Актуальность темы заключатся в росте заболеваемости детей и в нашем с вами здоровье. Посмотрите, как мы сидим, а сидим мы (воспитатели, логопеды) в детских садах на маленьких стульях….
Познакомившись с работами Владимира Филипповича Базарного я нашла, для себя много интересного и хочу поделиться с вами выдержками из его книг, которые меня больше всего тронули.
“…процесс обучения является главным “похитителем” здоровья детей в школе”.
“…зафиксированное мышечное напряжение (“сгорбленной спины”) оказывает такое же деструктивное влияние на организм, как и острое отравление ядами”.
“…книжно-сидячей методикой образования не развить творческое воображение и творческий ум ребёнка”
“Образование должно стать фактором укрепления здоровья, а не его разрушения…”
В.Ф.Базарный предлагает следующие методы здоровьесберегающей технологии обучения чтению:
- обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов,
- расширения зрительных горизонтов,
- развития творческого воображения и целостного восприятия.
Хочу остановиться по подробнее на методах и приёмах обучения грамоте, которые пропагандирует В.Ф. Базарный. Он предлагает буквы, слоги, слова, предложения носить на специальных держателях. Воспитатель движется относительно детей с держателем или “дети встают и делают лёгкие движения вперёд и назад”. С моей точки зрения в детском саду это не очень удобно преподавателю.
Мы со студенческих лет знаем, что “…проявления мозговой деятельности – это слово и дело” (Сеченов Иван Михайлович (1905год)). И только “… с реального движения ребёнка начинается раскрепощение всех его психофункциональных способностей”.
Основываясь на высказывания о физиологии речи, я сделала следующие выводы: если слово, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений, то в основу игр при обучении грамоте следует положить движение, а не двигающиеся объекты.
Я предлагаю игры, которые помогут детям беречь здоровье и не сидеть, склонившись над буквами в период обучения грамоте. Игры помогут запомнить быстрее буквы, осознать процесс слогослияния в действии, научиться читать слоги и слова, развить способность к словотворчеству, улучшить зрительно-пространственные представления и зрительно-моторную координацию движений
Описание игр
1.“Кирпичики”Цели: запомнить буквы и развить фонематический слух- шаг слово на определённый звук. Оборудование: “кирпичики” сделаны из плотного картона и разложены на полу от одного стола до другого Задание: научи лягушонка буквам, принести буквы со стола, пройдя точно по кирпичикам. На следующих занятиях эти “кирпичики” превращаются в 2. “Дощечки” и 3.“Мостик” На “мостике” хорошо читать слова “перевёртыши”. Например: кот-ток, ком – мок. Можно ходить по мостику вперёд-назад, читая слова. |
|
4.“Пенёчки”Оборудование: плоские и круглые “пенёчки”, вырезанные из картона, к ним на липкую ленту прикреплены буквы. Ребёнок наступает на каждый “пенёк”, прочитывает букву, которая находится на данном пеньке и шагает дальше от буквы к букве. 5.“Кочки”Оборудование: если перевернём эти круги на другой стороне они раскрашены зелёным цветом. Так же приделываем буквы или слоги и получается совсем другая игра. |
|
6.“Тропинка” или
|
|
8.“Сугробы” и
|
|
10.“Следы животных”Оборудование: карточки со следами (сделаны из твёрдого картона) животных, раскладываем полу и прикрепляем к ним буквы. Первый вариант игры: ребёнок идет по нарисованным следам и читает слово, которое размещено на “следах”. |
|
|
|
Второй вариант: ребёнок проходит по следу животного и читает слово тихо, а затем показывает, про кого он прочитал, на доске с картинками. | |
Третий вариант: “Животные запутали следы”: нужно пробежать по запутанным следам, одного из животного и собрать буквы, а затем составить слово. |
Представленные выше игры легко и быстро можно изготовить, они очень понравились детям. Ребятам не пришлось, неподвижно сидеть за столами, а походить и даже побегать, собирая буквы (“Кто быстрее?) и с пользой провести занятия по обучению грамоте. Если включать одну-две игры в занятие- это будет и физкультминутка, и подвижная игра, которая поможет решить несколько задач одновременно.
С помощью десяти игр вы сможете быстрее научить детей читать, что проверено на собственном опыте. Удачи!