Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи:
- Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
- Учить определять авторский замысел.
- Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись классической музыки, песни «Дорогою добра». (Приложение)
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока. Слайд 1
II. Подготовка к основному этапу урока
Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.
Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
– Почему я взяла это стихотворение для начала
урока
– Более точно поможет определить тему
сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой
беде не смейся, голубок!» Слайд 2
– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе,
несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы
чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к
чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие
сопереживать беде)
– Попробуем сформулировать тему урока.
Подберите однокоренное слово к слову
«равнодушные». (Равнодушие)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое
качество проявляется у человека, который умеет
сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие
и сопереживание)
– И где мы можем увидеть эти два качества на
уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня
познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные
яблоки». Слайд 3
– Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие
и сопереживание в произведении И. Дика «Красные
яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с
новым произведением о равнодушии и
сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор
этим произведением; будем работать над развитием
речи: её правильностью, точностью; над развитием
внимания и памяти)
Звучит классическая музыка. Учитель
рассказывает о писателе. Слайд 4
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано
потерял родителей и, оставшись сиротой,
воспитывался в детском доме. Началась Великая
Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт
на фронт и становится авиационным подрывником
немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти
обеих рук. Многие люди ломаются после такой
страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он
начинает писать и пишет книги для детей. Их у него
будет более 60. Слайд 5
Все его произведения о ребятах, ваших
сверстниках, об их делах и интересах. Меня
удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд
6
– Как вы думаете, почему? (Мальчики –
будущие мужчины, наша защита и опора. В своих
произведениях писатель учит мальчиков лучшим
человеческим качествам, одно из которых –
сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким
по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя
смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
– Это самый главный вопрос нашего урока. Я
предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять
над этим вопросом.
Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.
- Это не этично.
- Человеку неприятно.
- С тобой может случиться такая же беда.
– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».
3. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки».
Попробуйте предположить, о чём он будет?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам
нужно его прочитать.
Перед чтением проводится словарная работа над
словами: балансировать, авоська, наледь,
парадное. Слайд 8
Чтение рассказа вслух по частям. В ходе чтения
детям задаются вопросы. Чтение 1 части учителем.
4. Первичная проверка понимания.
– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они
поступали плохо. Они были равнодушны к чужой
беде)
– Как бы вы поступили на их месте?
Чтение учащимися 2 части (до слов «сказал
Валерка»).
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование
на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не
толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое
видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось
«хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны
к людям?
Чтение 3 части учителем. После слов
«встрепенулся Валерка» – вопрос:
– Почему встрепенулся Валерка?
После слов «Твоя повыше!» – вопрос:
– Как вы думаете, что будет дальше?
– Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в
свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
– Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.
5. Закрепление знаний и способов действий
– Почему Валерка, когда пришла мама «стал
помогать снимать пальто, чего раньше никогда не
делал»?
– Что произошло с Валеркой? (Он изменился)
– В какой момент произошло это изменение? (Когда
он понял, что эта женщина похожа на его маму)
– А изменился ли Севка? Почему? (Его не
коснулась чужая беда)
– Он остался каким? (Равнодушным)
– Как вы думаете, после этого случая изменится ли
отношение Валерки к людям? А Севки?
– Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд
10. (Красный цвет – это цвет тревоги,
опасности. Красные яблоки на снегу – это как
свет, вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с
Севкой вели неправильную игру)
– Что хотел сказать автор этим произведением? (Умейте
сопереживать чужому горю) – Вернёмся к нашему
главному вопросу: Слайд 11
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С
тобой и твоими ближними может случиться такая же
беда)
– А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь
человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть
словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить
по голове)
– Посмотрите, какие простые приёмы. Но они
действительно могут помочь человеку в трудную
минуту.
6. Подведение итогов
– Достигли ли мы с вами целей, которые
ставили вначале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого
урока?
Оценивание детей.
7. Информация о домашнем задании. Слайд 11
Разноуровневое домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмо-обращение к Севке.
Учитель благодарит детей за работу. Пишет на интерактивной доске «Спасибо за урок». Слайд 12