Программа "Преодоление" (работа с ребенком, диагноз ЗПР)

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

См. Приложение 1, Приложение 2 – видеофильм. (Приложение 2 можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Программа ориентированна на ребёнка 13–17 лет с диагнозом ЗПР.

Рассчитана она на 4 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Всего на учебный год 72ч. форма обучения индивидуальная.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в его личностном становлений, является чрезвычайно важно. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо иметь представление о происхождении, механизма формирования данной аномалии, о путях и средствах воздействия на ребёнка. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Изотерапия – терапия художественным творчеством, универсальный интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Напрямую связанный с важнейшими психическими функциям – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением – рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить усваиваемые знания, зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование служит и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и т. д.) Иными словами, рисование используется в данной ситуации как психодиагностический и психокоррекционный инструмент.

За основу данной программы была взята:

– Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой – М:2005г.

– Н.Петровна. “Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изодеятельности. Дворец молодёжи 2004г.

– Планирование и проведение занятии, четвёртого года обучения, опирается на коррекционно – развивающуюся программу “Времена года” для младших и средин школьников, с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии. О.Смирнова. Сборник “Тренинг по сказкотерапии”. Под редакцией Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой. Санкт – Петербург 2006

Доминирующий метод, данной программы, индивидуальный подход к ребёнку. Программа составлена на интегрированном подходе обучения. Занятие начинается с чтения детского произведения в соответствии с темой. Творчески процесс выполняется с помощью педагога (рука в руке). А на закрепление материала используется пластилин, цветная бумага, восковые мелки, с помощью которых создаются несложные изображения.

В ходе выполнения творческих заданий у ребёнка развивается восприятие, речь, внимание, память. Используемые игровые моменты делают занятия эмоциональными и являются эффективным средством воспитания важнейших волевых качеств: выдержке, дисциплинированности, умения регулировать свои действия, своё поведение. Ребёнок получает навык общения.

Занятия по данной программе “будит” детскую активность, способствует проявлению самостоятельности, радует полученному результату, даёт чувства гордости за свои работы, учит ориентироваться во времени и пространстве.

Цель шестого года обучения.
Тема “Я сам”

Продолжить работу по коррекции психических процессов с помощью изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представления об основных признаках каждого времени года с помощью изобразительного творчества.
  • Продолжить формировать сенсорные процессы, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые предстоит изобразить.
  • Продолжить закреплять навык изобразительной деятельности с помощью педагога.
  • Продолжить добиваться осознанного отношения к работе.
  • Формировать, умение создавать несложные изображения проявляя, самостоятельность в предлагаемых педагогом заданиях.
  • Формирование способности к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий песочной игротерапии.

Учебно-тематически план шестого года обучения

Разделы занятий Кол-во часов Теория Практика
1. Вводное занятие.

2. Осень

2.1 осенняя открытка
2.2 творческие работы “Осенний пейзаж”
2.3 творческая работа “Птицы улетают”
2.4. творческая работа “Поздняя осень”

3. Зима

3.1 зимняя открытка
3.2. творческая работа “Зимняя дорога”
3.3. творческая работа “Зимнее утро”
3.4. творческая работа “Морозный узор”

4. Весна

4.1 весенняя открытка
4.2 творческая работа “Весенние воды”
4.3 творческая работа “Приход весны”
4.4 творческая работа “Гонимы вешними лучами…”

3

23

5
6
6
6

23

5
6
6
6

23

5
6
6
6

3

11

2
3
3
3

11

2
3
3
3

11

2
3
3
3

12

3
3
3
3

12

3
3
3
3

12

3
3
3
3

Всего: 72 36 36

Содержание программы

раздел: Вводное занятие – 3 ч.

Теория: Ознакомление родителей с программой. Необходимый материал для занятии. Инструктаж по технике безопасности.

2 раздел: “Осень” – 23ч.

Теория: Ознакомление с окружающим миром осеннего периода через произведения русских писателей. Продолжать формировать представления о жёлтом цвете, упражнять в соотнесении оттенков жёлтого цвета при помощи изобразительной деятельности. Закреплять представления цвета, в дидактических играх применяя осенние сюжетные картинки. Логопедические задания – выделение осенних звуков природы (Как падают листья?(ш – ш – ш). Как капает дождик?(кап – кап)). Пальчиковая моторика (упражнения для массажа рук, гимнастика для пальцев).

