Урок по истории в 6-м классе на тему "Всадники с Востока"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. образовательная: закрепить знания о новом соседе с Востока. Выработать четкое представление о монгольско – татарской державе;
  2. развивающая: продолжить работу по формированию следующих умений делать выводы и обобщать, работать с документами и исторической картой, понятиями и датами, нарабатывать навык подготовки сообщения, умение производить самоанализ и самооценку;
  3. воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию определенных качеств личности – мужество, смелость, патриотизм. Формирование чувства неприятия всякого порабощения и угнетения.

Оборудование:

  • н/карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII в.»;
  • учебник “История России 6/7 класс” – автор Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.;
  • карточки с текстом для групп;
  • документы;
  • историческая справка оЧингисхане;
  • иллюстрации Чингисхана и монголо-татарской армии;
  • основные понятия и даты: Темучин, Чингисхан, Калка, 1132, 1206, 1223;

План урока:

  1. Монгольская держава в XIII веке:
    А) территория и занятия монголо-татар;
    Б) Чингисхан – основатель Монгольской державы;
    В) организация монгольского войска;
    Г) завоевательные походы.
  2. Битва на реке Калке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

помогает выделить ведущие понятия изученного материала (феодальная раздробленность) и подготовить ребят к восприятию нового. Проводится в форме самостоятельной работы в парах, один у доски.

Учитель: – А вы знаете, что недавно около г. Олешье, что расположен недалеко от реки Калка (показать на карте) ученые археологи при раскопках нашли старинный манускрипт, который пролежал в земле 821 год. Текст был залит кровью, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на три части. Нам с вами нужно помочь ученым – восстановить текст.

Учитель: – Что получилось?

Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью.

Учитель: – Что означает эта фраза из летописи? Какой период переживало русское государство? Как историки его называют? (Феодальная раздробленность) 1132 год – принято считать начало феодальной раздробленности на Руси.

Учитель: – В чем слабость государства в период феодальной раздробленности? (в слабой обороноспособности границ русского государства) Вывод: именно это и явилось причиной того, что в XIII веке Русь впервые не смогла защитить свою территорию.

III. Знакомство с новым материалом

Тема урока «Всадники с Востока»

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, кому Русское государство не смогло оказать сопротивление. Кто этот народ с Востока, который сумел завоевать и удерживать господство над землей Русской в течение 250 лет.

План урока.

Учитель: Чтобы раскрыть 1-й пункт плана мы с вами проведем исследовательскую работу (работа в группах):

1 ряд – I поисковый отряд; 2 ряд – II поисковый отряд; 3 ряд – III поисковый отряд; внимательно прочитайте задание, на работу вам дается 2-3 минутки.

Задания для исследовательской работы:

Группа 1. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, существенное значение имела охота. Земледелия монголы не знали. Разводили в основном лошадей и овец. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку (подобное сооружение называлось кибиткой). На установку войлочной юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и упаковку на спину верблюда – и того меньше. Такое передвижное жилье было незаменимо во время дальних кочевий.

Скот и пастбища – было главным богатством у кочевников. Стремясь завести как можно больше скота, монголы вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались.

Вопросы:

  1. На какой территории проживали монгольские племена в XII веке?
  2. Назовите основные занятия монголо-татар.
  3. Почему их называли кочевниками?
  4. Что было главной ценностью для монголов?

Группа 2. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам, щедростью к сторонникам и стремительностью в нападениях. Этот хан Темучин раньше видел немало бедствий. Он родился в 1155 г. В девять лет потерял отца, отравленного татарами (одно из самых многочисленных монгольских племен). Несколько лет провел в рабстве и с деревянной колодкой на шее исполнял самые тяжелые работы в кузнице враждебного племени. Но он бежал оттуда, убив своей цепью сторожа, и потом много лет провел в войнах, стремясь к власти над другими ханами… Ему было уже пятьдесят лет, когда ханы провозгласили его великим каганом и подняли на «белом войлоке почета» в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов…

В 1206 г. съезд кочевой знати провозгласил его – Чингисханом, имя-титул великого хана всех монголов.

Вопросы:

  1. Кто объединил татарские племена?
  2. Что означает имя – Чингисхан?

Группа 3. Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 85 (два последних абзаца).

Ответьте на вопрос №1 после параграфа 10 (стр. 92).

Ответы 1 группы.

Учитель: – Кочевой народ – какой он? (физически выносливый, крепкий, организованный)

Карта: Юго-восточнее оз.Байкал, именно отсюда монголо – татары двинулись на завоевание новых земель.

Учитель: – Кому удалось объединить такой народ?

Ответы 2 группы.

Запись в тетрадь – Чингисхан – Великий хан.

Учитель: – Опишите организацию и вооружение монгольского войска.

Ответы 3 группы.

В чем его сила? В чем причина завоевательных походов монголов? (цель походов – завоевание новых земель и обогащение).

Учитель: – В каком году произошла битва, где?

Запись в тетрадь: 1223 год – битва на р. Калка.

Работа с учебником: откройте учебник на стр. 93 найдите на карте и обозначьте место сражения, один ученик у доски (живая карта).

Учитель: – Охарактеризуйте деятельность русских князей после битвы на р. Калке? Чтобы вы предприняли на их месте? (Князей этот урок ничему не научил. Они продолжали ослаблять друг друга в междоусобных войнах)

  • К чему это может привести? (К дальнейшим нашествиям)
  • Почему русско-половецкие войска потерпели поражение? Определим причины поражения.

IV. Закрепление изученного.

Учитель: – Что вы нового узнали на уроке?

Полученные знания мы закрепим в форме игры «Да – Нет». Если вы согласны с утверждением – ставьте «+», не согласны «-».

  1. Основная причина слабости Русского государства накануне нашествия монголо – татар – феодальная раздробленность. Да – нет.
  2. Чингисхан – это имя – титул, что в переводе означает Великий хан. Да – нет.
  3. Монгольская армия отличалась недисциплинированностью, малой численностью, а русская – единством. Да – нет.
  4. Битва на реке Калка произошла в 1232 году. Да – нет.
  5. В битве на реке Калка русские воины потерпели страшное поражение. Да – нет.

Проверка выполнения задания, самооценка.

V. Домашнее задание:

инструктаж выполнения д/з.

VI. Итог урока.

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить всех нас. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее урок.

Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

VII. Рефлексия.

Дополнительный материал для учителя

Темучин (Чингисхан)

«Он высокого роста, и, хотя ему уже больше шестидесяти лет, он очень силен. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить, - на кровожадную тигрицу, ласкающую своих тигрят. У него высокий лоб, длинная, узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся не задумываясь, так как они верят, что победят, - Чингиз-хан всегда одерживает победы».

Галицко-Волынская летопись

«В год 1223. Пришло неслыханное войско, безбожные маовитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них, Юрий Кончакович, не мог противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в землю Русскую, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславович Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было»…

По данным Лаврентьевской летописи, битва произошла 31 мая 1223 года. Войска переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены, шесть князей были убиты, князья Галицкий и Волынский спаслись бегством. После этого монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась осада лагеря, и князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали отпустить их войско. Вероломно нарушив обещание, монголы перебили всех русских воинов, а князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольская знать устроила пир. Через какое-то время все пленные были раздавлены, но пиршество продолжалось.

Монгольское войско создано на основе родового признака, которому в 12-13 веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. Рядовой единицей этого войска была десятка – семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма – десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Войско было сильным и хорошо подготовленным. Установлена жесточайшая дисциплина, строгое подчинение и коллективная ответственность за поведение в бою. Введение особых приемов боя: ложное отступление, заманивание врага под удар главных сил; использование осадной техники.