства.
- Что же такое Родина? За что вы ее любите? (страна, в которой живет; дом, в котором родился; место, где жили его предки)
- Назовите столицу России? (г. Москва)
- Назовите государственный язык нашей страны? (русский)
- Назовите растение – символ России? (береза)
- Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн)
- Как называется основной закон Российской Федерации? (Конституция РФ)
- Чем отличается одно государство от другого? (языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением)
- Что вы можете рассказать о гербе, флаге, гимне Российской Федерации?
1 ученик: У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
2 ученик: Государственный флаг - это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Днем его рождения принято считать 20 января 1705 года, когда Петр I издал Указ учредить этот флаг символом России. Что символизируют цвета нашего флага?
1 версия: единство моря, земли и неба.
2 версия: единство трех славянских народов.
3 версия белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
3 ученик: Гимн – торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.
- Когда исполняется гимн Российской Федерации?
- Почему все стоя исполняют гимн?
- Кто написал текст гимна?
- А у нас в Олимпии есть тоже гимн. Когда мы его исполняем?
- А кто написал текст нашего гимна? (Л.И. Соколова)
Ведущий:
Есть книга правды и свободы,
Вся наша жизнь ее слова.
Запечатлели в ней народы
Свои священные права.
- Что это за книга? (Конституция РФ)
Последняя Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
- Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина? (Президент)
- Кто президент нашей страны? (Дмитрий Медведев)
- Кто является премьер-министром РФ? (Владимир Путин)
Теоретическое задание «Кроссворд»
Рисунок 2
Рассматривание детской и методической литературы по правовым знаниям на книжной выставке.
3. Город «Право-музыка»
Госпожа Конвенция: Приветствую вас, мои юные друзья. Вы, как и все полноправные члены нашего общества, имеете право на досуг, отдых и культурную жизнь.
1 помощник: (показывает табличку) Государства-участники признают право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2 помощник: Государства-участники уважают и поощряют права ребенка на всенародное участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
Госпожа Конвенция: Предлагаю вам, ребят, а поиграть в «Оркестр» (объясняет правила игры)
Игра «Оркестр»
Выбирается детская песня. Ведущий-дирижер начинает дирижировать: рука вверху – поют громче, посередине – нормальным голосом, внизу – тихо. Выбрать лучшего дирижера.
Ведущий: А сейчас я буду исполнять песни, а вы должны сказать о каких правах в них идет речь.
- «Песня бременских музыкантов» (право на свободу, передвижение, мирных собраний);
- «На крутом бережку» (право на отдых);
- «До чего дошел прогресс» (право пользования благами научно-технического прогресса).
Ведущий: А сейчас мы снова поиграем
Музыкальная игра «Найди меня»
Одного из играющих просят удалиться. Пока его нет, прячут в каком-либо доступном месте зверушку. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что нужно найти игрушку. В этом ему поможет песня. Когда он будет приближаться к предмету, все будут петь громко, а когда удаляться – тихо.
Выбрать лучшего игрока (найдет за самое короткое время игрушку)
4. Город «Право-сказка»
Ведущий:
20 ноября 1989 года была принята Конвенция прав ребёнка.
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
– Кто знает, сколько статей содержит Конвенция? (54 статьи)
– Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства ребёнка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителей.
- Право на личную жизнь.
(В ходе беседы выяснить, как учащиеся понимают каждое названное право).
– А сейчас попробуем разобраться с правами литературных героев.
Викторина «Права литературных героев»
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).
- Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», Марья Моревна- персонаж русских народных сказок).
- Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»).
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов»).
- Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причём обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер)
- В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
– Ребята, я очень надеюсь, что всё, о чём мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.
5. Город «Право-знайка»
Ведущий: Сейчас мы с вами находимся в городе, где живут дети, которые знают свои права и обязанности.
(Дети становятся друг за другом и под музыку отправляются в путь, повторяя слова за ведущим).
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Творческое задание
«ЗНАЯ ПРАВА, ВЫПОЛНЯЙ ОБЯЗАННОСТИ»
(Дети по очереди подходят к мольберту, читают предложения и ставят правильную карточку).
- Девочка учит собаку считать (право на учёбу).
- Алиса лечит мишке лапу (право на лечение).
- Мальчик с собакой идёт в музей (право на занятия в кружках и секциях)
- Катя убирает комнату (право на труд).
- Дети сидят за партами (обязаны выполнять устав школы).
- Дети играют (право на отдых).
- Девочка-парикмахер стрижёт куклу (обязаны ходить опрятными).
– В каждой школе есть права и обязанности учеников. (Чтение прав и обязанностей, вручение памяток каждому классу).
– Где записаны права и обязанности учащихся? (в школьном уставе).
6. Город «Право-играйка»
Ведущий 1: Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– На что имеют право и на что не имеют?
Ведущий 2: Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой с помощью различных решений, путём международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему.
Ведущий 3: На свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Права есть не только у взрослых, но и у детей.
– Где они записаны? (в Декларации прав ребёнка)
– Кто создал и принял Декларацию? (ООН)
Ведущий 2: Некоторые права мы сегодня с вами рассмотрим в «Право-играйке».
- «Право на имя при рождении»
Игра «Угадай, чей голосок». - «Право на отдых и досуг»
Игра «Жмурки». - «Право на учёбу»
Эстафета «Кто быстрее и правильно выполнит логическое задание».
Ведущий 1: Ребята, если соблюдать всё, что записано в Декларации прав ребёнка, то жизнь станет спокойнее и счастливее. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.