Урок на тему "Лоскутное шитье"

Разделы: Технология


Цели:

  • Ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, мастерами лоскутного шитья в нашем городе, организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием, технологией лоскутного шитья “уголки”.
  • Сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе, выполнить образец по технологии лоскутного шитья “уголки”.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; развивать эстетический вкус.

Технологии и методы обучения:

  • Информационные технологии
  • Объяснительно-иллюстративный метод
  • Практический метод

Формы познавательной деятельности учащихся:

  • Индивидуальная

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Швейные машины, утюг и гладильная доска.
  • Ткань, нитки, мел портновский, ножницы, иглы, лекала
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядные пособия:

  • Готовые образцы изделий
  • Диск с презентацией для урока
  • Диск с мультимедийным изданием уроки рукоделия “Пэчворк и квилт”
  • Технологические карты.

Ход урока

Презентация, см. Приложение 1

1. Организационный момент

  • приветствие
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • доведение плана урока до учащихся

2. Изложение нового материал

(См. диск: уроки рукоделия “Пэчворк и квилт”)

Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла.

Замечено, что одинаковые техники любили у совершенно разных народов живущих по разные стороны нашей земли. Так техника “колодец” или “бревенчатый дом” встречается практически по всей Европе и в Америке “семинольское” шитье индейцев Америки очень схоже с лоскутной отделкой костюма северных губерний России, а “гавайский квилт” поразительно напоминает киргизские лоскутные изделия, сделанные из войлока. У каждого народа своя история появления и развития лоскутного шитья.

Россия до 17 века была домотканой. Долгие холодные зимы оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станком или пяльцами. Сырьем для приготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины ткали полотна. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения младшим.

Старая одежда не выбрасывалась, а подолгу лежала в сундуках и ларях. У многих народов мира существовало уважительное отношение к старым вещам, хранящим, согласно преданиям частички души человека. На Руси старой одеждой одаривали нищих в праздники, надеясь, что эти божьи люди. Как посредники, осуществляющие связь между мирами, помогут замолить грехи. И до сих пор сшивание лоскутов, оставшихся от старой одежды, имеет символическое значение. Собирая воедино кусочки ткани, художник тем самым продлевает им жизнь, создает нечто новое, ценное, обладающее сильным эмоциональным воздействием.

В России самодельные ткани использовались для убранства в основном крестьянами, а во второй половине 19 века и горожанами. Но с конца 18 века и особенно в 19 веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход хлопчатобумажные пестрые недорогие ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75–80см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутами стали удлинять детскую одежду, украшать подолы женских рубах, рукавов, оплечья. Самые мелкие лоскутики и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски. Не случайно оно обязательно входило в приданое невесты, и для новорожденного всегда шили одеяла из лоскутов.

Можно без увеличения сказать, что лоскутные одеяла помогли выжить в холодные промозглые ночи революций и воин, согревали “разноцветьем” воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались лишь бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники – энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с этим проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России, обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. Но к концу двадцатого столетия искусство лоскутного шитья поднялось в России на небывалую высоту. Создалось множество клубов, творческих мастерских и студий, появилось множество талантливых мастеров со своим творческим почерком, которые с достоинством представляют Россию на престижных европейских фестивалях.

В декабре 2004 года создана “Ассоциация русских мастеров лоскутного шитья”. Главная задача ассоциации – развивать лоскутное творчество, знакомить с ним зарубежных любителей прикладного искусства и настоящих умельцев вдохнуть жизнь в забытые русские традиции и быть достойным продолжателями ремесла наших предков.

Показать с диска лоскутные фантазии мастеров лоскутного шитья с выставок в Санкт-Петербурге, в Праге.

Сегодня мне заочно хотелось бы вас девочки познакомить с мастерами лоскутного шитья нашего города Ишима: (слайд 1, 2)

Труш Наталья Вениаминовна. Более 150 ее работ были по достоинству оценены на Всероссийском фестивале в г.Иваново, на областных, городских и районных выставках, имеет звание “Мастер – золотые руки”. В 2005 году издала пособие “Лоскутное шитье. Советы практика” (слайд 3)

Таланцева Юлия Николаевна – учитель русского языка нашей школы, в свободное время любит заниматься лоскутным шитьем, участвовала в городских конкурсах, награждена грамотами.(слайд 4, 5)

Яковенко Екатерина Николаевна – выпускница нашей школы, занимается лоскутным шитьем, участвовала в городских конкурсах, награждена грамотами, дипломами (слайд 6, 7).

Неймышевы Лена и Марина – ученицы нашей школы, призеры городской научно-практической конференции, областной выставки декоративно-прикладного творчества.

(слайд 8)

Продемонстрировать изделия из лоскутного шитья выполненные девочками прошлых лет.

3. Практическая работа “Изготовление образца по технологии лоскутного шитья “уголки”

Ученицам дается вводный инструктаж по выполнению практической работы ( см. слайды с 9) инструктаж по правилам безопасности труда.

Девочки выполняют салфетку по технологии лоскутного шитья “уголки” (детали кроя из ткани девочки заготовили и принесли из дома).

4. Текущий инструктаж

Указать на текущие ошибки учениц при затруднениях в работе.

Провести физкультминутку.

5. Заключительный инструктаж

Выставление оценок, показ и отбор на выставку лучших работ.

6. Уборка рабочих мест

7. Домашнее задание