Изготовление новогодних сувениров в лоскутной технике

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Образовательная: расширить знаний учащихся о лоскутной технике, ознакомить с правилами изготовления шаблонов и с технологией соединения деталей из лоскутов между собой, способами художественного оформления изделий;
  • Воспитательная: художественный вкус и творческое отношение к работе, внимательность, аккуратность, чувство красоты, культуру труда в работе.
  • Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, прививать эстетический вкус, развивать воображение и фантазию.

Материально-техническая база:

  • Кабинет технологии
  • Мультимедийная презентация
  • Инструменты и приспособления: лоскуты ткани; картон; ножницы; булавки; калька; швейные иглы; подушечки для игл; нитки; швейные машины; утюг.

Дидактическое обеспечение:

  • Рабочая тетрадь, цветные карандаши
  • Учебник
  • Инструкции по безопасным приемам труда при работе с ножницами, иголками, швейными машинами,
  • Технологические карты
  • Образцы изделий, выполненных в лоскутной технике.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный

Время урока: 40 минут.

Объект труда: изготовление эскиза новогоднего сувенира в лоскутной технике

Урок проводится с использованием презентации Power Point < Приложение 1>

Ход урока

1. Организация урока. (2 минуты)

- Приветствие;

- Проверка присутствующих учащихся;

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Запись в тетрадях числа и темы урока (все записано на доске).

2. Повторение пройденного материала. (10 минут)

Раздаются карточки. В них нужно дополнить высказывания и ответить на вопросы.

Карточка 1.

  1. Вид рукоделия, возникший благодаря обыкновенной заплатке. _________________
  2. Материалы, которые используются в лоскутной технике_______________________
  3. Что можно изготовить из лоскутков? _______________________________________
  4. На какие зоны можно разбить рабочее место?________________________________
  5. По каким признакам производят подбор тканей?______________________________

Карточка 2.

  1. Научное название лоскутной техники. ______________________________________
  2. Инструменты, используемые в лоскутной технике_____________________________
  3. Последовательность изготовления изделия из лоскутов:________________________
  4. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы? ___
  5. Как определяют прочность ткани? __________________________________________

Ответы:

Карточка 1: 1- лоскутная техника; 2- нитки и ткани; 3 – прихватки, аппликация, кукол и т.д.; 4- стол с инструментами, приспособлениями и материалами; швейная машина; гладильная доска и утюг; 5- по цвету, фактуре, рисунку.

Карточка 2: 1- печворк; 2- иглы, сантиметровая лента, линейка, ножницы; 3- работа с ножницами, ручной иглой и булавками; работа на швейной машине; работа с утюгом; 4- правила безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине; 5- кусочек ткани смачивают водой и утюжат на белой ткани.

3. нового материала. (13 минут)

Накануне новогодних праздников всегда возникает вопрос: чем порадовать своих друзей и близких. Пора подумать и о том, как украсить свой дом в праздничные дни. И сегодняшний урок нам в этом поможет. Лоскутное шитьё – это волшебное искусство: нарядные ткани прекрасно сочетаются с новогодними игрушками, мишурой. Не забудьте о том, что согласно восточному гороскопу, каждый год имеет свой талисман. Поэтому шутливые композиции с участием этих зверьков будут очень кстати.

- Как вы думаете, какие новогодние сувениры можно изготовить из лоскутов ткани? (Учащиеся предлагают свои варианты).

Я подготовила несколько вариантов новогодних сувениров: прихватки, рукавички-прихватки, рождественский сапожок, лоскутные шишки.

(объяснение учителя сопровождается показом слайдов презентации)

Прихватка (слайды 2,3,4,5,6)

Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка. Они могут быть самыми разнообразными: в зависимости от той ткани, которая оказалась у вас под рукой. Чаще всего для таких изделий используют старые вещи, вышедшие из обихода. Используя нашу фантазию, мы можем им дать новую жизнь. Но есть одно условие: ткань не должна быть синтетической, чтобы при соприкосновении с горячими предметами она не расплавилась и не причинила вам вреда.

