Цели урока:
- Образовательная: расширить знаний учащихся о лоскутной технике, ознакомить с правилами изготовления шаблонов и с технологией соединения деталей из лоскутов между собой, способами художественного оформления изделий;
- Воспитательная: художественный вкус и творческое отношение к работе, внимательность, аккуратность, чувство красоты, культуру труда в работе.
- Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, прививать эстетический вкус, развивать воображение и фантазию.
Материально-техническая база:
- Кабинет технологии
- Мультимедийная презентация
- Инструменты и приспособления: лоскуты ткани; картон; ножницы; булавки; калька; швейные иглы; подушечки для игл; нитки; швейные машины; утюг.
Дидактическое обеспечение:
- Рабочая тетрадь, цветные карандаши
- Учебник
- Инструкции по безопасным приемам труда при работе с ножницами, иголками, швейными машинами,
- Технологические карты
- Образцы изделий, выполненных в лоскутной технике.
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный
Время урока: 40 минут.
Объект труда: изготовление эскиза новогоднего сувенира в лоскутной технике
Урок проводится с использованием презентации Power Point < Приложение 1>
Ход урока
1. Организация урока. (2 минуты)
- Приветствие;
- Проверка присутствующих учащихся;
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Запись в тетрадях числа и темы урока (все записано на доске).
2. Повторение пройденного материала. (10 минут)
Раздаются карточки. В них нужно дополнить высказывания и ответить на вопросы.
Карточка 1.
- Вид рукоделия, возникший благодаря обыкновенной заплатке. _________________
- Материалы, которые используются в лоскутной технике_______________________
- Что можно изготовить из лоскутков? _______________________________________
- На какие зоны можно разбить рабочее место?________________________________
- По каким признакам производят подбор тканей?______________________________
Карточка 2.
- Научное название лоскутной техники. ______________________________________
- Инструменты, используемые в лоскутной технике_____________________________
- Последовательность изготовления изделия из лоскутов:________________________
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы? ___
- Как определяют прочность ткани? __________________________________________
Ответы:
Карточка 1: 1- лоскутная техника; 2- нитки и ткани; 3 – прихватки, аппликация, кукол и т.д.; 4- стол с инструментами, приспособлениями и материалами; швейная машина; гладильная доска и утюг; 5- по цвету, фактуре, рисунку.
Карточка 2: 1- печворк; 2- иглы, сантиметровая лента, линейка, ножницы; 3- работа с ножницами, ручной иглой и булавками; работа на швейной машине; работа с утюгом; 4- правила безопасности при работе с ручными инструментами, при работе с утюгом и на швейной машине; 5- кусочек ткани смачивают водой и утюжат на белой ткани.
3. нового материала. (13 минут)
Накануне новогодних праздников всегда возникает вопрос: чем порадовать своих друзей и близких. Пора подумать и о том, как украсить свой дом в праздничные дни. И сегодняшний урок нам в этом поможет. Лоскутное шитьё – это волшебное искусство: нарядные ткани прекрасно сочетаются с новогодними игрушками, мишурой. Не забудьте о том, что согласно восточному гороскопу, каждый год имеет свой талисман. Поэтому шутливые композиции с участием этих зверьков будут очень кстати.
- Как вы думаете, какие новогодние сувениры можно изготовить из лоскутов ткани? (Учащиеся предлагают свои варианты).
Я подготовила несколько вариантов новогодних сувениров: прихватки, рукавички-прихватки, рождественский сапожок, лоскутные шишки.
(объяснение учителя сопровождается показом слайдов презентации)
Прихватка (слайды 2,3,4,5,6)
Самое простое изделие из лоскутков – это прихватка. Они могут быть самыми разнообразными: в зависимости от той ткани, которая оказалась у вас под рукой. Чаще всего для таких изделий используют старые вещи, вышедшие из обихода. Используя нашу фантазию, мы можем им дать новую жизнь. Но есть одно условие: ткань не должна быть синтетической, чтобы при соприкосновении с горячими предметами она не расплавилась и не причинила вам вреда.