Практическая работа: Раскрашивание эскизов заранее подготовленных педагогом. Дорисовка частей деталей с помощью педагога. Самостоятельное раскрашивание изображении. Аппликационное оформление работ. Игратерапия с сыпучими материалами (манка, пшено, рис)

2.1 – Осенняя открытка
2.2 – творческие работы “Осенний пейзаж”
2.3 – творческая работа “Птицы улетают”
2.4. – творческая работа “Поздняя осень”

3 раздел “Зима” – 23ч.

Теория: Ознакомление с окружающим миром зимнего периода через произведения русских писателей. Продолжать формировать представления о синем цвете, упражнять в соотнесении оттенков синего цвета при помощи изобразительной деятельности

Закреплять представления цвета, в дидактических играх применяя сюжетные картинки о зиме. Логопедические задания – выделение зимних звуков природы (Как дует ветер? (у – у – у). Как хрустит снег? ( хрум – хрум).Пальчиковая моторика (упражнения с различными предметами, гимнастика укрепляющая мышцы кистей рук).

Практическая работа: Раскрашивание эскизов заранее подготовленных педагогом. Дорисовка частей деталей с помощью педагога. Самостоятельное раскрашивание изображении. Аппликационное оформление работ. Игратерапия с сыпучими материалами (манка, пшено, рис)

3.1. зимняя открытка
3.2. творческая работа “Зимняя дорога”
3.3. творческая работа “Зимнее утро”
3.4. творческая работа “Морозный узор”

4 раздел “Весна” – 23ч.

Теория: Ознакомление с окружающим миром зимнего периода через произведения русских писателей. Продолжать формировать представления о зелёном цвете. Упражнять в соотнесении оттенков зелёного цвета при помощи изобразительной деятельности. Закреплять представления цвета, в дидактических играх применяя сюжетные картинки о весне. Логопедические задания – выделение весенних звуков природы (Как дует ветерок?(ш – ш – ш). Как капает сосулька?(кап – кап)). Пальчиковая моторика (упражнения развивающие координацию движений пальцев рук, гимнастика для пальцев).

Практическая работа:

Раскрашивание эскизов заранее подготовленных педагогом. Дорисовка частей деталей с помощью педагога. Самостоятельное рисование. Аппликационное оформление работ. Игратерапия с сыпучими материалами (манка, пшено, рис)

4.1. весенняя открытка
4.2. творческая работа “Весенние воды”
4.3. творческая работа “Приход весны”
4.4. творческая работа “Гонимы вешними лучами…”

Ожидаемый результат по окончанию года.

Учащийся должен знать:

иметь представления о цветах (жёлтом, синем, зелёном, красном…).
– назначение материала для творческой деятельности (бумага, краска, кисти, ножницы, пластилин, клей ПВА).
– порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

показывать цвета на сюжетных картинках.
– показывать упражнения для пальцев под сопровождения педагога.
– правильно пользоваться кистью (набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки).
– самостоятельно применять ранее усвоенные способы в рисовании (окрас, штриховка, линии).

Учебно-методическое обеспечение:

специальная комната для занятии.
– раздаточный материал (альбом, краски, кисти, восковые мелки цветная бумага, клёй, …).
– наглядный материал ( книги, открытки, календари с красочными иллюстрациями).
– литература (произведения детских писателей, русских поэтов).
– специальный материал для занятий песочной игротерапией.

Библиографический указатель.

  1. Внешкольник / №10./99г “Дети особой заботы” стр.10–29.
  2. Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. “Основа коррекционной педагогики”. М/99.
  3. Катаева А.А. Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей. .- М.: 1995.
  4. Комарова Т.С. Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Крупенко О.И.Пальчиковые игры. – СПб.: “Литера”, 2005
  6. Лапухина И.Логопедия (речь – ритм – движение). Петербург, 97.
  7. Мыри Энн. Ф. Колль. “Рисование красками”. : – М, 1999
  8. Мачихина В.Ф. Ципина Н.А.Обучение детей с задержкой психического развития. 2000.
  9. Назарова Н.М. Специальная педагогика.М., 2000.
  10. Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков. (методика “цветоструктирование”) – СПБ: Речь, 2004.
  11. Спичли Г. Чудеса своими руками. – СПб.: Издательский Дом “Литература”, 2004г. – 192с. – (Серия “Детское творчество”).
  12. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. – М /79г.
  13. Токмянина И.П. Комплексное развитие ребёнка //Образовательная программа. “Дворец молодёжи” – Екатеринбург 1999.
  14. Тиунова.Л.А.Техническое.конструирование из бумаги. //Образовательная программа. “Дворец молодёжи” – Екатеринбург 1997.
  15. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН РСФСР. –М.Вып. 11.
  16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. Соч.: в 10т. – М., 1950. Т. 9. С. 117 – 118.
  17. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.- Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 808с. – (Словари).
  18. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956. с 169.