Для прихватки вам понадобится: Лоскут ткани 25 Х 25 см, или другого подходящего размера.

Последовательность изготовления изделия.

  1. Сначала делается выкройка из бумаги величиной с лоскут, сложенный вдвое. Прихватка может быть выполнена в форме ёлочки, елочной игрушки, а может быть просто квадратной или прямоугольной формы, украшенная аппликацией соответствующей тематики.
  2. Сделав выкройку, положи её на свой лоскут ткани, сложенный вдвое, приколи булавками, обведи мелком и вырежи по выкройке две одинаковые детали в зеркальном отражении.
  3. Края прихватки соединяем петельным швом.

Если вы решили сделать аппликацию на прихватке, то сначала на бумажной выкройке нарисуйте то, что хотите, затем вырезать элементы аппликации и закрепить на одной половине прихватки, а затем соединить две части прихватки петельным швом.

Для работы с аппликацией, которую будете шить вручную, нужно брать иглы нужных размеров. Для тонких тканей и примётывания деталей подходят иглы 3-го и 5-го номеров, толстые материи шьются более короткими иглами чётных номеров: 4-го и 6-го.

Основные требования к игле – это острый гладкий кончик и хорошее ушко. Очень удобны иглы с щелью в ушке. В них при любом зрении проще вдеть нитку. Также просто с помощью такой иглы вывести концы нитей на изнаночную сторону работы.

Ножницы должны быть разных размеров. Более тонкие острые - для кроя тонких тканей, тяжелые – для плотных, ножницы-зигзаг – для обработки края. Отдельно держите ножницы для разрезания ткани и бумаги. Разрезать рабочими ножницами бумагу – значит портить их!

Если аппликация выполняется на швейной машине, желательно, чтобы у машинки был шов – зигзаг для обработки сыплющихся тканей, а также декоративные отделочные швы. Толстые ткани шьются иглой №100, а тонкие - №90. желательно иметь иглы для трикотажа.

При обмётке деталей со сложным контуром лучше сначала сделать обметку, а затем выкроить деталь из куска ткани.

Если ткань скользит и собирается под иглой, подложите под неё тонкую бумагу или кальку. После шитья бумага легко удалить (для зигзага этот приём не подходит).

Так как аппликация техника декоративная, свободная, с ней могут сочетаться фрагменты и вязания, и макраме, и бисероплетение.

Чем разнообразнее будет подход к работе с лоскутками и с аппликацией, тем интереснее и неожиданнее будут результаты.

Мешочек для подарков с тигром (вариант аппликации может быть любой)
(слайды 7,8,9)

Всегда приятно получить подарок в нарядной упаковке, но красивые бумажные упаковки быстро приходят в негодность. В нашем же сшитом мешочке можно не только преподнести подарок, но и потом хранить в нём различные мелочи.

Для мешочка вам понадобятся:

  1. Вельвет или мешковина (30Х40 см).
  2. Ленточка или шнурок для завязки (70 см).
  3. Оранжевый или жёлтый сатин (20Х15 см).
  4. Зелёный сатин (10Х10 см)

Порядок работы:

  1. Скроить прямоугольник из вельвета 36Х25 см, расположив рубчик вельвета горизонтально по большой стороне.
  2. Сделать рисунок и выкройку.
  3. Нанести на оранжевый сатин контур тигра.
  4. Выкроить тигра с прибавкой по контуру в 2 см.
  5. Приложить кальку с выкройкой на вельвет и мелом пометить её крайние точки.
  6. Наколоть на вельвет, приметать по периметру и по внутреннему контуру тигра.
  7. Пристрочить тигра точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм.
  8. Обрезать прибавки, не задевая шва.
  9. Сделать на черной шерсти мелом или мылом рисунки полос, носа и бровей тигра.
  10. Выкроить полосы с прибавкой около 1 см и каждую по очереди наколоть по рисунку и прострочить зигзагом.
  11. Обрезать излишки ткани строго по швам.
  12. Так же выполнить нос и брови.
  13. На глаза сразу настрочить зелёный сатин вместе с чёрными зрачками.
  14. Выполнить зигзагом рисунок рта.
  15. Ёлочку настрочить последовательными ярусами снизу вверх.
  16. Готовую аппликацию отпарить с изнаночной стороны
  17. Вельвет сложить пополам по горизонтали лицевыми сторонами внутрь и прошить прямым швом, а затем обработать зигзагом.
  18. По верхнему краю мешочка сделать подгиб с кулиской и продеть ленточку.