Для прихватки вам понадобится: Лоскут ткани 25 Х 25 см, или другого подходящего размера.
Последовательность изготовления изделия.
- Сначала делается выкройка из бумаги величиной с лоскут, сложенный вдвое. Прихватка может быть выполнена в форме ёлочки, елочной игрушки, а может быть просто квадратной или прямоугольной формы, украшенная аппликацией соответствующей тематики.
- Сделав выкройку, положи её на свой лоскут ткани, сложенный вдвое, приколи булавками, обведи мелком и вырежи по выкройке две одинаковые детали в зеркальном отражении.
- Края прихватки соединяем петельным швом.
Если вы решили сделать аппликацию на прихватке, то сначала на бумажной выкройке нарисуйте то, что хотите, затем вырезать элементы аппликации и закрепить на одной половине прихватки, а затем соединить две части прихватки петельным швом.
Для работы с аппликацией, которую будете шить вручную, нужно брать иглы нужных размеров. Для тонких тканей и примётывания деталей подходят иглы 3-го и 5-го номеров, толстые материи шьются более короткими иглами чётных номеров: 4-го и 6-го.
Основные требования к игле – это острый гладкий кончик и хорошее ушко. Очень удобны иглы с щелью в ушке. В них при любом зрении проще вдеть нитку. Также просто с помощью такой иглы вывести концы нитей на изнаночную сторону работы.
Ножницы должны быть разных размеров. Более тонкие острые - для кроя тонких тканей, тяжелые – для плотных, ножницы-зигзаг – для обработки края. Отдельно держите ножницы для разрезания ткани и бумаги. Разрезать рабочими ножницами бумагу – значит портить их!
Если аппликация выполняется на швейной машине, желательно, чтобы у машинки был шов – зигзаг для обработки сыплющихся тканей, а также декоративные отделочные швы. Толстые ткани шьются иглой №100, а тонкие - №90. желательно иметь иглы для трикотажа.
При обмётке деталей со сложным контуром лучше сначала сделать обметку, а затем выкроить деталь из куска ткани.
Если ткань скользит и собирается под иглой, подложите под неё тонкую бумагу или кальку. После шитья бумага легко удалить (для зигзага этот приём не подходит).
Так как аппликация техника декоративная, свободная, с ней могут сочетаться фрагменты и вязания, и макраме, и бисероплетение.
Чем разнообразнее будет подход к работе с лоскутками и с аппликацией, тем интереснее и неожиданнее будут результаты.
Мешочек для подарков с тигром (вариант аппликации может быть любой)
(слайды 7,8,9)
Всегда приятно получить подарок в нарядной упаковке, но красивые бумажные упаковки быстро приходят в негодность. В нашем же сшитом мешочке можно не только преподнести подарок, но и потом хранить в нём различные мелочи.
Для мешочка вам понадобятся:
- Вельвет или мешковина (30Х40 см).
- Ленточка или шнурок для завязки (70 см).
- Оранжевый или жёлтый сатин (20Х15 см).
- Зелёный сатин (10Х10 см)
Порядок работы:
- Скроить прямоугольник из вельвета 36Х25 см, расположив рубчик вельвета горизонтально по большой стороне.
- Сделать рисунок и выкройку.
- Нанести на оранжевый сатин контур тигра.
- Выкроить тигра с прибавкой по контуру в 2 см.
- Приложить кальку с выкройкой на вельвет и мелом пометить её крайние точки.
- Наколоть на вельвет, приметать по периметру и по внутреннему контуру тигра.
- Пристрочить тигра точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм.
- Обрезать прибавки, не задевая шва.
- Сделать на черной шерсти мелом или мылом рисунки полос, носа и бровей тигра.
