Цель урока: систематизировать знания о звуках русского и английского языков.
Задачи урока:
- совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки;
- давать характеристику звукам;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход урока
Начало урока. Приветствие. Целеустановка.
Учитель английского языка:
- Что изучает фонетика?
- Почему важно изучать правила фонетики?
- Сколько букв в английском алфавите?
- Сколько гласных в английском языке? Назовите их.
- Сколько согласных в английском языке? Назовите эти буквы.
Учитель русского языка:
– Для чего нужны звуки? (Чтобы произносить слова.)
– Какую роль они играют? (Чтобы различать смысл слов.)
– На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
– Какие игры со звуками вы знаете?
Анаграммы – игры, в которых слова разгадываются путём перестановки звуков. Например: кулак - кукла, корма - комар, камыш - мышка.
Метаграммы, например:
С буквой Л – в игре в футбол
Часто слышим слово …
С Д уж в слове смысл на тот –
Мерой стало – просто … (Гол – год)
С глухим согласным
Наливаюсь в поле,
Со звонким –
Сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)
Логогрифы – новое слово получается путём добавления или отбрасывания звуков. Например: вол – волк, гроза – роза, уха – муха.
Вывод: Как изменились слова? (Изменился их смысл).
Учитель английского языка:
Давайте вспомним типы слогов в английском языке и посмотрим как гласные буквы читаются в зависимости от их типа.
Открытый слог: name, five, rose, music.
Закрытый слог:cat, big, pen, dog, run.
Пришло время немного отдохнуть и выполнить веселые упражнения (зарядка).
Учитель русского языка:
– Какие звуки занимаются в этой школе? (Гласные звуки.)
– Гласный звук поётся, произносится без преград.
– Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите эти звуки:
[а], [о], [и], [ы], [у], [э]
– В какой позиции могут находиться гласные звуки? (В сильной и слабой позиции.)
– Какие звуки мы слышим в слабой позиции: сорока, жираф, лягушка, верблюд? (а, ы, и)
– Что нужно сделать, чтобы верно написать эти слова? (Изменить слово так, чтобы гласный звук был под ударением или обратиться к орфографическому словарю.)
Учитель английского языка:
Ребята, а вы знаете, что в английском языке значение слова зависит от того, как вы произнесете гласный звук: долго или кратко.
hut [Λ] (хижина) – heart [a:] (сердце)
sheep [i:] (овца) – ship [i] (корабль)
dark [a:] (темно) – duck [Λ] (утка)
А сейчас немного отдохнем и вспомним песенку про алфават
Учитель русского языка:
– Какими звуками отличаются слова: Дам – там, жаль – шаль, дог – рок? (д – т, ж – ш, г – к)
– Сколько парных звуков по звонкости – глухости? (11 пар)
Непарные согласные: | |
звонкие | глухие |
[л], [м], [н], [р], [й] | [х], [ц], [ч], [щ] |
– Какие звуки мы произносим в словах: носорог, лебедь, лев? (к, т′, ф)
– Как мы проверим, какую букву писать, если звук находится в слабой позиции?
Учитель английского языка:
В английском языке тоже есть парные звонкие и глухие согласные, однако оглушать звонкие согласные в конце слов нельзя, потому что от этого зависит значение слов.
bad [d] (плохо) – bat [t](летучая мышь)
kit [d] (котенок) – kid [t] (козленок)
foot [t] (нога) – food [d] (еда)
Учитель русского языка:
Назовите согласные звуки, которые не имеют твёрдой пары:
– Всегда мягкие [й], [ч], [щ].
Назовите согласные звуки, которые не имеют мягкой пары:
– Всегда твёрдые [ж], [ш], [ц].
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
– Разгадайте метаграмму:
Со звуком [л′] – найдёте под землёй
(Я, как известно, каменный и бурый).
А с [л] я в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь – угол)
Учитель английского языка:
В английском языке согласные звуки не произносятся мягко, давайте сравним: [m] milk, music, middle (миля)
[l] sleep, leave, lit (лидер)
[r] tree, green, street (три)
Учитель русского языка:
Рефлексия: Что было интересного на уроке? Какие задания вызвали трудности?
Домашнее задание по русскому языку: разноуровневые задания.
На «5» – выполнить звуко-буквенный разбор слова; написать примеры английских слов по правилам, изученным на уроке.
на «4» – найти в словах мягкие согласные звуки; написать примеры английских слов с открытым и закрытым типом слога.
на «3» – найти звонкие и глухие согласные звуки в русских и английских словах.