Урок чтения в 3-м классе. И.Дик. "Красные яблоки"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».

Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Задачи:

  • Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
  • Учить определять авторский замысел.      
  • Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.

Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись классической музыки, песни «Дорогою добра». (Приложение)

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока. Слайд 1

II. Подготовка к основному этапу урока

Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

– Почему я взяла это стихотворение для начала урока
– Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 2
– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
– Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово к слову «равнодушные». (Равнодушие)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)
– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки». Слайд 3
– Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с новым произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти)
Звучит классическая музыка. Учитель рассказывает о писателе. Слайд 4
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5
Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд 6
–  Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
– Это самый главный вопрос нашего урока. Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.

Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.

  1. Это не этично.
  2. Человеку неприятно.
  3. С тобой может случиться такая же беда.

– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».

3. Усвоение новых знаний и способов действий

– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать.
Перед чтением проводится словарная работа над словами: балансировать, авоська, наледь, парадное. Слайд 8
Чтение рассказа вслух по частям. В ходе чтения детям задаются вопросы. Чтение 1 части учителем.

4. Первичная проверка понимания.

– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?
Чтение учащимися 2 части (до слов «сказал Валерка»).
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
Чтение 3 части учителем. После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос:
– Почему встрепенулся Валерка?
После слов «Твоя повыше!» – вопрос:
– Как вы думаете, что будет дальше?
– Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
– Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.

5. Закрепление знаний и способов действий

– Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»?
– Что произошло с Валеркой? (Он изменился)
– В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму)
– А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)
– Он остался каким? (Равнодушным)
– Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?
– Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10. (Красный цвет – это цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)
– Что хотел сказать автор этим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю) – Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)
– А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове)
– Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.

6. Подведение итогов

Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?

Оценивание детей.

7. Информация о домашнем задании. Слайд 11

Разноуровневое домашнее задание:

1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмо-обращение к Севке.

Учитель благодарит детей за работу. Пишет на интерактивной доске «Спасибо за урок». Слайд 12