- Выкроить полосы с прибавкой около 1 см и каждую по очереди наколоть по рисунку и прострочить зигзагом.
- Обрезать излишки ткани строго по швам.
- Так же выполнить нос и брови.
- На глаза сразу настрочить зелёный сатин вместе с чёрными зрачками.
- Выполнить зигзагом рисунок рта.
- Ёлочку настрочить последовательными ярусами снизу вверх.
- Готовую аппликацию отпарить с изнаночной стороны
- Вельвет сложить пополам по горизонтали лицевыми сторонами внутрь и прошить прямым швом, а затем обработать зигзагом.
- По верхнему краю мешочка сделать подгиб с кулиской и продеть ленточку.
Рождественский сапог (слайд 10)
Назначение сапога – висеть на Рождество у камина или у ёлки и дожидаться, когда положат в него подарки. Этот сапожок можно сшить не только в подарок кому-то, но и для себя лично. Так все дети ждут к празднику подарок. А использовать его можно не один год.
Порядок работы:
- Скроить две одинаковые половинки сапога из тонкого драпа или сукна. Высота сапога 28 см и ширина 20 см. (Размер можно изменять в зависимости от желания)
- Сделать рисунок на выкройку.
- Выкроить элементы рисунка с припуском 2 см.
- Приложить кальку с выкройкой на вельвет и мелом пометить её крайние точки.
- Наколоть на сапожок, приметать по периметру и по внутреннему контуру элементы рисунка.
- Пристрочить элементы точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм.
- Обрезать прибавки, не задевая шва.
- По краям окантовать на машинке тесьмой, сложенной вдвое. Или обработать обмёточным швом.
- К верхней части голенища пришить петельку.
- Верх «голенища» и петельку для вешания сапога расшить бусами.
Праздничная прихватка-рукавичка (слайд 11,12)
Эту рукавичку-прихватку можно изготовить в подарок для мамы или бабушки.
Порядок работы:
- Нарисовать на картоне форму прихватки (ее нужно делать побольше, не забывая о припусках на швы и о том, что внутри будет ватиновая подкладка).
- Сделать рисунок на выкройку.
- Выкроить рукавичку, лицо, бороду, мех для шапочки.
- Закрепить аппликацию иголками, приметать.
- Пристрочить элементы точно по рисунку швом «зигзаг» 2-3 мм или пришиваем вручную. Для удобства закрепления рисунка можно вырезать из тонкого прозрачного полиэтиленового пакета все детали лица деда-Мороза, положить на них сверху тканевые двойники и заутюжить – рисунок приклеиться к рукавичке.
- Пришить глаза и пуговицы из подходящих пуговиц.
- вырезать ещё один экземпляр рукавички и продублировать двойным слоем ватина ту его половинку, которая будет соприкасаться с горячим.
- Сшить обе рукавички. Можно сшить по изнанке, а потом вывернуть, а можно сшить по лицевой стороне обмёточным швом.
Лоскутные шишки (слайд 13)
Эту забавную ёлочную игрушку выполняют из цветных ленточек, широкой тесьмы или тонкой ткани. Заготовки можно купить в магазине, а можно изготовить самим из толстого упаковочного пенопласта.
Для работы понадобиться : заготовка из пенопласта высотой 8 см, клетчатая (1,66 м) и жёлтая (1,4 м) ленты шириной 3 см, красная лента (0,4 м) шириной1,5 см, трикотаж (20Х20 см)
Порядок работы:
- Обтянуть заготовку кусочком эластичного трикотажа.
- Нарежьте ленту на отрезки по 5 см (28 желтых и 32 клетчатых и 2 клетчатых квадратика 3Х3 см)
- Из прямоугольников сделайте «чешуйки»-уголки: отрезок ленты сложите уголком и хорошо отутюжьте.
