Роль витаминов в жизни человека

Разделы: Биология


Задачи: ввести понятие о витаминах и их роли в обмене веществ; сформировать представление об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; познакомить со способами практического применения витаминов и содержании их в продуктах питания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, принтер, ноутбук, муляжи овощей и фруктов, кипяток, шиповник, посуда для заваривания, карточки, тесты, листовки.

Дети проходят в класс, прикрепляя себе картинку с рисунками продуктов, содержащих разные витамины. Рассаживаются за столы по группам.

1. Вступительная часть

Среди северных мореплавателей поморцев прошлых веков свирепствовала страшная болезнь – распухали и кровоточили десна, выпадали зубы, лопались сосуды. Не могли понять причину болезни поморцы, вот и придумывали ее сказочное отражение.

Эта болезнь в поморских сказаниях представлена в образе уродливой костлявой старухи – дочери царя Ирода. Лицо у нее синее, морщинистое, зубами ляскает, глаза, как у волчицы горят. Все норовит на человека свою болезнь напустить. И сестер у нее много: 11 их. Сестры-красавицы во сне охотников обольщают: то женой, то невестой прикидываются. Как захочет молодец еще раз жену или невесту увидеть, так и пропал – спать будет много. Тут старуха его и прихватит.

Является к людям старуха с сестрами только в пургу сильную, а боится она морошку да шиповник, салата разного да мяса свежего. А имя той старухи – ЦИНГА.

От чего погибали отважные мореплаватели-поморцы?

(От недостатка витаминов)

2. Тема: Мы поговорим о роли витаминов в жизни и здоровье человека.

Задачи:

  • Вы узнаете интересные сведения о роли витаминов.
  • Вы проверите себя, состояние своего здоровья.
  • Мы подготовим агитлистовку с использованием компьютерных знаний.
  • И выполним небольшую практическую работу.

3. История открытия витаминов.

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. Молодой ученый искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, кормил мышей. Такие мыши гибли на 11 день. Тогда Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши. Если в их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

Как вы думаете, почему в первом случае мыши погибали?

У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает, и сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Позже эти вещества назвали витаминами, а точность опытов Лунина подтвердилась во многих странах.

Витамины с латинского «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот. (Правда, потом оказалось, не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.)

4. Классификация витаминов.

Витамины подразделяются на две группы:

  • водорастворимые – В, С, Р
  • жирорастворимые – А, Д, Е, К

Насчитывается витаминов около 30. Обозначают их заглавными латинскими буквами. Иногда они образуют группу, например В

В связи с недостатком какого-либо витамина в организме возникает заболевание – гиповитаминоз.

А авитаминоз возникает при отсутствии того или иного витамина. Такое нарушение обмена веществ часто наблюдается в зимнее-весенний период.

5. Работа с компьютером.

Сейчас два человека будут работать над мини- проектом и результатом которого станет создание агитлистовки с использованием компьютера.

Ход работы отражен в инструктивной карте.

6. Работа групп.

Вы сидите по группам, каждая группа готовит информацию об одном витамине (А, В, С или Д) и записывает данные в таблицу.

На работу вам 5 минут.

Название витамина Роль в обмене веществ Признаки авитаминоза Продукты, содержащие витамины
В 1 - тиамин Участвует в работе окислительных ферментов. В нервных и мышечных тканях накопление ядовитых соединений. Бери-бери, паралич, судороги, сердечная недостаточность, мышечная слабость, отеки. Оболочки зерен злаковых, черный и белый хлеб из муки грубого помола, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы.
В 2 - рибофлавит В состав ферментов, влияющих на состояние эпителия пищеварительного канала. Гиповитаминоз – трещинки в углах рта, нарушается зрение, малокровие. Молоко, сыр, яйца, печень, почки, гречка
В 12 - цианкобаламин При отсутствии не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге. Малокровие Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты.
С – аскорбиновая кислота В состав ферментов, предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны. Цинга, слабость, десны кровоточат, зубы шатаются, выпадают, смерть. Шиповник, черная смородина, лимон, капуста.
А - ретинол В работе ферментов при образовании зрительного пигмента. Куриная слепота, неспособность видеть в слабоосвещенном месте. Печень, сливочное масло, сыр, морковь, красный перец, абрикос, тыква…
Д - кальциферол Не функционируют ферменты, помогающие всасывать кальций из кишечника, нарушается обмен фосфора. Рахит, кости искривляются, непрочные Рыбий жир, печень, дрожжи, яичный желток, облучение кварцевой лампой.

Кому первому предоставим слово?

На выступление 1 минута.

Обратите внимание, что в одном продукте могут содержаться несколько витаминов.

7. Физкультминутка.

Обратите внимание на ваши карточки. Я предлагаю каждому объединиться в группы, которые содержали бы один витамин. (Дети пересаживаются, меняются местами)

8. Практическая часть в группах. (3 минуты)

1 группа – витамин А. Из предоставленных муляжей овощей и фруктов, выбрать те, которые богаты витамином А.

2 группа – витамин В. Составить меню из продуктов на один день, в состав которого обязательно входит витамин В. (Лист бумаги А3 и фломастеры).

3 группа – витамин С. Приготовить чай из шиповника. Залить плоды шиповника кипятком в термос, накрыть крышкой, настаивать 10 – 15 мин. Ответить на вопрос – для чего употребляется такой витаминный чай?

4 группа – витамин D. Дать несколько полезных советов (около 5) как получать витамин D круглый год?

9. Представление листовки, выполненной обучающимися на компьютере.

Выпуск листовки на принтере.

10. Рефлексия.

Тестирование

  • Хорошо ли вы различаете предметы в сумерках и быстро ли осваиваетесь, переходя из светлого помещения в темное?
  • Осмотрите уголки рта, нет ли там трещин, ссадин.
  • Посмотрите на язык друг друга, нет ли на нем гладких пятен более яркого цвета.

Сравните результаты теста с результатами на экране.

1 – да,
2 – нет,
3 – нет.

Поднимите руки те, у кого нет названных проблем.

А у кого проблемы все-таки существуют, я рекомендую не забывать о роли витаминов для здоровья и серьезнее относиться к этому.

11. Домашнее задание.

  1. Можно обратиться на сайт, который поможет найти интересный материал о витаминах, распространенных заболеваниях и их профилактике.
  2. На досуге можете выполнить психологический тест.

Спасибо!

Презентация

Листовка

Тест.