Рождественский сапог (слайд 10)

Назначение сапога – висеть на Рождество у камина или у ёлки и дожидаться, когда положат в него подарки. Этот сапожок можно сшить не только в подарок кому-то, но и для себя лично. Так все дети ждут к празднику подарок. А использовать его можно не один год.

Порядок работы:

  1. Скроить две одинаковые половинки сапога из тонкого драпа или сукна. Высота сапога 28 см и ширина 20 см. (Размер можно изменять в зависимости от желания)
  2. Сделать рисунок на выкройку.
  3. Выкроить элементы рисунка с припуском 2 см.
  4. Приложить кальку с выкройкой на вельвет и мелом пометить её крайние точки.
  5. Наколоть на сапожок, приметать по периметру и по внутреннему контуру элементы рисунка.
  6. Пристрочить элементы точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм.
  7. Обрезать прибавки, не задевая шва.
  8. По краям окантовать на машинке тесьмой, сложенной вдвое. Или обработать обмёточным швом.
  9. К верхней части голенища пришить петельку.
  10. Верх «голенища» и петельку для вешания сапога расшить бусами.

Праздничная прихватка-рукавичка (слайд 11,12)

Эту рукавичку-прихватку можно изготовить в подарок для мамы или бабушки.

Порядок работы:

  1. Нарисовать на картоне форму прихватки (ее нужно делать побольше, не забывая о припусках на швы и о том, что внутри будет ватиновая подкладка).
  2. Сделать рисунок на выкройку.
  3. Выкроить рукавичку, лицо, бороду, мех для шапочки.
  4. Закрепить аппликацию иголками, приметать.
  5. Пристрочить элементы точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм или пришиваем вручную. Для удобства закрепления рисунка можно вырезать из тонкого прозрачного полиэтиленового пакета все детали лица деда-Мороза, положить на них сверху тканевые двойники и заутюжить – рисунок приклеиться к рукавичке.
  6. Пришить глаза и пуговицы из подходящих пуговиц.
  7. вырезать ещё один экземпляр рукавички и продублировать двойным слоем ватина ту его половинку, которая будет соприкасаться с горячим.
  8. Сшить обе рукавички. Можно сшить по изнанке, а потом вывернуть, а можно сшить по лицевой стороне обмёточным швом.

Лоскутные шишки (слайд 13)

Эту забавную ёлочную игрушку выполняют из цветных ленточек, широкой тесьмы или тонкой ткани. Заготовки можно купить в магазине, а можно изготовить самим из толстого упаковочного пенопласта.

Для работы понадобиться : заготовка из пенопласта высотой 8 см, клетчатая (1,66 м) и жёлтая (1,4 м) ленты шириной 3 см, красная лента (0,4 м) шириной1,5 см, трикотаж (20Х20 см)

Порядок работы:

