В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.
Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Изменяются педагогические ценности, на первый план выходит исследовательская культура, что говорит о том, что согласно новой парадигме образования учитель прежде всего должен начать преобразования с себя, а овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе, измерителей эффективности кропотливого труда учителя тоже нет. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках единой методической темы ведется работа над индивидуальной методической темой темой. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений, заслушиваются на заседаниях методического совета, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над методической темой. Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя” для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей. С другой стороны, у учителя должно быть “досье успехов”, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким “досье успехов” может стать “портфолио педагога”. В мировой и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, его профессиональной компетенции. Следовательно, портфолио учителя – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного учителя. Портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период “прозрачным” и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовке к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику
Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует. В данной работе предлагается опыт внедрения портфолио учителя в МОУ СОШ №88 г.Ярославля.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).
Согласно “Новейшему словарю иностранных слов и выражений”, портфолио может представлять собой:
– Визитную карточку , т.е совокупность сведений о человеке, организации
– Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы и специалиста.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете.
Портфолио – пакет работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.
Цели портфолио:
- Получение навыка работы с информацией по её своевременному сбору и сортировке.
- Формирование устойчивого навыка планировать работу на основе анализа её результатов.
- Повышение компетентности при оценивании своей деятельности.
- Выработка собственного стиля работы.
- Умение ставить цели и достигать их, видеть свои слабые и сильные стороны.
Формирование портфолио идет по замкнутому циклу:
- сбор информации
- Отбор материала, его сортировка
- Презентация портфолио
- Рефлексия
- Осмысление
- Планирование или перепрофилирование
- 1) и т.д.
Портфолио – “копилка” ЛУЧШИХ результатов. На этапе сбора информации должны быть ВСЕ результаты, чтобы на этапе сортировки выделить из них ЛУЧШИЕ.
Классификация портфолио
- По цели
- Для себя (собственность)
- Для представления (отчет)
- По содержанию
- портфолио достижений
- рефлексивный
- тематический
- проблемно-ориентированный
- По характеру информации
- Информационным
- Рабочим
- Демонстрационно – презентационныйм
- Научно – исследовательским
- Проблемно – исследовательским
- Творческим
- Групповым (проектный).
Портфолио рефлексивный содержит материалы, оценку и самооценку достижения целей (ощущения, впечатления, размышления и т.д.)
Проблемно-ориентировочный портфолио содержит материалы, отражающие цели, процесс и результат решения проблемы.
Тематический портфолио содержит материалы работы в рамках выбранной темы.
Для организации эффективной работы с портфолио учителю необходимо обосновать необходимость самостоятельного заполнения всех страниц портфолио (в режиме реального времени).
Портфолио способствует формированию
- критического мышления
- лидерства
- коммуникабельности
- толерантности
- креативности
- мобильности
Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:
- Набор теоретических документов:
- фиксированные достижения учителя;
- грамоты и сертификаты;
- документы, подтверждающие повышение квалификации;
- банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
- классификаторы и другие материалы.
- Набор рабочих материалов:
- рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов
- авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
- конспекты уроков;
- конспекты открытых уроков и мастер – классов;
- тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
- дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.
- В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
- динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
- результаты проверочных (контрольных, “срезовых”) работ учащихся;
- отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
- отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
- проекты и творческие работы учащихся;
- аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Портфолио:
- отражает динамику развития учителя;
- показывает результаты самореализации;
- демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
- помогает проводить рефлексию и планировать деятельность учителя.
Условная структура портфолио учителя:
- Портрет
Создаёт впечатление об авторе:
- фото, эссе и т.п.
- характеристики, сертификаты и т.п.
- вступительная статья с обоснованием цели
- комментарии по поводу представленных в портфолио работ
- Коллектор
это копилка материалов и информации
- памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии, иллюстрации;
- словарные, энциклопедические статьи и т.п.
- Рабочие материалы
Включает материалы, созданные и систематизированные автором.
- Достижения
Включает материалы, которые, по мнению автора, отражают лучшие результаты и успехи.
Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.
Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего “личностное развитие и совершенствование педагога”. Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
- Системность и регулятивность самомониторинга
- Достоверность
- Объективность
- Нацеленность автора на самосовершенствование.
- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
- Аккуратность и эстетичность оформления
- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
- Наглядность результатов работы
- Технологичность
Мною была разработана модель портфолио, которая с 2002 года апробируется в МОУ СОШ №88.
Этапы внедрения были таковы:
- разработка макета потфолио
- подготовка и проведение педсовета “Портфолио учителя” (презентация к педсовету в Приложении 3)
- внесение дополнений и изменений в модель портфолио
- работа с портфолио (первые 2 года регулярность заполнения систематически отслеживалась администрацией)
- на данном этапе все новые данные вносятся в портфолио учителями самостоятельнго.
- Большим количеством учителей были отмечены следующие моменты:
- легче готовиться к важным карьерным этапам, таким как аттестация на квалификационные категории, участию в конкурсах профессионального мастерства
- вносимые результаты позволяли практически мгновенно отследить динамику изменений по тому или иному параметру.
Содержание предлагаемого в работе варианта портфолио таково:
- Общие сведения
- Профессиональные достижения (аттестация, награды)
- Планирование деятельности
- Результативность деятельности
- Самоанализ деятельности
- Диагностики
- Психологическое сопровождение
- Творческие работы
- Материалы из внешних источников
В лист общих сведений включены данные, необходимые для заполнения всевозможных форм как учителем, так и администрацией школы. (Приложение1 стр1)
Далее идут разделы, посвященные методической работе, реализации образовательных стандартов и программ. Полный вариант стандартной части портфолио приведен в Приложении 1, далее портфолио заполняется каждым учителем индивидуально в зависимости от профиля выполняемой деятельности. Работа с портфолио регламентируется “Положением о Портфолио учителя” (Приложение 2).
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Портфолио позволяет
- учителю:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
- администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Систематическая и детальная работа с портфолио является залогом успешной работы по формированию траектории самообразования педагога, составляемой по итогам самоанализа, выполненного в свою очередь на основе портфолио.
Информационные источники
http://chelpro.ru/category/make-portfolio
– блог “Человек и профессионал” (10.02.2009)
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390/
– педагогический альманах “Школа День за днем”
(2.0.2009)
https://urok.1sept.ru/articles/417596/
– Бугаец В.И.- Портфолио учителя – Фестиваль
педагогических идей 1 сентября “Открытый урок
2008”