Цели урока:
- Дать представление о важности для России обретения выхода к Чёрному морю;
- Описать ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах;
- Осветить сложную дипломатическую борьбу вокруг этих событий;
- Содействовать воспитанию уважения и гордости к истории России.
Литература:
- Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. M: Просвещение, 2009.
- Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Александр Суворов. Серия «100 человек, которые изменили ход истории» № 92, 2009.
- Екатерина II. Серия «100 человек, которые изменили ход истории» № 97, 2009.
План урока:
- Причины русско-турецких войн.
- Выдающиеся полководцы.
- Война 1768-1774 гг.
- Война 1787-1791 гг.
Оборудование:
- карта «Российская империя во второй половине XVIII века»
- картина «Штурм Измаила»
- портрет А.В.Суворова
- компьютер и проектор
По ходу урока учащимися в тетради заполняется таблица: «Русско-турецкие войны»
1768-1774 гг. | 1787-1991 гг. |
Выдающиеся полководцы: | |
П.А.Румянцев А.Г.Орлов Г.А.Спиридов |
Г.А.Потёмкин Ф.Ф.Ушаков А.В.Суворов |
Начало войны: | |
Войну начала Турция. Конница крымского хана начала продвижение с юга в степные районы Украины. | Султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма, после отказа России была объявлена война. |
Основные сражения: | |
1770 г.- Рябая Могила, Ларга, Кагул, Чесма 1771 г. - Перекоп 1773 г. – Туртукай, Балаклава, Суджук-Кале |
1787 г. – Кинбурн 1788 г. – о. Фидониси 1789 г. – Хаджибей, Фокшаны, Рымник 1790 г. – Очаков, Керченский пролив, Измаил 1791 г. – м.Калиакрия, Мачин, Бабадаг |
Мирный договор: | |
1774 г. Кючук-Кайнарджийский:
|
1991 г. – Ясский:
|
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа по следующим вопросам
1. Ребята, вспомните, какие направления внешней
политики были для России основными на протяжении
XVII – первой половины XVIII вв.?
2. Какое из направлений было реализовано ко
времени правления Екатерины II?
3. Что даёт России, как и любому государству, выход
в море?
Комментарий учителя: Постоянная опасность набегов являлась тормозом на пути освоения плодородных степных земель. Для русского правительства была очевидна необходимость развития внешнеторговых связей через Чёрное море для экономики России (например, экспорт хлеба в Европу).
II. Внешнеполитические задачи правительства были успешно решены благодаря целой плеяде талантливейших полководцев и флотоводцев
Презентация «Выдающиеся полководцы и
флотоводцы» (Приложение 1)
(Если нет возможности показать презентацию можно
раздать ребятам материал для выступления)
III. Начало русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
Рассказ учителя: После того как Станислав Понятовский при поддержке Екатерины II в 1764 году был избран польским королём, обстановка в Польше настолько обострилась, что царице пришлось на помощь ему направить русские войска. Турция, которой оппозиция обещала уступить Волынь и Подолию, потребовала от России не вмешиваться во внутренние дела Польши. Так как требование не было удовлетворено, в октябре 1768 г конница крымского хана начала продвижение с юга в степные районы Украины. Огромная турецкая армия была сосредоточена на реке Днестр для Удара по Киеву Кроме сильно укреплённых крепостей на Балканах, Турция опиралась на свой многочисленный и хорошо вооружённый флот, действовавший на чёрном и Азовском морях.
IV. Основные сражения 1768-1774 гг.
Учащиеся самостоятельно работают с картой в учебнике и в хронологическом порядке выписывают в таблицу сражения. Работа учащихся сопровождается комментариями учителя о наиболее драматичных и интересных событиях войны.
Сражение у реки Ларги (левый приток реки Прут) – 7 июля 1770 г. – в ходе сражения русские войска под командованием П.А.Румянцева в ходе ожесточённого восьмичасового боя разгромили более чем вдвое превосходящие силы турок.
Сражение у реки Кагул – 21 июля 1770 г. – в ходе сражения русская армия под командованием П.А.Румянцева разгромила численно превосходящие турецкие силы. Таким образом, наиболее боеспособная часть турецких войск была выведена из строя, что позволило русским развить успех и занять весь левый берег Дуная.
