Оценка качества успеваемости по биологии в 9-м классе по теме "Введение в биологию. Цитология и биохимия клетки"

Разделы: Биология


Цель: Промежуточный контроль качества успеваемости по общей биологии.

Форма контроля: тест по вариантам.

Темы зачета: Введение в биологию, Цитология и Биохимия клетки.

Примерные варианты заданий

Зачетная работа по биологии в 9 классе. Вариант 1

А 1. Эндоплазматическая сеть в клетке выполняет функцию:

  1. синтеза ДНК;
  2. синтеза и-РНК;
  3. транспорта веществ;
  4. образования рибосом.

А 2. ДНК в соединении с белками в клетках эукариот представляет собой:

  1. хромосому;
  2. мембрану;
  3. микротрубочки;
  4. ядрышко.

А 3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 30% от общего числа. Определите процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле.

  1. 20%;
  2. 30%;
  3. 40%;
  4. 70%.

А 4. Благодаря пластическому обмену растительный организм обеспечивается:

  1. органическими веществами;
  2. минеральными солями;
  3. углекислым газом;
  4. кислородом.

А 5. Укажите положение, в большей степени подтверждающее, что ДНК является генетическим материалом клетки:

  1. ДНК состоит из четырех типов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию.
  2. В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах.
  3. У каждой особи ДНК индивидуальна по своей нуклеотидной последовательности.
  4. дочерние ДНК являются точной копией друг друга.

А 6. Среди перечисленных ниже углеводов укажите моносахарид:

  1. крахмал;
  2. глюкоза;
  3. целлюлоза;
  4. гликоген.

А 7. Какая клеточная органелла показана на рисунке?

  1. рибосома;
  2. аппарат Гольджи;
  3. митохондрия;
  4. хлоропласт.

А 8. Лизосома – клеточная органелла грибов и животных выполняет функцию:

  1. Автолиз;
  2. Фотосинтез;
  3. Синтез белка;
  4. Транспорт питательных веществ.

А 9. Какой из перечисленных организмов относится к царству бактерий

  1. Трутовик;
  2. Мукор;
  3. Гепард;
  4. Палочка Коха.

А 10. Какой из организмов относиться к автотрофам:

  1. Амеба;
  2. Жерлянка;
  3. Хламидомонада;
  4. Острица.

В 1. В чем сходство строения и функций молекул ДНК и иРНК в клетке?

  1. состоят из двух спирально закрученных полинуклеотидных нитей;
  2. образованы двумя полипептидными нитями;
  3. синтезируются в процессе репликации;
  4. содержат информацию о первичной структуре белка;
  5. в состав входят аденин, цитозин, гуанин;
  6. осуществляют реакции матричного типа.

В 2. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС: ОРГАНОИД:
А) восстановление углекислого газа до глюкозы;
Б) синтез АТФ в процессе дыхания;
В) первичный синтез органических веществ;
Г) превращение световой энергии в химическую;
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды.
1) митохондрия;
2) хлоропласт.

В 3. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК.

  1. разрыв водородных связей между нитями молекулы ДНК;
  2. присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов;
  3. раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов;
  4. образование двух молекул ДНК из одной.

В 4. Подпиши все клеточные органеллы:

С 1. Чем объясняются различия в названиях нуклеиновых кислот?

С 2. Фрагмент цепи и-РНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК

С 3. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидом с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученный результат.

С 4. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦАГАТГАЦГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода. 

Генетический код (и-РНК)

Первое основание Второе основание Третье основание
У Ц А Г
У Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир

Цис
Цис

Три
У
Ц
А
Г
Ц Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
А Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г
Г Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Результаты зачета

Участвовало 21 человек, cправились с работой 5 человек.


 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (ЛЕКЦИЯ)

ПЕРЕСДАЧА ЗАЧЕТА В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ

Переписывали работы: 11. Писали первично: 1

ИТОГИ ЗАЧЕТА ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ПЕРЕСДАЧА

АНАЛИЗ ЗАЧЕТА

В классе 24 человека писали зачет 22 человека (92%) из них:

Справились с работой 16 человек (67%):

  • на удовлетворительную оценку 11 человек (50%);
  • на оценку отлично 1 человек (9%);
  • на оценку хорошо 5 человек (23%).

Не справились с работой 6 человек (27%).

Выполнение заданий базового уровня

Блок А (А1-А10 максимум 1 балл)

Справились с заданиями базового уровня (блок А):

100%  – 2 человека (9%);
80%  – 5 человек (23%);
50-70%  – 6 человек (27%);
30-40%  – 8 человек (36%);
10%  – 1 человек (4,5%).

т.о. усвоили материал базового уровня 13 человек (59%) и не усвоили 9 человек (41%).

