Повышение двигательной активности детей с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы заключатся в росте заболеваемости детей и в нашем с вами здоровье. Посмотрите, как мы сидим, а сидим мы (воспитатели, логопеды) в детских садах на маленьких стульях….

Познакомившись с работами Владимира Филипповича Базарного я нашла, для себя много интересного и хочу поделиться с вами выдержками из его книг, которые меня больше всего тронули.

“…процесс обучения является главным “похитителем” здоровья детей в школе”.

“…зафиксированное мышечное напряжение (“сгорбленной спины”) оказывает такое же деструктивное влияние на организм, как и острое отравление ядами”.

“…книжно-сидячей методикой образования не развить творческое воображение и творческий ум ребёнка”

“Образование должно стать фактором укрепления здоровья, а не его разрушения…”

В.Ф.Базарный предлагает следующие методы здоровьесберегающей технологии обучения чтению:

  • обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов,
  • расширения зрительных горизонтов,
  • развития творческого воображения и целостного восприятия.

Хочу остановиться по подробнее на методах и приёмах обучения грамоте, которые пропагандирует В.Ф. Базарный. Он предлагает буквы, слоги, слова, предложения носить на специальных держателях. Воспитатель движется относительно детей с держателем или “дети встают и делают лёгкие движения вперёд и назад”. С моей точки зрения в детском саду это не очень удобно преподавателю.

Мы со студенческих лет знаем, что “…проявления мозговой деятельности – это слово и дело” (Сеченов Иван Михайлович (1905год)). И только “… с реального движения ребёнка начинается раскрепощение всех его психофункциональных способностей”.

Основываясь на высказывания о физиологии речи, я сделала следующие выводы: если слово, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений, то в основу игр при обучении грамоте следует положить движение, а не двигающиеся объекты.

Я предлагаю игры, которые помогут детям беречь здоровье и не сидеть, склонившись над буквами в период обучения грамоте. Игры помогут запомнить быстрее буквы, осознать процесс слогослияния в действии, научиться читать слоги и слова, развить способность к словотворчеству, улучшить зрительно-пространственные представления и зрительно-моторную координацию движений

Описание игр

1.“Кирпичики”

Цели: запомнить буквы и развить фонематический слух- шаг слово на определённый звук.

Оборудование: “кирпичики” сделаны из плотного картона и разложены на полу от одного стола до другого Задание: научи лягушонка буквам, принести буквы со стола, пройдя точно по кирпичикам.

На следующих занятиях эти “кирпичики” превращаются в 2. “Дощечки” и 3.“Мостик”

На “мостике” хорошо читать слова “перевёртыши”. Например: кот-ток, ком – мок. Можно ходить по мостику вперёд-назад, читая слова.

4.“Пенёчки”

Оборудование: плоские и круглые “пенёчки”, вырезанные из картона, к ним на липкую ленту прикреплены буквы.

Ребёнок наступает на каждый “пенёк”, прочитывает букву, которая находится на данном пеньке и шагает дальше от буквы к букве.

5.“Кочки”

Оборудование: если перевернём эти круги на другой стороне они раскрашены зелёным цветом. Так же приделываем буквы или слоги и получается совсем другая игра.

6.“Тропинка” или
7. “Дорожка”

Оборудование: длинная полоса, отрезанная от напольного покрытия, длинною 1,5-2 метра, шириною по высоте букв.

Буквы крепятся на покрытие, как в отдельности, так и в слоги и слова.

В начале полосы находится игрушка из кукольного театра, в конце награда. Например: заяц- морковь. Ребёнок надевает на руку “зайца” и “ведёт” его за добычей, читает при этом слоги, как показано на фото.

8.“Сугробы” и
9.“Листочки”

(На фото я готовлюсь к занятиям).
С одной стороны картон раскрашен, синим цветом – это сугробы, с другой стороны зелёным – это листья. На липучку крепятся буквы и располагаются на полу.

10.“Следы животных”

Оборудование: карточки со следами (сделаны из твёрдого картона) животных, раскладываем полу и прикрепляем к ним буквы.

Первый вариант игры: ребёнок идет по нарисованным следам и читает слово, которое размещено на “следах”.

 

Второй вариант: ребёнок проходит по следу животного и читает слово тихо, а затем показывает, про кого он прочитал, на доске с картинками.

Третий вариант: “Животные запутали следы”: нужно пробежать по запутанным следам, одного из животного и собрать буквы, а затем составить слово.

Представленные выше игры легко и быстро можно изготовить, они очень понравились детям. Ребятам не пришлось, неподвижно сидеть за столами, а походить и даже побегать, собирая буквы (“Кто быстрее?) и с пользой провести занятия по обучению грамоте. Если включать одну-две игры в занятие- это будет и физкультминутка, и подвижная игра, которая поможет решить несколько задач одновременно.

С помощью десяти игр вы сможете быстрее научить детей читать, что проверено на собственном опыте. Удачи!