Цели занятия:
- Развивающая – развитие логического мышления, коммуникативных навыков.
- Образовательная – закрепить понятие колебательной системы превращения энергии в колебательных движениях.
- Воспитательная – воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки через работу в парах.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ИД Smart, Coach6 (компьютерная программа для углубленного изучения физики).
ХОД УРОКА
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Время |
Орг.момент | Подготовка учащихся к работе на занятии | Готовность класса к уроку. | Фиксация отсутствующих, проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию, организация внимания школьников. | 1 мин. |
Актуализация и обозначение темы урока | Обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений по теме | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Они смотрят опыт. Формулировки различных вопросов, составление задач по вопросам | Здравствуйте. Продолжим наши
исследования колебательных движений.
Сегодняшний урок я хочу начать с показа опыта.
Внимательно посмотрите сюжет об энергичной
прыгунье и сформулируйте как можно больше
физических вопросов к нему. (Приложение
3) Опыт Cоасh6 (прыжки на батуте). (ИД слайд 3. Приложение 2) Спасибо. Все вопросы интересны. Запишите в тетради дату и тему урока: Превращение энергии при колебательном движении. |
9 мин. |
Целеполагание | принятие учащимися цели в учебно-познавательной деятельности | Заполнение таблицы ЗУМ (знаю, узнал, могу узнать) | (ИД слайд 1. Приложение 2) Итак, ребята, подведем итог ваших высказываний: цель нашего урока: «Выяснить, каким образом изменяется энергия в колебательном движении» | 3 мин. |
Проверка домашней работы | Установление правильности, полноты и осознанности выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) | Быстро решают и записывают ответы в
тетради. Самопроверка |
Давайте удостоверимся в прочности
наших знаний (ИД слайд 2. Приложение
2) Работа по вариантам. В тетради пишите
только ответы. Проверим правильность ответов: у кого все задания верны ставит на полях +, одна ошибка + , две ошибки – Поднимите руки, кто не справился ни с одним заданием (почему?, что помешало?), не справился с 1 вопросом, справился со всеми? |
7 мин. |
Самостоятельная работа учащихся | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности. | Давайте еще раз посмотрим опыт. Представим данный опыт в графической модели. Т.е. изобразим схематично на графике зависимость амплитуды прыжков от времени. (ИД слайд 4. Приложение 2) Поднимите руки те, у кого получился данный график? Чем отличаются ваши графики от данного? Переверните листочки, лежащие у вас на столах, еще раз убедитесь, что ваши графики совпадают. (Приложение 1) График в физике очень важен, как и в математике. Поэтому поработаем с графиком, который построен в соответствии с полученными данными. Для этого ответим на ряд вопросов. Обратите внимание на уровень сложности для каждого блока вопросов. (ИД слайды 5, 6, 7. Приложение 2) |
5 мин. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Работа в парах по составленному плану. | Консультативная помощь. | 10 мин. | ||
Итоги | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Отработка навыков публичного выступления | Проверка решения у доски 4 человека.
(1человек на ИД) Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Подведем итоги нашему мини
исследованию. Проверим правильность изображения
графиков скорости, ускорения и энергии. (ИД
Слайды 8, 9. Приложение 2) Поясните, график энергии. Почему вид графика совпадает с видом графика движения? Что происходит в точках пересечения графиков? Опишите процесс превращения энергии на примере математического маятника. Почему свободные колебания затухают? Как изменится при этом график амплитуды? При каких условиях колебания могут стать незатухающими? В каких машинах применяются вынужденные колебания? |
7 мин. |
Домашняя работа | Запись домашнего задания в дневник: §28 – 30 упр. 25(2), 26(2) | Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
§ 28 – 30 упр. 25(2), 26(2). Материал сегодняшнего урока можно еще раз разобрать в данных параграфах и повторить через упражнения. |
1 мин. | |
Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива последующей работы | (ИД слайд 1. Приложение
2). Какова была цель нашего урока?
(Выяснить, каким образом изменяется энергия в
колебательном движении). Чего мы с вами достигли? Как вы можете оценить свой вклад в достижении цели урока: выложился полностью, хорошо, не старался. Выставим себе оценки: кто набрал 6 баллов и + – вам надо подкопить багаж знаний; 9-12 баллов и + – вы владеете информацией хорошо, оценка 4; больше 12 и + – у вас отличный багаж, оценка 5. Я благодарю вас за работу. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания. |
2 мин |