Цель: Промежуточный контроль качества успеваемости по общей биологии.
Форма контроля: тест по вариантам.
Темы зачета: Введение в биологию, Цитология и Биохимия клетки.
Примерные варианты заданий
Зачетная работа по биологии в 9 классе. Вариант 1
А 1. Эндоплазматическая сеть в клетке выполняет функцию:
- синтеза ДНК;
- синтеза и-РНК;
- транспорта веществ;
- образования рибосом.
А 2. ДНК в соединении с белками в клетках эукариот представляет собой:
- хромосому;
- мембрану;
- микротрубочки;
- ядрышко.
А 3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 30% от общего числа. Определите процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле.
- 20%;
- 30%;
- 40%;
- 70%.
А 4. Благодаря пластическому обмену растительный организм обеспечивается:
- органическими веществами;
- минеральными солями;
- углекислым газом;
- кислородом.
А 5. Укажите положение, в большей степени подтверждающее, что ДНК является генетическим материалом клетки:
- ДНК состоит из четырех типов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию.
- В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах.
- У каждой особи ДНК индивидуальна по своей нуклеотидной последовательности.
- дочерние ДНК являются точной копией друг друга.
А 6. Среди перечисленных ниже углеводов укажите моносахарид:
- крахмал;
- глюкоза;
- целлюлоза;
- гликоген.
А 7. Какая клеточная органелла показана на рисунке?
- рибосома;
- аппарат Гольджи;
- митохондрия;
- хлоропласт.
А 8. Лизосома – клеточная органелла грибов и животных выполняет функцию:
- Автолиз;
- Фотосинтез;
- Синтез белка;
- Транспорт питательных веществ.
А 9. Какой из перечисленных организмов относится к царству бактерий
- Трутовик;
- Мукор;
- Гепард;
- Палочка Коха.
А 10. Какой из организмов относиться к автотрофам:
- Амеба;
- Жерлянка;
- Хламидомонада;
- Острица.
В 1. В чем сходство строения и функций молекул ДНК и иРНК в клетке?
- состоят из двух спирально закрученных полинуклеотидных нитей;
- образованы двумя полипептидными нитями;
- синтезируются в процессе репликации;
- содержат информацию о первичной структуре белка;
- в состав входят аденин, цитозин, гуанин;
- осуществляют реакции матричного типа.
В 2. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.
ПРОЦЕСС: | ОРГАНОИД: |
А) восстановление углекислого газа до глюкозы; Б) синтез АТФ в процессе дыхания; В) первичный синтез органических веществ; Г) превращение световой энергии в химическую; Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. |
1) митохондрия; 2) хлоропласт. |
В 3. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК.
- разрыв водородных связей между нитями молекулы ДНК;
- присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов;
- раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов;
- образование двух молекул ДНК из одной.
В 4. Подпиши все клеточные органеллы:
С 1. Чем объясняются различия в названиях нуклеиновых кислот?
С 2. Фрагмент цепи и-РНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК
С 3. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидом с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученный результат.
С 4. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦАГАТГАЦГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Генетический код (и-РНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир – – |
Цис Цис – Три |
У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Результаты зачета
Участвовало 21 человек, cправились с работой 5 человек.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (ЛЕКЦИЯ)
ПЕРЕСДАЧА ЗАЧЕТА В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ
Переписывали работы: 11. Писали первично: 1
ИТОГИ ЗАЧЕТА ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ПЕРЕСДАЧА
АНАЛИЗ ЗАЧЕТА
В классе 24 человека писали зачет 22 человека (92%) из них:
Справились с работой 16 человек (67%):
- на удовлетворительную оценку 11 человек (50%);
- на оценку отлично 1 человек (9%);
- на оценку хорошо 5 человек (23%).
Не справились с работой 6 человек (27%).
Выполнение заданий базового уровня
Блок А (А1-А10 максимум 1 балл)
Справились с заданиями базового уровня (блок А):
100% – 2 человека (9%);
80% – 5 человек (23%);
50-70% – 6 человек (27%);
30-40% – 8 человек (36%);
10% – 1 человек (4,5%).
т.о. усвоили материал базового уровня 13 человек (59%) и не усвоили 9 человек (41%).
В целом по классу с заданиями базового уровня от А1 до А10 справились от 10 до 15 человек, суммарный процент выполнения заданий от 42-71%
Суммарный % выполнения заданий базового уровня
% выполнения заданий повышенного уровня
Блок В (В1-В4 максимум 2 балла)
Справились с заданиями повышенного уровня сложности:
100% (4 задания – 4-8 баллов) – 0 человек;
80% (3 задания – 3-6 баллов) – 5 человек (23%);
50 % (2 задания – 2-4 балла) – 3 человека (14%);
25% (1 задание – 1-2 балла) – 8 человек (36 %).
