Цели урока:
- Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение».
- Воспитательные:
умения работать в коллективе;
стремления к непрерывному совершенствованию знаний. - Развивающие:
развитие умения учащихся обобщать сравнивать изученные факты;
развитие интереса к химии, как к общечеловеческой культуре.
Оборудование: штатив, спиртовка, держатель, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан.
Ход урока
На экране 1 слайд. Презентация 1
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» (Я. Берцелиус)
Учитель:
«Дефлогистированный воздух».
Так называли этот газ.
Иначе звали «чистый воздух»,
Легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично,
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
О каком газе говорится?
Наш урок по теме «Кислород. Оксиды. Горение» будет проходить в форме КВН. Участвуют две команды «Воздух» и «Кислород». Это ученики 8 класса. Участники должны будут пройти несколько этапов, выполнить разные задания. За каждый конкурс жюри выставляет оценки.
Итак, мы начинаем КВН.
Прошу, команды, поприветствуйте друг друга.
1 конкурс. Приветствия команд «Кислород» и «Воздух» (8 б.)
Приветствие команды «Кислород».
1 ученик:
Мы вас приветствуем, соперники друзья.
В торжественный сей день,
День новых начинаний,
Сознаемся мы вам
Приложим все старания,
Чтоб вас сегодня обыграть.
2 ученик:
Кислород нам нужен всегда
Кислород нам нужен везде,
Кислородом дышит
Все живое на земле.
Капитан команды «Кислород»: Мы хотели бы сделать подарок команде соперников. Кислород входит в состав очень многих важных веществ. Мы дарим одно из них это – «Живая вода». Пусть они сделают глоток этого прекрасного вещества, и у них всегда на уроках химии будет ясная голова для получения знаний. Желаем успехов!
Дарят колбу с надписью «Живая вода».
Капитан команды «Воздух» принимает подарок.
Учитель: Далее слушаем приветствие команды соперников.
Приветствие команды «Воздух».
-
Не математики, не физики,
И, тем не менее, нужны,
Мы просто химики-романтики
И здесь как воздух мы важны -
И вот теперь на КВН-е мы,
Сюда не так легко дойти,
Дрожат колени от волнения
Сердца забилися в груди. -
Но, тем не менее решительно
Готовы мы в борьбу вступить
И будем биться до последнего,
На том стоял и будет стоять
Отряд веселых менделят.
Капитан команды «Воздух»:
Вы, конечно, знаете, друзья,
Что на свете жить без воздуха нельзя
Так позвольте в виде сувенира
Подарить вам воздуха глоток.
Дышите на здоровье!
Дарит воздушный шарик с надписью «Чистый воздух» капитану команды «Воздух».
2 конкурс. «Химический диктант». (7 б.)
На экране 2 слайд. Презентация 2
Учитель: Я читаю предложения. Если вы считаете данные утверждения верными для кислорода, ставите О2, если нет, то ставите минус.
3 конкурс. «Восстанови шпаргалку». (4б.)
На экране 3 слайд. Презентация 3
Учитель: Эта шпаргалка найдена много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Ею часто пользовались не раз и многие записи стерлись. Помогите их восстановить.
За каждое уравнение по 2 балла.
4 конкурс. «Крестики-нолики». (4 б.)
На экране 4 слайд. Презентация 4
Учитель: На уроках вы иногда отвлекаетесь и играете в «Крестики-нолики». Вот и мы поиграем. Вспомним правила игры. На столе у каждой из команд лежат листы с заданиями. Необходимо вычеркнуть выигрышный вариант.
Выигрышный вариант для 1-ой таблицы. | Выигрышный вариант для 2-ой таблицы. |
Составные компоненты воздуха, концентрация которых не изменяется. | Составные компоненты воздуха, концентрация которых зависит от конкретных условий |
5 конкурс. «Подбери пару». (4 б.)
Учитель: У вас на столах по одной карточке со знаками химических элементов и индексами. Вы показываете их друг другу. Каждый подбирает себе пару, так чтобы формула оказалось правильной. Это делается под музыку.
Карточки. Са, О, С, О2, S, Al2, O2 , Mg, O, N, O3, Fe, O, S, O.
6 конкурс. Конкурс капитанов. (3 б.)
Учитель: Докончить уравнение реакций, назвать условие и признаки химических реакций.
На экране слайд 5. Презентация 5
7 конкурс. «Викторина»
Учитель: Пока готовятся капитаны, среди участников проведем небольшую викторину.
- Какой оксид используется для получения газированной воды?
- Какую ошибку допустил ученик, сказав «Фосфор при горении соединяется с воздухом»?
- Как кислород образуется в природе?
- Что называют «гремучим газом»?
