Урок по русскому языку по теме "Синтаксис и культура речи". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • Образовательные:
    • совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся;
    • повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;
    • формирование навыков культуры речи;
    • умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма;
  • Развивающие:
    • развитие навыков самоконтроля, необходимого для выполнения тестов;
    • помощь в преодолении трудностей в выборе вариативных конструкций;
  • Воспитательные:
    • формирование верной позиции учащегося, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями;

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • тесты для подготовки к ЕГЭ (Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ 2008. Русский язык. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.);
  • Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи (Учебник для 10-11 классов под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. М.: Просвещение, 2002.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Реализация группового домашнего задания. Разбор подготовки вопросов по лексике, морфологии и синтаксису.

III. Слово учителя

– В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Паустовского. (Приложение 1, слайд 3)

Слово – единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичиком, из которого строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. Вот об этих особенностях, о трудностях связи слов в словосочетаниях и предложениях мы и будем говорить на нашем уроке.

(Приложение 1, слайд 4)

Замечательные слова сказал о слове, об этом бесценном даре, нам, людям, Успенский.
А произносить слово нужно уметь точно и правильно, зная орфоэпические нормы, тем более, что в части А задание №1 требует владения этими нормами.
Давайте проведем небольшую орфоэпическую разминку (Приложение 2). На листах задание: проставьте ударение. (Приложение 1, слайды 5, 6)

Осуществляет взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются работами с соседом по парте, отмечая ошибки, сверяя их со слайдом на экране.

IV. Работа по теме урока

– Наша тема связана одновременно и с синтаксисом и с культурой речи, поэтому на сегодняшнем уроке мы обратим особое внимание на те задания в ЕГЭ, которые касаются выбора грамматически правильного согласования слов внутри предложения, выбора грамматически правильного согласования частей предложения, синтаксической синонимии.
Разберем эти вопросы на примере конкретных заданий.
Хочется вспомнить слова А.С. Пушкина: «Грамматика не предписывается законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».
Вот об этих «обычаях» и трудностях нашего синтаксиса мы и поговорим, опираясь на конкретные задания ЕГЭ.

Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
На уроке мы обобщим знания по заданиям ЕГЭ, связанные с некоторыми трудными вопросами синтаксических норм.

Вопросы для обсуждения теоретического материала (Приложение 1, слайд 7)

Напомнить учащимся норм управления, которые имеют важное значение для построения предложений и словосочетаний.
Это важные теоретические аспекты синтаксиса.
Смешение предложных конструкций, в которых в качестве управляющих слов используются близкие по смыслу слова, – одна из наиболее частых речевых ошибок.

(Приложение 1, слайд 8)

– Теперь выполним задание на листе по вариантам; объясните грамматическую ошибку.

1 вариант.

Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  • Вы оплатили проезд в автобусе?
  • Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
  • Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.
  • Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

2 вариант.

Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  • Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
  • В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.
  • Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
  • Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

Ответы учащихся. (Приложение 1, слайд 9)

Первый пример 1-го задания (Вы оплатили проезд в автобусе?) не содержит ошибки, но заслуживает внимания. Мы постоянно слышим подобные фразы в искаженном виде: Оплатите за проезд, или У кого еще за проезд не плочено? и уже так привыкли, что принимаем их как должное. Здесь нарушены нормы согласования. За проезд можно заплатить, проезд надо оплачивать.
В примере этого задания под номером 2 ошибка в управлении в предложении с однородными членами: Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Первое сказуемое не согласуется с дополнением тайны. Исправим: Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и познать (что?) их. Правильный ответ – 2.
Третий и четвертый примеры без ошибок, синтаксические нормы соблюдены.
Во 2-м задании ошибка в предложении 3. Правильный ответ – 3.
Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами.
Исправим наше предложение Одному из героев (каких?) романа, ищущих смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Синтаксические ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи и проникли в средства массовой информации. Вот несколько наиболее типичных ошибок.
Давайте найдем и исправим эти ошибки. (Приложение 1, слайд 10)

Обратите внимание на произвольные предлоги. Запомним: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа. Предлог благодаря используется только в положительном смысле.
Предлог «по» употребляется в данных предложных конструкциях – после чего либо.

Прежде чем выполнить следующее задание, давайте вспомним нормы управления.

(Приложение 1, слайды 11, 12)

Ваша задача – выполнить задание на листочках.

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

На слайде представлены правильные варианты ответов. Сравните свои работы.
(Приложение 1, слайд 13)

Перейдем к следующим заданиям части ЕГЭ.
Задания А4 связаны со знанием правильного построения предложений с использованием деепричастных оборотов.

Вспомним классическую фразу Чехова из рассказа «Жалобная книга». (Приложение 1, слайд 14)

Вспомним особенности употребления деепричастных оборотов. (Приложение 1, слайд 15)

Выполним задания по вариантам.

1 вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Поднявшись на смотровую площадку, …

  • можно увидеть весь город.
  • открывается чудесный вид на город.
  • город виден как на ладони.
  • охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

2 вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Создавая экологический прогноз, …

  • учитывается состояние окружающей среды города.
  • оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
  • требуются специальные знания.
  • учеными обработан большой статистический материал.

Учащиеся отмечают и объясняют правильные варианты ответа.

Правильные ответы: вариант 1 – №1; вариант 2 – №2.

– Наконец, выполним задание по синтаксической синонимии. Что же это такое?
В предложении иногда можно заменить отдельные слова или словосочетания другими без потери смысла предложения. Задание А26 связано с такой заменой.
Я напомню вам правила.

(Приложение 1, слайды 16-18)

Выполните задания по вариантам

1 вариант.

В каком предложении придаточная часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  • Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.
  • Недаром в былые годы из «яблоневого» города Курска возили в Европу моченую антоновку, которая не раз получала на ярмарках во Франции золотые медали.
  • В начале XX века Гламаздино было выкуплено у Нелидовых промышленником Заблоцким, который преобразовал село в крупный заводской комплекс.
  • У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда.

2 вариант.

В каком предложении придаточная часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  • Усадьба стоит у самой кромке холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
  • Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко пахнет сиренью.
  • В конце XIX века имение приобрел курский купец Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
  • Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязано своим существованием Морозову.

Учащиеся комментируют выбранные варианты ответов.

Правильные ответы: вариант 1 – №1; вариант 2 – №2.

(Приложение 1, слайд 19)

– Таким образом, мы выяснили, какие задания ЕГЭ требуют знания культуры речи и синтаксических норм управления. Хочется закончить наш урок словами Валерия Брюсова.

(Приложение 1, слайд 20)

– Пусть знания родного языка помогут вам на экзамене по ЕГЭ.

V. Рефлексия

– Ребята, помогут ли вам знания, обобщенные и закрепленные на этом уроке при сдаче ЕГЭ.
– Выражают ли главную мысль урока слова писателей, лингвистов; дают ли эмоциональный настрой?