Года обучения:

  • 2004–2005 первый год обучения. Тема “Рука в руке”
  • 2005–2006 второй год обучения. Тема “Цвет и я”
  • 2006–2007 третий год обучения. Тема “Разноцветный мир”
  • 2007–2008 четвёртый год обучения. Тема “Первые шаги”
  • 2008–2009 пятый год обучения. Тема “Мастерилка”

Анкета для родителей
Эмоциональное состояние ребёнка.

1. Как ребёнок засыпает?

быстро, медленно, требует воспитателя.

2. Как спит?

крепко, спокойно, неспокойно, вскрикивает, плачет, разговаривает, просыпается.

3. Как просыпается?

сразу, не сразу.

4. В каком настроении просыпается?

весёлый, спокойный, грустный, в слезах.

5. Как ест?

охотно не выбирая пищу, не охотно выбирая пищу, медленно с помощью взрослых.

6. Замечаются ли проявления страха?

Да, иногда, нет.

Если замечаются то, при каких обстоятельствах – собака, темнота, наказание, окрики, страшная сказка, без причины.
Как проявляется страх – плачет, убегает, зовёт взрослых, тихо справляется сам.

7. Чему радуется?

Родителям, когда они рядом с ним, братьям когда они приходят, другим родствинникам и знакомым, которые приходят в гости.

8. Что вызывает огорчение?

То, когда все уходят из дома, а еог не берут с собой.

9. На что обижается, как быстро проходит переживание?

На то, когда очень шумно в доме от маленьких племянников, когда они его обижают, переживает долго.

10. Какие эмоции преобладают в игре по отношению к игрушкам и предметам?

Доброжелательные, агрессивные.

11. Какие эмоции преобладают к сверстнику?

Доброжелательные, агрессивные.

12. Умеет ли отстаивать свои интересы перед взрослыми?

Да, нет, не всегда.

13. Умеет ли отстаивать свои интересы перед сверстниками?

Нет.

Каким образом – находит аргумент, упрашивает, плачет. Вежливо или агрессивно требует.

(На анкету отвечала мама: Воронцова Л.И.)

Характеристика умственного развития ребёнка

Восприятие:
Восприятие развито слабо. Цвет, форму, величину выявить не удаётся т.к ребёнок не отвечает на предлагаемые задания. Значение пространственных предлогов (на, под, рядом) также не получается отследить.

Мышление:
Мышление наглядно – действенное. Решает задачу в процессе практических действий с предметами. (уровень развития трёх годовалого ребёнка)

Память:
На занятиях запоминает и воспроизводит несложное из 2-3 действий поручение педагогом.

Внимание:
Непроизвольное, неустойчивое, распределять внимание между предметами не может, переключать внимание быстро не умеет. Может заниматься самостоятельно, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течений 5 минут.

Воображение:
Не может дорисовать рисунок, самостоятельно превратить “кружок” в предмет. Любит наблюдать за действием педагога и работать “рука в руке”

Речь:
Понимает смысл слов, обозначающих предметы и действия. Произносит несколько обще употребляемых слов и звукоподражаний.

Первый год обучения
тема “Рука в руке”

Цель: Сформировать навык работы с карандашами и красками

Задачи:

  1. Привлекать внимание ребёнка к изображённым им на бумаге разнообразные линии (длинные, короткие, округлые), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, ручейкам, сосулькам …)
  2. Учить различать цвета карандашей, краски.
  3. Учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы
  4. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги)

Ожидаемый результат по окончанию года

Знать:

  • иметь представления о цветах.
  • назначение материала для творческой деятельности (бумага, краска, кисти, ножницы).
  • порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

  • правильно пользоваться кистью (набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки).
  • самостоятельно применять ранее усвоенные способы в рисовании с карандашами.

Результаты по усвоению программы
за 2004–2005 гг.

Доминирующий метод, данной программы, индивидуальный подход к ребёнку. Программа составлена на интегрированном подходе обучения. Занятия начинались с чтения детского произведения в соответствии с темой. Творчески процесс выполнялся с помощью педагога (рука в руке).