В целом по классу суммарное количество выполнявших задания набрали баллов от 8-33% учащихся (от 3 до 16 баллов) максимальное количество баллов 5.
Выполняли задания:
1 (1 балл) – 4 человека;
2 (2-3 балла) – 3 человека;
3 (4-5 баллов) – 5 человек.
Суммарный % выполнения заданий базового уровня
% выполнения заданий повышенного уровня
Задания повышенного уровня сложности суммарное значение по классу
Выполнение заданий высокого уровня сложности
Выполняли задания высокого уровня сложности
12 человек (перечислить по фамилиям).
Блок С (С1-С4 максимум 3 балла)
Справились с заданиями высокого уровня сложности 12 человек (55%):
100% (4 задания – 4-12 баллов) – 5 человек (23%);
80% (3 задания – 3-9 баллов) – 1 человек (4,5%);
50 % (2 задания – 2-6 балла) – 1 человека (4,5%);
25% (1 задание – 1-3 балла) – 5 человек (23%).
Итого по классу с заданиями высокого уровня справились, набрав суммарное количество баллов от 12 до 22 (16,7-3,3 %):
индивидуальный максимальный балл 11 (2 человек);
8 баллов (6 человек);
6 баллов (1 человек).
Выполнение заданий высокого уровня сложности суммарное значение по классу
Процент выполнения заданий классом по вопросам
Письменная тестовая работа (4 варианта) по темам, пройденным в 1 и 2 четверти 2009-2010 учебного года:
- Введение в биологию.
- Цитология.
- Биохимия клетки.
В целом по классу учащиеся пытались выполнить все предложенные задания. Из диаграммы видно, что наиболее сложными оказались в блоке А 7, 10, 4 задание на знание пластического обмена в растительном организме, распознавание клеточных органелл, определение типа питания организмов. Например:
А 4. Благодаря пластическому обмену растительный организм обеспечивается
- органическими веществами;
- минеральными солями;
- углекислым газом;
- кислородом.
А 7. Какая клеточная органелла показана на рисунке?
- рибосома;
- аппарат Гольджи;
- митохондрия;
- хлоропласт.
А 10. Какой из организмов относиться к автотрофам:
- Амеба
- Жерлянка
- Хламидомонада
- Острица
В блоке В затруднение вызвали 3 и 2 задание на установление соответствия и определения последовательности процессов. Например:
В 2. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.
ПРОЦЕСС: | ОРГАНОИД: |
А) восстановление углекислого газа до глюкозы; Б) синтез АТФ в процессе дыхания; В) первичный синтез органических веществ; Г) превращение световой энергии в химическую; Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. |
1) митохондрия; 2) хлоропласт. |
В 3. Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК.
- разрыв водородных связей между нитями молекулы ДНК;
- присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов;
- раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов;
- образование двух молекул ДНК из одной.
В блоке С наиболее сложными оказались 3 и 4 задание на решение цитологических задач следующего содержания:
С 3. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидом с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученный результат.
С 4. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦАГАТГАЦГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Выводы по зачету
- Базовый уровень знаний предполагает удовлетворительную оценку. Усвоили базовый уровень (50-100% изученного материала) 13 человек (59%).
- 9 (41%) человек не в состоянии усвоить элементарный понятийный аппарат базового уровня не проявляют интереса к предмету систематически не выполняют Д/З, не ведут конспектов урока нарушают дисциплину или пропускают занятия, не являются на консультации, пересдачи тем и практических работ имеют не удовлетворительную оценку за четверть.
- Повышенный уровень предполагает оценку – хорошо и правильно выполненные задания блока В (4-8 баллов).
- 13 (59%) человек пытались выполнить 50% заданий блока В и 8 (36%) набрали от 2-5 баллов.
- Высокий уровень знаний предполагает оценку – отлично и правильно выполненные задания Блока С (max – 11 баллов). Пытались выполнять задания блока С 12 (55%) человек. 2 (9%) человека набрали максимальное количество баллов – 11.
Итоговые оценки за зачет
Распределение итоговых баллов за зачет
Таким образом, при оценивании работ и сумме трех блоков можно было набрать максимум 29 балов.
Оценка «отлично» – 23-29 баллов;
Оценка «хорошо» – 15-22 баллов;
Оценка «удовлетворительно» – 8-14 баллов;
Оценка «неудовлетворительно» – 0-7 баллов.