Цель: изучить этническое разнообразие населения России и выявить его причины.
Задачи:
Обучающая: продолжить формирование у
школьников представлений о населении России;
познакомить учащихся с новыми терминами и
понятиями; сформировать представление о
многообразии народов, проживающих в России и их
религиозной принадлежности; связать современную
географию этнических групп с историей заселения
территории Российского государства. Продолжить
формирование у учащихся общенаучных умений
работать со статистическими сведениями,
представленными в различных формах (в виде
таблицы, диаграммы); продолжить формирование у
учащихся умения работать с основным источником
географической информации – картой.
Развивающая: способствовать развитию
мотивационно-потребностной (формирование
познавательного интереса) и
эмоционально-волевой сфер личности учащихся;
развитие речевых умений; развитие
познавательных процессов (внимание, память,
логическое мышление, воображение).
Воспитательная: способствовать
формированию положительного отношения к своей
Родине (патриотическое воспитание); формирование
положительного отношения ко всем народам,
проживающим на территории РФ, независимо от их
национальной или религиозной принадлежности (на
примере понятий ''толерантность'', ''национализм'');
эстетическое воспитание на примере знакомства с
национальными костюмами, традициями и обычаями
народов России.
Оборудование: тематические карты атласа, слайды, дидактические карточки для индивидуальной работы учащихся.
Тип урока: урок новых знаний.
Межпредметные связи: история, МХК, информатика.
ХОД УРОКА
Этап урока, методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент Актуализация знаний
Изучение нового материала
Работа в парах.
Закрепление (5 мин.)
Домашнее задание (1 мин.) |
Организация условий для работы
учащихся: приветствие, мотивирование на
предстоящую на уроке работу. ''Вспомните, что Вы
изучали на предыдущем занятии?'' ''А теперь посмотрите на экран (вывожу слайд ''Новые термины'') Знаете ли Вы значения этих слов. Как Вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?'' ''Верно. В нашей стране проживает очень много
разных народов, каждый из которых отличается
уникальностью и самобытностью. Поэтому тему
нашего урока можно сформулировать так:
''Разнообразие культурных миров на территории
России''. Т. е. предметом нашего разговора будет
национальный и религиозный состав населения РФ''.
''Верно. Сложная история формирования Российского государства привела к тому, что на его территории проживает примерно 130 народов. Россия является многонациональным государством. Из 145 млн. населения нашей страны 120 млн. – русские. А какие еще народы живут в России (вывожу на экран диаграмму ''Народы России и их численность'')? '
'С помощью карты в атласе на с. 9 назовите
территории, на которых преобладают русские.
''Каждый из народов России отличается по укладу
жизни, языку, обычаям, историческим традициям,
трудовым навыкам. По языковой принадлежности
народы России относятся к нескольким языковым
семьям, включающим языковые группы. По атласу (с.
8) и учебнику (табл. 10) назовите языковые семьи и
группы, к которым принадлежат народы России''. ''Вы убедились, что Россия является
многонациональным государством. Вспомните,
какое государственное устройство имеет наша
страна''? ''Вы уже знаете о том, что наша страна занимает
уникальное положение, находясь на стыке Европы и
Азии. Это не могло не повлиять на культурные
особенности, уклад жизни и вероисповедание
россиян. Корректирую ответ учащихся. & 6 прочитать. Ответить на вопросы после &: №
2, 4. |
Приведение в порядок рабочих мест,
приветствие. ''Историю заселения территории
России''. ''О народах России''.
Записывают в тетрадь тему урока.
Ответ одного из
учеников:
''Единая древнерусская народность, из которой
впоследствии выделились русские, украинцы,
белорусы, образовалась в 9 в. в Киевской Руси.
Равнина с развитой речной сетью, на которой жили
древнерусские племена, позволяла им, используя
реки, расселяться на обширной малозаселенной
территории. Они селились между жившими здесь
финно-угорскими племенами. Анализируют диаграмму, перечисляя наиболее
многочисленные народы.
''В России исконно русские области – это
Европейский Север, Северо-Запад до Центральных
районов России. Русские также преобладают на
Урале, на юге Сибири и Д. Востока.
''Индоевропейская, Алтайская, Уральская, Кавказская языковые семьи''. Также перечисляют группы в пределах каждой семьи. Смотрят на иллюстрации слайда. ''Это говорит от том, что в играх находят отражение особенности уклада народа''. ''От климата, особенностей экономики и т. д.''.
''В тундре''.
''Наша страна – федерация, состоящая из равноправных субъектов''.
''Это республики, АО''.
Называют и показывают по карте некоторые субъекты. Записывают в тетрадь определение понятия ''титульная нация''. Один из учеников вслух зачитывает статью Конституции.
Работают с карточками. Озвучивают результаты (по группам).
Слушают рассказ учителя.
Анализируют диаграмму. Озвучивают результат. Выполняют тест.
Делают вывод по занятию.
Записывают в дневник |
Тест
1. Из предложенных иллюстраций выберите представителей:
а) Кавказской языковой семьи
б) Индоевропейской
в) Уральской
2. Назовите языковую группу, народы которой исповедуют буддизм:
а) Славянская
б) Тюркская
в) Монгольская
3. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской языковой семье:
а) Чеченцы
б) Осетины
в) Черкесы
4. Титульный народ единственной в стране автономной области:
а) Евреи
б) Адыгейцы
в) Ненцы
5. Традиционная летняя обувь русских крестьян (севера и средней полосы), изготавливаемая из лыка:
а) Сандалии
б) Пимы
в) Лапти
6. Традиционным занятием коренных жителей российского Севера является:
а) Земледелие
б) Оленеводство
в) Охота.
– Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
– Что так и осталось непонятным?
Используемая литература:
- География России: Учеб. для 8-9 кл. сред. шк. / А. В. Даринский, Б. В. Белоусов и др.; Под ред. А. В. Даринского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.: ил., карт.
- Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.: ил.
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 7-е изд., перераб. – М: Дрофа, 2001.- 384 с.: ил., карт.
- Ермошкина А.С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Метод. Пособие/ - СПб.: ''Паритет'', 2002.
- Макарцева Л.В. География. 9 кл. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2004. – 80 с.
- Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 153 с.: ил., карт.