Чесменское морское сражение – 26 июня 1770 г. русская эскадра, сумев нагнать турецкий флот, силы которого вдвое превосходили силы русской армии, уничтожила турецкие корабли заблокированные в Чесменской бухте. Потери турок составили 15 линейных, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Погибли 11 тысяч моряков.
Туртукай – 10(21) мая 1773 г. – Туртукай был взят значительно меньшими, чем у турок, силами и с минимальными потерями (около 800—900 русских против порядка 4000 турок, в ходе боя русских погибло и ранено порядка 200 человек, турок, по разным оценкам от 1000 до 1500 убитых). Город был разрушен и все христиане были выведены из Туртукая для переселения на наш берег Дуная. Суворов в бою был сильно ранен в ногу разорвавшейся турецкой пушкой. По одной из версий он получил строгий выговор за данный захват, который изначально планировался как разведка. По другой, менее правдоподобной версии, за самовольные действия Суворов был предан суду и военная Коллегия приговорила его к смертной казни. Екатерина II не утвердила направленные против Суворова взысканий, написав: «Победителей не судят».Командование, однако, не воспользовалось победой Суворова, и турецкие войска вновь вошли и принялись укреплять Туртукай. Поэтому 17 (28) июня Суворов осуществил второй поиск на Туртукай и опять захватил его, несмотря на численное превосходство турецких войск и их готовность к штурму (по данным Петрушевского, турок снова было порядка 4000, русских около 2000). За победы в Туртукае Суворов был награждён орденом Св. Георгия II степени.
V. Кючук-Кайнарджийский мирный договор
Учащиеся записывают в таблицу условия мирного договора.
VI. Начало русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Рассказ учителя: Присоединение Крыма стало причиной новой войны с Турцией, которая стремилась взять реванш.
VII. Основные сражения 1787-1791 гг.
Учащиеся самостоятельно работают с картой в учебнике и в хронологическом порядке выписывают в таблицу сражения. Работа учащихся сопровождается комментариями учителя о наиболее драматичных и интересных событиях войны.
Кинбурн – октябрь 1787 г. – крепость защищал четырехтысячный гарнизон во главе с А.В.Суворовым. Турецкий десант насчитывал 5-6 тысяч человек. Суворов подпустил неприятеля на 200 шагов, а затем сам повёл бойцов в контратаку. Около 4 тысяч турок погибли, русские потеряли полтысячи бойцов, Суворов был дважды ранен в грудь и голову. За эту победу был награждён орденом св. Андрея Первозванного.
Фокшаны – июль 1789 г. – 10 часов соединённое русско-австрийское войско билось с армией Осман-паши и одержало победу. Потери сторон – один к четырём.
Рымник – сентябрь 1789 г. – соотношение сил было не в пользу России (турецкая армия – 100 тыс., русско-австрийская – 25 тыс.) Однако использование Суворовым артиллерийского огня и штыковой атаки решило исход дела. Битва завершилась для Турции гибелью 20 тыс. солдат. Союзники потеряли убитыми 600 человек . А.В.Суворов получил титул графа Рымникского и орден св. Георгия I степени.
Измаил – 11(22) декабря 1790 г. – «Скорее Дунай остановится в своём течении и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил!» – эти «крылатые слова» коменданта крепости Мехмет-паши. Восемь дней Суворов готовился к штурму, проводя «генеральную репетицию»(соорудив неподалёку ров и вал по типу измаильских). Неделю турки вывозили тела погибших защитников крепости(около 30 тысяч убитых), 9 тысяч попало в плен.
VIII. Ясский мирный договор
Учащиеся записывают в таблицу условия мирного договора.
IX.Сравнение условий мирных договоров
Вывод: Россия не просто получила выход в чёрное море, но и стала великой черноморской державой. Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них многих портов и городов.
X. Закрепление изученного материала
Работа с учебной картой «Российская империя во второй половине XVIII века».
Ученики по очереди выходят к доске и показывают на карте места сражений, присоединённые территории.
Подводится краткий итог о вкладе полководцев в русское военное искусство.
XI. Домашнее задание. Подготовить пересказы о двух русско-турецких войнах, выполнить задания на контурной карте.