В целом по классу с заданиями базового уровня от А1 до А10 справились от 10 до 15 человек, суммарный процент выполнения заданий от 42-71%

Суммарный % выполнения заданий базового уровня

% выполнения заданий повышенного уровня

Блок В (В1-В4 максимум 2 балла)

Справились с заданиями повышенного уровня сложности:

100% (4 задания – 4-8 баллов) – 0 человек;
80% (3 задания – 3-6 баллов) – 5 человек (23%);
50 % (2 задания – 2-4 балла) – 3 человека (14%);
25% (1 задание – 1-2 балла) – 8 человек (36 %).

В целом по классу суммарное количество выполнявших задания набрали баллов от 8-33% учащихся (от 3 до 16 баллов) максимальное количество баллов 5.

Выполняли задания:

1 (1 балл) – 4 человека;
2 (2-3 балла) – 3 человека;
3 (4-5 баллов) – 5 человек.

Суммарный % выполнения заданий базового уровня

% выполнения заданий повышенного уровня

Задания повышенного уровня сложности суммарное значение по классу

Выполнение заданий высокого уровня сложности

Выполняли задания высокого уровня сложности

12 человек (перечислить по фамилиям).

Блок С (С1-С4 максимум 3 балла)

Справились с заданиями высокого уровня сложности 12 человек (55%):

100% (4 задания – 4-12 баллов) – 5 человек (23%);
80% (3 задания – 3-9 баллов) – 1 человек (4,5%);
50 % (2 задания – 2-6 балла) – 1 человека (4,5%);
25% (1 задание – 1-3 балла) – 5 человек (23%).

Итого по классу с заданиями высокого уровня справились, набрав суммарное количество баллов от 12 до 22 (16,7-3,3 %):

индивидуальный максимальный балл 11 (2 человек);
8 баллов (6 человек);
6 баллов (1 человек).

Выполнение заданий высокого уровня сложности суммарное значение по классу

Процент выполнения заданий классом по вопросам

Письменная тестовая работа (4 варианта) по темам, пройденным в 1 и 2 четверти 2009-2010 учебного года:

  1. Введение в биологию.
  2. Цитология.
  3. Биохимия клетки.

В целом по классу учащиеся пытались выполнить все предложенные задания. Из диаграммы видно, что наиболее сложными оказались в блоке А 7, 10, 4 задание на знание пластического обмена в растительном организме, распознавание клеточных органелл, определение типа питания организмов. Например:

А 4. Благодаря пластическому обмену растительный организм обеспечивается

  1. органическими веществами;
  2. минеральными солями;
  3. углекислым газом;
  4. кислородом.

А 7. Какая клеточная органелла показана на рисунке?

  1. рибосома;
  2. аппарат Гольджи;
  3. митохондрия;
  4. хлоропласт.

А 10. Какой из организмов относиться к автотрофам:

  • Амеба
  • Жерлянка
  • Хламидомонада
  • Острица

В блоке В затруднение вызвали 3 и 2 задание на установление соответствия и определения последовательности процессов. Например:

В 2. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС: ОРГАНОИД:
А) восстановление углекислого газа до глюкозы;
Б) синтез АТФ в процессе дыхания;
В) первичный синтез органических веществ;
Г) превращение световой энергии в химическую;
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды.
1) митохондрия;
2) хлоропласт.

В 3. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК.

  1. разрыв водородных связей между нитями молекулы ДНК;
  2. присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов;
  3. раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов;
  4. образование двух молекул ДНК из одной.

В блоке С наиболее сложными оказались 3 и 4 задание на решение цитологических задач следующего содержания:

С 3. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидом с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученный результат.

С 4. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦАГАТГАЦГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Выводы по зачету

  • Базовый уровень знаний предполагает удовлетворительную оценку. Усвоили базовый уровень (50-100% изученного материала) 13 человек (59%).
  • 9 (41%) человек не в состоянии усвоить элементарный понятийный аппарат базового уровня не проявляют интереса к предмету систематически не выполняют Д/З, не ведут конспектов урока нарушают дисциплину или пропускают занятия, не являются на консультации, пересдачи тем и практических работ имеют не удовлетворительную оценку за четверть.
  • Повышенный уровень предполагает оценку – хорошо и правильно выполненные задания блока В (4-8 баллов).
  • 13 (59%) человек пытались выполнить 50% заданий блока В и 8 (36%) набрали от 2-5 баллов.
  • Высокий уровень знаний предполагает оценку – отлично и правильно выполненные задания Блока С (max – 11 баллов). Пытались выполнять задания блока С 12 (55%) человек. 2 (9%) человека набрали максимальное количество баллов – 11.

Итоговые оценки за зачет

Распределение итоговых баллов за зачет

Таким образом, при оценивании работ и сумме трех блоков можно было набрать максимум 29 балов.

Оценка «отлично» – 23-29 баллов;
Оценка «хорошо» – 15-22 баллов;
Оценка «удовлетворительно» – 8-14 баллов;
Оценка «неудовлетворительно» – 0-7 баллов.

Приложение.