За учебный год работы с ребёнком у него сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Денис ждёт начала занятий, энергично встречает педагога, помогает в организации подготовительных работ. На занятиях с интересом слушает детские произведения, рассматривает иллюстрации. На практических заданиях больше стал проявлять самостоятельности в раскрашивании фона, окрашивании предметов.

 На конец учебного года уровень развития остался на продуктивном т.к. основная работа происходит с помощью педагога (рука в руке) Но отмечаются положительные результаты в эмоциональной сфере. Ребёнок стал более внимателен, усидчив, движение рук стали более уверенными.

Второй год обучения
тема “Цвет и я”

Цель: Продолжать формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью с помощью карандашей и красок.

Задачи:

  1. Учить рисовать простые предметы и явления, передовая их образную выразительность.
  2. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кисть во время рисования.
  3. Подводить ребёнка к изображению предметов разной формы (округлой, прямоугольной)
  4. Формировать навыки аккуратной работы.

Ожидаемый результат по окончанию года

Знать:

  • иметь представления о цветах (жёлтый, сини, зелёный).
  • знать и показывать материалы, которыми можно рисовать (бумага, краска, кисти, ножницы)
  • порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

  • показывать цвета на сюжетных картинках.
  • показывать упражнения для пальцев под сопровождения педагога.
  • правильно пользоваться кистью, карандашом.
  • самостоятельно применять ранее усвоенные способы в рисовании.

Результаты по усвоению программы
за 2005–2006 гг.

Развитие эмоционально – волевых процессов у ребёнка с помощью изобразительного творчества остался на минимальном уровне.

На занятиях закреплялись знания основ рисования, сначала с помощью педагога, а затем самостоятельные умения с использованием приёма – вопрос (сделай как я, продолжи сам ).

Учебный процесс с донны ребёнком требует непрерывности. Перерывы на летние каникулы, межсессионный период, отрицательно складывается на умения ребёнка. Но навык приобретённый за учебный года, даёт положительный результат в работе.

Денис знает, что необходимо приготовить для занятии, проявляет интерес к учебному процессу. Внимательно слушает, с желанием выполняет действия с помощью педагога. Но только, через несколько непрерывно пройденных занятии проявляет самостоятельность. Сам без помощи педагога пытается рисовать. Охотно отвечает действием на задания. На занятиях проявляет усидчивость, чётко знает время на переменку, помогает в организации подготовки рабочего места и уборке после занятии.

Третий год обучения
тема “Разноцветный мир”

Цель: Развивать интерес к изобразительной деятельности

Задачи:

  1. Продолжать формировать у ребёнка умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции с помощью педагога.
  2. Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная)
  3. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
  4. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, восковой мелок.
  5. Приучать быть аккуратным: сохранять своё рабочее место в порядке, по окончанию работы всё убирать со стола.

Ожидаемый результат по окончанию года

Знать:

  • иметь представления о цветах (оранжевый, фиолетовый, коричневый)
  • знать и показывать материалы, которыми можно рисовать (бумага, краска, кисти, восковые мелки, клей ПВА).
  • порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

  • показывать цвета на сюжетных картинках.
  • правильно пользоваться кистью, карандашом, восковыми мелками.
  • самостоятельно применять ранее усвоенные способы в рисовании.

Результаты по усвоению программы
за 2006–2007 гг.

В течение учебного года с ребёнком продолжалась работа по формированию умений рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции с помощью педагога. Закреплялись умения правильно держать карандаш, кисть, восковые мелки.

За учебный год Денис начал показывать практические умения в рисовании.

Самостоятельно рисовал в течении нескольких минут. Без помощи педагога набирал краску на кисточку, промывал её. Во время занятий с большим интересом слушал отрывки из художественных произведений, сказок, стихов, рассматривал иллюстрации. Научился проводить прямые линии, стал брать лист бумаги, карандаши и самостоятельно рисовать в свободное от занятии время.

Но по прежнему не осознаёт силу нажима кисти, может до дыры протереть лист бумаги. Основная часть работы происходит с помощью педагога “рука в руке”.

Четвёртый год обучения
тема “Первые шаги”

Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

Задачи:

  1. Формировать представления об основных признаках каждого времени года с помощью изобразительного творчества в сказочно – игровой форме.
  2. Развивать фонематический слух с помощью логопедической зарядки.
  3. Закреплять знакомые цвета и их оттенки.
  4. Продолжить закреплять навык рисования с помощью педагога.
  5. Продолжить добиваться осознанного отношения к работе.
  6. Формировать, умение окрашивать несложные изображения проявляя, самостоятельность.

