Цели урока:
Образовательные: формирование представлений учащихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие умений работать с дополнительной литературой, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
- Дать представление о строении и физических характеристиках планет земной группы .
- Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
- Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный курс «Открытая астрономия» версия 2.6, экран, презентация «Планеты земной группы» (Приложение 1), статьи из энциклопедии по астрономии изд-ва «Аванта +».
Категория детей: учащиеся 10 класса.
План урока
Этапы урока |
Время, мин. |
Методы и приемы |
1. Организационный момент. |
5 |
Рассказ учителя. |
2. Изучение нового материала. |
5-7 |
Групповая работа. Работа с дополнительной литературой. |
3. Обобщение изучаемого материала. |
20 |
Выступление учащихся. Рассказ учителя. Записи в тетради и на доске. Работа с обобщающей таблицей. |
4. Проверка полученных знаний. |
5 |
Тестирование. |
5. Подведение итогов. |
3 |
Заполнение анкеты. |
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Между собой они делят и род: есть также и в людях
Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер.
Ибо в удел получаем и мы со струями эфира
Слезы и смех, гнев, желанье, дар слова и сон, и рожденье.
Слезы дает нам Сатурн, речь – Меркурий, рожденье – Юпитер;
Гнев наш от Марса, от Месяца – сон, от Венеры – желанье;
Смех же исходит от Солнца: оно заставляет смеяться
Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельныйФеон Александрийский
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
1. Организационный момент. |
Учитель формулирует цель урока, дает инструкцию по работе в группе, задание для групп. Правила работы в группах 1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. Задание Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах земной группы (каждая группа ищет сведения об одной планете):масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности. Сведения записываются на карточках. |
Слушают объяснение учителя. |
||||||||||
2. Изучение нового материала. |
Контроль за работой групп. Учитель исполняет роль консультанта. |
Работа в группах. |
||||||||||
3. Обобщение изучаемого материала. |
Дополняет рассказ учащихся, используя презентацию (см. презентацию «Планеты земной группы») и компьютерные модели (см. диск «Открытая астрономия», модель 4.3 - вращение Меркурия, модель 4.5 - фазы Венеры). |
Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу. (Приложение 2) |
||||||||||
4. Проверка полученных знаний. |
Учитель предлагает учащимся небольшой тест по изученному на уроке материалу. Каждая группа получает вариант теста, выполняет его. Далее проводится самопроверка, результаты которой заносятся в таблицу результатов.
|
Выполняют тест. Закончите начатые фразы. 1. Самая большая по размерам и массе в этой группе планет… 2. Самая маленькая планета… 3. Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет… 4. Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только.. 5. Наибольшее число естественных спутников имеет… 6. Гора Олимп есть на планете… 7. Температура поверхности днем и ночью остается практически постоянной на… 1. Меркурий |
||||||||||
5. Подведение итогов. |
Подводятся результаты урока. Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке. |
Заполняют анкету. (Приложение 3) |
Ожидаемый результат
- Оформление представлений о планетах земной группы в форме таблицы на доске и в тетрадях учащихся.
- Высокая результативность выполнения тестового задания.
- Положительная оценка урока учащимися.