- Пришейте их швом «вперёд иголку» к заготовке снизу вверх (от вершины шишки к основанию), закрыв предварительно вершину квадратиком ткани: приложите его к вершине шишки и приклейте к трикотажу. Первый ряд из четырех клетчатых уголков уложите остриём к центру квадратика, приколите, а затем пришейте по кругу, отступив от среза уголков на 0,5 см. следующий ряд из четырёх жёлтых уголков приколите, сместив их в шахматном порядке по отношению к первому ряду. Пришейте, обращая внимание на то, чтобы швы первого ряда были закрыты уголками второго. Число уголков во всех рядах одинаковое – по 4. расстояние между уголками в ряду постепенно увеличивайте по мере увеличения объёма заготовки.
- Срезы уголков последнего ряда закройте квадратиком ткани, пришейте бантик и петлю из красной ленточки.
Панно «Рождественская ночь» (слайд 14)
Используя лоскутный узор, известный под названием «звезда дружбы», можно выполнить прихватку, а можно использовать для коллективных лоскутных работ, где каждый участник шьёт свою звезду, а затем их собирают в единое полотно. Расположить звезды на панно можно по-разному: в шахматном порядке, чередуя лоскутные блоки с такими же по размеру квадратами фона, или составить произвольно, выстроив узор из вертикальных полосах фона. Работу следует начинать с выполнения звезды в натуральную величину:
- Квадратный блок 12 Х 12 см разлинуйте на квадраты по 4Х 4 см и в образовавшейся сетке из 9 квадратов начертите контур звезды;
- Для удобства раскрасьте схему.
- Сделайте шаблоны двух повторяющихся деталей – квадрата и треугольника.
- Подсчитайте по схеме число необходимых деталей и раскроите их с припуском на швы: для звезды потребуется 4 однотонных квадрата (2 оранжевых и 2 желтых – центр фигур) и 32 треугольника: 16 синих и по 8 желтых и оранжевых (стачайте из них 16 двухцветных квадратов – по 4 для каждой звезды).
- Подготовьте полосу из ткани фона шириной 4 см (плюс припуск на шов с обеих сторон) и длиной 3 м, смотайте её в рулон и в ходе работы отрезайте от него полоски нужной длины.
- ориентируясь на схему панно, состоящую из 9 вертикальных полос (обозначенных арабскими цифрами), последовательно стачивайте каждую полосу из деталей звезд и полосок фона, определяя их по числу квадратиков в полосе (1-я и 9-я полоса только из ткани фона).
- Готовые полосы прогладьте, заутюжьте швы «на ребро» и сшейте полосы в полотно, аккуратно совмещая детали соседних полос. Заутюжьте швы.
- К верхнему и нижнему срезам пришейте планки шириной 2,5 см.
- Загладьте на изнаночную сторону припуски на швы по боковым срезам и для жёсткости продублируйте полотно клеевым флизелином.
- Закрепите панно в рамку.
- Украсьте панно: пришейте по периметру витой шнур, прикрепите мишуру и др.
4. Практическая часть. (10 минут)
- Прежде чем сшить изделие, необходимо выполнить эскиз – рисунок, по которому создается изделие. В своих рабочих тетрадях в течении 10 минут вы должны выполнить эскиз изделия, которое вы будете шить на следующем уроке.
В рабочих тетрадях учащиеся придумывают эскиз своего изделия
5. Заключительная часть. (5минут)
- Ребята, чему вы учились сегодня на уроке?
- Где вы можете применять эти знания и умения?
Домашнее задание: изготовить выкройки изделий для своего эскиза, познакомиться с материалом учебника п. 19., подобрать лоскуты для него и принести их на следующий урок. (слайд 15)
В оставшееся время предлагаю желающим продемонстрировать свои эскизы.
На следующем уроке выполняется практическая работа по изготовлению изделия.
Использованная литература:
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., перераб./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.: ил.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) /авт.-сост. Г.П. Попова. – 2-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.
- Журналы «Сделай сам»;
- Журналы «Рукоделие».