Ожидаемый результат по окончанию года

Знать:

  • иметь представления о цветах.
  • показывать материалы, которыми можно рисовать (бумага, краска, кисти, ножницы, пластилин, клей ПВА).
  • порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

  • показывать цвета на сюжетных картинках.
  • показывать упражнения для пальцев под сопровождения педагога.
  • правильно пользоваться кистью, карандашом, восковыми мелками.
  • самостоятельно применять ранее усвоенные способы в рисовании.

Результаты по усвоению программы
за 2007–2008 гг.

Продолжалась работа по формированию навыков работы с карандашом и красками. В связи с этим увеличился набор материалов (гуашь, акварель, простой и цветные карандаши, восковые мелки) На

занятиях больше применялось цветной бумаги, картона для оформления нарисованных работ. Приобщая ребёнка к аппликации, расширялась творческая деятельность т.к. на занятиях применялся клей, ножницы, использовались приёмы вырезания, а так же обрывания. Применение новых материалов привлекало внимание ребёнка к учебному процессу. Денис с удовольствием занимался на занятиях. Выполнял такие действия как прижимания наклеенных работ, помогал рвать кусочки бумаги для аппликационных работ, пытался вырезывать по прямой вместе с педагогом.

Таким образом, продолжилась работа по совершенствованию изобразительных навыков и умений.

Пятый год обучения
тема “Мастерилка”

Цель: Коррекция психических процессов с помощью изобразительной деятельности

Задачи:

  1. Расширять набор материалов, которые можно использовать в изобразительной деятельности (цветная бумага, картон)
  2. Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
  3. Продолжить развивать фонематический слух с помощью логопедической зарядки.
  4. Закреплять знакомые цвета и их оттенки, рисуя с помощью педагога
  5. Продолжить добиваться осознанного отношения к работе.
  6. Формировать, умение работать самостоятельность.

Ожидаемый результат по окончанию года

Знать:

  • иметь представления о цветной бумаге, картоне.
  • назначение материала для творческой деятельности (бумага, краска, кисти, ножницы, клей ПВА).
  • порядок выполнения технологического процесса.

Уметь:

  • Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур.
  • Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользоваться карандашами, кистью и краскам

Аналитическая справка по усвоению программы

Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми не посещающие детские образовательные учреждения и рассчитана на пятилетний срок обучения (возраст 13 – 17 лет). Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Всего на учебный год 72ч. форма обучения индивидуальная.

Программа составлена с учётом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития ребёнка с нарушениями интеллекта, а также с учётом особенностей психического развития ребёнка, его возраста и характера ведущего вида деятельности.

Доминирующий метод, данной программы, индивидуальный подход к ребёнку. Программа составлена на интегрированном подходе обучения. Занятие начинается с чтения детского произведения в соответствии с темой. Творчески процесс выполняется с помощью педагога (рука в руке).

За учебный период в течении четырёх лет у ребёнка сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Денис ждёт начала занятий, энергично встречает педагога, помогает в организации подготовительных работ. На занятиях с интересом слушает детские произведения, рассматривает иллюстрации. На практических заданиях больше стал проявлять самостоятельности в раскрашивании фона, окрашивании предметов. в связи с этим на пятом году обучения расширен набор материалов, которые ребёнок может использовать в изобразительной деятельности (гуашь, акварель, восковые мелки, цветная бумага, пластилин). На занятиях предлагается соединить в одном рисунке по прочитанным произведениям разные материалы для создания выразительного образа.

На конец 2007 учебного год уровень развития остался на продуктивном т.к. основная работа происходит с помощью педагога (рука в руке). Но отмечаются положительные результаты в эмоциональной сфере. Ребёнок стал более внимателен, усидчив, движение рук стали более уверенными. Денис научился проводить прямые линии, стал брать листы бумаги, карандаш и пытаться рисовать самостоятельно в свободное от занятии время.

Достижения обучающегося:

Учебный год Название конкурса техника испол. название работы Результат
2006 “Зимушка-зима” “Рукавичка”

аппликация

призёр
2007 фестиваль

“Мы всё можем”

  Благодар-

ность

2008 фестиваль

“Мы всё можем”

  призёр
2008 “Новогодний

маскарад в теремке”

“Птицы на

кормушке”

аппликация

1 место