  1. Обтянуть заготовку кусочком эластичного трикотажа.
  2. Нарежьте ленту на отрезки по 5 см (28 желтых и 32 клетчатых и 2 клетчатых квадратика 3Х3 см)
  3. Из прямоугольников сделайте «чешуйки»-уголки: отрезок ленты сложите уголком и хорошо отутюжьте.
  4. Пришейте их швом «вперёд иголку» к заготовке снизу вверх (от вершины шишки к основанию), закрыв предварительно вершину квадратиком ткани: приложите его к вершине шишки и приклейте к трикотажу. Первый ряд из четырех клетчатых уголков уложите остриём к центру квадратика, приколите, а затем пришейте по кругу, отступив от среза уголков на 0,5 см. следующий ряд из четырёх жёлтых уголков приколите, сместив их в шахматном порядке по отношению к первому ряду. Пришейте, обращая внимание на то, чтобы швы первого ряда были закрыты уголками второго. Число уголков во всех рядах одинаковое – по 4. расстояние между уголками в ряду постепенно увеличивайте по мере увеличения объёма заготовки.
  5. Срезы уголков последнего ряда закройте квадратиком ткани, пришейте бантик и петлю из красной ленточки.

Панно «Рождественская ночь» (слайд 14)

Используя лоскутный узор, известный под названием «звезда дружбы», можно выполнить прихватку, а можно использовать для коллективных лоскутных работ, где каждый участник шьёт свою звезду, а затем их собирают в единое полотно. Расположить звезды на панно можно по-разному: в шахматном порядке, чередуя лоскутные блоки с такими же по размеру квадратами фона, или составить произвольно, выстроив узор из вертикальных полосах фона. Работу следует начинать с выполнения звезды в натуральную величину:

  1. Квадратный блок 12 Х 12 см разлинуйте на квадраты по 4Х 4 см и в образовавшейся сетке из 9 квадратов начертите контур звезды;
  2. Для удобства раскрасьте схему.
  3. Сделайте шаблоны двух повторяющихся деталей – квадрата и треугольника.
  4. Подсчитайте по схеме число необходимых деталей и раскроите их с припуском на швы: для звезды потребуется 4 однотонных квадрата (2 оранжевых и 2 желтых – центр фигур) и 32 треугольника: 16 синих и по 8 желтых и оранжевых (стачайте из них 16 двухцветных квадратов – по 4 для каждой звезды).
  5. Подготовьте полосу из ткани фона шириной 4 см (плюс припуск на шов с обеих сторон) и длиной 3 м, смотайте её в рулон и в ходе работы отрезайте от него полоски нужной длины.
  6. ориентируясь на схему панно, состоящую из 9 вертикальных полос (обозначенных арабскими цифрами), последовательно стачивайте каждую полосу из деталей звезд и полосок фона, определяя их по числу квадратиков в полосе (1-я и 9-я полоса только из ткани фона).
  7. Готовые полосы прогладьте, заутюжьте швы «на ребро» и сшейте полосы в полотно, аккуратно совмещая детали соседних полос. Заутюжьте швы.
  8. К верхнему и нижнему срезам пришейте планки шириной 2,5 см.
  9. Загладьте на изнаночную сторону припуски на швы по боковым срезам и для жёсткости продублируйте полотно клеевым флизелином.
  10. Закрепите панно в рамку.
  11. Украсьте панно: пришейте по периметру витой шнур, прикрепите мишуру и др.

4. Практическая часть. (10 минут)

- Прежде чем сшить изделие, необходимо выполнить эскиз – рисунок, по которому создается изделие. В своих рабочих тетрадях в течении 10 минут вы должны выполнить эскиз изделия, которое вы будете шить на следующем уроке.

В рабочих тетрадях учащиеся придумывают эскиз своего изделия

5. Заключительная часть. (5минут)

- Ребята, чему вы учились сегодня на уроке?

- Где вы можете применять эти знания и умения?

Домашнее задание: изготовить выкройки изделий для своего эскиза, познакомиться с материалом учебника п. 19., подобрать лоскуты для него и принести их на следующий урок. (слайд 15)

В оставшееся время предлагаю желающим продемонстрировать свои эскизы.

На следующем уроке выполняется практическая работа по изготовлению изделия.

Использованная литература:

  1. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., перераб./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.: ил.
  2. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) /авт.-сост. Г.П. Попова. – 2-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.
  3. Журналы «Сделай сам»;
  4. Журналы «Рукоделие».