8 конкурс. Практические опыты. (5 б.)
«Воздух» | «Кислород» |
1. Получение О2 из KMnО4. | 1. Получение кислорода из Н2О2. |
2. Несгораемый платок с объяснениями. | 2. Доказательство существования О2 в воздухе. |
9 конкурс. «Ты – мне, я – тебе». (4 б.)
Учитель: Команды заранее приготовили вопросы соперникам.
«Воздух» | «Кислород» |
Кто впервые открыл и изучил кислород? | Назовите условия возникновенияи прекращения горения. |
10 конкурс. Домашнее задание. (8 б.)
Учитель. Самый интересный конкурс – домашнее задание. Надо было придумать рассказ, сказку, песню или стихи о кислороде.
Домашнее задание команды «Кислород».
Сказка о кислороде.
Дорогие ребята, уважаемые гости сейчас мы расскажем вам сказку. Но не героическую, не бытовую, а ХИМИЧЕСКУЮ, значит в какой то степени и волшебную, потому что химия творит чудеса.
Однажды родился на Земле необыкновенный химический элемен – кислород. стало ему одиноко, и решил он отправиться за три девять земель искать друзей. Шел он, шел и вдруг замер на месте от восторга. Перед ним стоял самый настоящий углерод. Подружились они, и их дружба стала называться углекислым газом.
Отправился кислород дальше искать новых друзей. Вдруг его ослепил серебристо белый свет и он остановился. Конечно же, это был красавец- кальций. Он оказался хорошим другом, и свою дружбу они назвали также красиво – оксид кальция, а по простому негашеная известь.
И вот кислород опять отправился в путь дорожку. Но долго ему идти не пришлось. Навстречу ему водород. Не идет, а прямо-таки летит. Спрашивает его кислород: «Ты куда ?» – «Тебя ищу». – «Зачем я тебе?» – «На гремучее дело хочу тебя подбить. Гремучую смесь сделаем. Ой, что будет!» «Нет, – сказал кислород. Я добрый, я хочу быть полезным»м отправился дальше.
Стало водороду стыдно от этих слов и решил исправиться. Он опять полетел как стрела за кислородом, догнал его и извинился. Кислород простил его и предложил настоящую дружбу. Эта дружба имела огромное значение не только для них, но и для всего живого на Земле. Свою дружбу они назвали водой.
Кислороду понравилось путешествовать по Земле в поисках друзей. И вот новая встреча. С ног до головы серебристо-белый, легкий, ковкий, с высокой электропроводностью стоял перед ним Алюминий. Думали они, думали и наконец придумали, как назвать свою дружбу. Им понравилось название корунд, которое подчеркивало, что они ТВЕРДО решили быть друзьями.
Долго путешествовал кислород, обретая все новых и новых друзей. Там, где появлялся кислород, зарождалась жизнь, новая дружба, и все очень и очень нуждались в нем. А он, неугомонный и бескорыстный, окрыленный, что он всем нужен, летал по всей Земле и дарил всем частичку себя.
И как знать, если бы когда-то, давным-давно, не родился бы на Земле кислород и не решил бы он оправиться в путешествие, может быть, сейчас не было бы и нас с вами. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Учитель: Теперь слово предоставляется команде соперников.
Домашнее задание команды «Воздух».
Частушки.
Поскорей звони звонок Мы тебя заждались Нас по химии урок Ждет необычайный. Все оксиды – целый ряд Выучил я быстро И решил, что знаю я Химию на «отлично». Химию я знать хочу О кислороде все учу, Но страшно взрывов я боюсь И опыт делать не берусь. Что такое кислород? Подскажите, где живет? Он, всегда, везде и всюду, Без него и жизни нет. Покажите мне его, Почему не видно? Потому что это газ, И бесцветен он как раз У меня же – двое много Ведь не Менделеев я! Да, я парень из народа, Но не Менделеев я. |
Раз не видим мы его Может запах у него? Вот, Валерка, ты невежа, Здесь и запаху нет места. Мы не видим и не слышим, И не чувствуем его, Но в природе кислород Все живое создает. Он и в воздухе, и в воде Нашел место и в огне Роль кислороды на Земле Впервые понял Лавуазье Добавляясь к веществам Окисляет в дважды два Что такое окисление? Это тоже, что горение. Стыд и срам тебе, Валерка Постеснялся бы жюри. За тебя нам всем так стыдно Прогулял уроки, видно! Эх, на что это похоже? Что же делать, как мне быть По своей и божьей воле Стань разумен и велик! |
Учитель: Это последнее испытание на нашем мероприятии. Далее ждем слова жюри.
Подведение итогов всей игры.
Сообщение общего счета.
Учитель подводит общий итог урока.