Тема урока: Водород.
Цели урока:
1) Актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строении его атома, строении молекулы водорода.
2) Изучить физические и химические свойства, способы получения и области применения водорода.
3) Воспитывать культуру постановки химического эксперимента.
4) Развивать деятельностные методы изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, компакт-диск «Неорганическая химия» издательство «Учитель» раздел «Водород», ПСХЭ Д.И.Менделеева, схема «Химические свойства водорода», прибор Кирюшкина, соляная кислота, цинк, спиртовка, оксид меди (II).
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Формирование новых ЗУН
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке речь пойдет о самом распространенном элементе в нашей Галактике – водороде. (Слайд 5, 6) На Земле водород содержится в виде соединений, важнейшим из которых является вода. (Слайд 7) Водород входит в состав всех органических веществ, например, белки, жиры, углеводы, природный газ, нефть каменный уголь.
1. Характеристика элемента водород
Задание. Изучите текст §17 учебника на странице 98 о химическом элементе водород и ответьте на следующие вопросы:
- Каково сходство строения атомов водорода с атомами щелочных металлов?
- Каково сходство строения атомов водорода с атомами галогенов?
- Почему элементу водород в ПСХЭ Д.И. Менделеева химики отводят два места? (Слайд 1)
Дополнение учителя: Существует три изотопа водорода. Протий и дейтерий являются стабильными атомами, тритий – радиоактивный. (Слайд 8)
2. Строение молекулы водорода
Задание. Запишите формулу молекулы водорода. Какой связью она образована? Составьте электронную схему этой связи.
3. Физические свойства
Задание. Изучите текст §17 учебника на странице 98 о физических свойствах водорода (последний абзац). (Слайд 9)
4. Получение водорода
Знакомство с общими способами получения водорода. (Слайд 10)
Демонстрация:изучение приборов, используемых для получения водорода – аппарата Киппа и прибора Кирюшкина.
а) в лаборатории:
Лабораторная работа
Изучите инструкцию по получению, собиранию и распознаванию водорода в лаборатории (с. 189-190 учебника).
Выполните работу в соответствии с инструкцией.
Ответьте на вопросы:
- Какая химическая реакция лежит в основе получения водорода? Запишите ее.
- Какие физические свойства водорода необходимо учитывать при собирании этого вещества?
- Можно ли собрать водород другим способом?
- Как мы доказали наличие водорода в пробирке-приемнике?
- Какие изменения вы заметили в пробирке-приемнике после сгорания водорода?
Демонстрация: собирание водорода методом вытеснения воды.
Вопрос: почему водород можно собрать этим методом?
б) в промышленности. (Слайд 11)
5. Химические свойства
Задание. Изучите схему, отражающую химические свойства водорода. Составьте уравнения реакций по этой схеме. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы в этих уравнениях реакций. Сделайте вывод об окислительно-восстановительных свойствах водорода. (Слайд 17)
6. Применение
Выступление учащегося с компьютерной презентацией. (Приложение 1)
II. Закрепление
Выполнение тестовой проверочной работы. (Приложение 2)
III. Домашнее задание
§17 изучить, упр. 4, 5 выполнить. Индивидуальные задания: упр. 2, упр. 3, стр. 103.