Природная зона "Тундры Северной Америки"

Разделы: География


Цели урока:

  • раскрыть понятие «тундра», показав основные особенности природы,
  • закрепить понятие природная зона,
  • дать характеристику зоны тундры,
  • развивать умение учащихся работать с картами,
  • устанавливать взаимосвязи, межпредметные связи,
  • получать информацию из различных источников,
  • воспитывать идеи взаимосвязей в природе, бережное отношение к природе,
  • эстетическое воспитание, интерес к дополнительным источникам информации.

Оборудование:

  • карта природных зон Северной Америки,
  • кинофильм «Тундры Северной Америки»,
  • презентация
  • таблицы «Животный мир Северной Америки»,
  • гербарный материал,
  • дополнительная литература, атлас.

ХОД УРОКА

Сегодня мы с вами начинаем изучать один из наиболее интересных разделов курса – природные зоны северных материков. И чтобы успешно сегодня поработать на уроке, давайте приготовим всё необходимое заранее, чтобы всё было под рукой.
Атлас – страницы 24, 23, 8, 7; план характеристики; учебник. На партах лежат гербарные экземпляры, которые нам тоже пригодятся.
Запишите тему урока в тетради. Вопрос к вам, мы уже изучили природные зоны южных материков, а что мы называем природной зоной? Какие природные зоны встречаются на территории Северной Америки?

  • арктические пустыни
  • тундры
  • тайга
  • смешанные широколиственные леса
  • лесостепи, степи
  • пустыни
  • жестколистные вечнозелёные леса
  • переменно-влажные муссонные

То есть практически все природные зоны здесь есть за исключением саванн и экваториальных лесов. Чем объясняется разнообразие природных зоны на материке? (большой протяжённость материка с севера на юг и разнообразие климата) Но если мы посмотрим на другие материки там природные зоны меняются севера на юг, по широтам. Почему же тогда здесь смена природных зон идёт меридианам с запада на восток? Из-за подстилающей поверхности материка, рельефа материка, которые изменяет соотношение тепла и влаги, хотя температуры одни и те же, но количество осадков как раз различно.

Сегодня мы изучаем природную зону тундры. По какому плану изучают природные зоны? Почему начинают изучать природные зоны с географического положения. Так как оно определяет климат. Какое же географическое положение зоны тундры?

Вдоль северного побережья материка с севера-запада на юго-восток (следовательно, климат суровый). Какой климат и чем он характеризуется? Для ответа используем карты атласа. Субарктический, где летом царствует УВМ, а зимой АВМ.

Температура января –32-24, Температура июля + 4 + 10. Почему такие низкие температуры в течение года?

1. Северные широты, далеко от экватора, маленький угол падения солнечных лучей
2. Расположение за полярным кругом, наблюдается явление полярного дня и ночи
3. Снежный и ледяной покров отражает свет

Количество осадков 250 мм. Почему такое малое количество осадков? И когда они выпадают? Так как при низких температурах мало испарение воды, и в зимний период преобладает область высокого давления, приходит АВМ, поэтому большая часть осадков приходится на летний период. Зимой осадков выпадает меньше, чем летом, поэтому при низких температурах здесь формируется в грунтах вечная мерзлота. Вашему вниманию предлагаю просмотр кинофильма об этом удивительном крае. Обратите внимание на красоту тундры, хотя здесь царство холода, ветров, но здесь всё так гармонично и красиво, какая удивительная природа. И постарайтесь ответить на вопросы:

  • Какие растения и животные здесь встречаются и как они приспособлены к условиям жизни?
  • Почему тундра это край озёр и болот? Можно ли утонуть в этих болотах, большая глубина этих озёр и болот?
  • Основное население и занятия людей?

Почему растения низкорослы, и основные растения травы? (холодная, малоснежная зима, поэтому отмерзают верхушки). Самые «высокие» карликовые берёзы и ивы произрастают только в понижениях речных долин.
Посмотрите на гербарий. Какие листья у брусники и берёзы? Почему они такие? (сильные ветра, маленькие, чтобы меньше испаряли влагу, так как много воды, но она холодная и растениями не всасывается, им приходится экономить, как и в тропических пустынях)
Какие здесь почвы и будут ли они плодородны? Тундровые, нет, так как слабо проходят процессы почвообразования и разложения. Поэтому эта почва очень легко разрушается. Стоит проехать на гусеничном вездеходе и колея от него останется как рана на теле долгие годы. Поэтому изобретают передвижные средства на воздушных оболочках, которые меньше ранят землю.
Птиц водоплавающих много, а почему? (обилие болот в летний период, вечная мерзлота, не даёт проникнуть воде вглубь).

А почему животные здесь не ложатся в спячку? Так как внизу вечная мерзлота.

Для тундры характерны:

  • бедность видового состава животных – постоянных обитателей этой зоны – в связи со сложностью приспособлений к суровым условиям зимы;
  • неравномерное заселение животными территории тундры;
  • очень существенное изменение состава и численности животных по сезонам;
  • сильные колебания численности некоторых животных по годам.

Как использует человек природу этого региона?

Но использовать богатства природы нужно очень осторожно, бережно. Так как природа тундры очень ранима и хрупка. Опасность пожаров, перевыпаса оленей, поездки вездеходов, отстрел животных, добыча полезных ископаемых может привести к неизгладимым потерям, уничтожению.
Не зря эскимосы охотники испокон века отстреливали определённое количество животных на зиму, иначе мать природа отомстит, исчезнут звери. Как можно помочь природе тундры? Какие необходимы меры, чтобы сохранить этот край?

Необходимы:

  • строгий контроль за промыслом зверей и птиц;
  • организация заповедников и заказников;
  • увеличение видового разнообразия тундры (заселение новыми видами);
  • использование науки и техники для решения экологических проблем (например, созданы вездеходы на широких, мягких, приспущенных шинах, которые не вредят растениям);
  • строгий контроль за работой промышленных предприятий и шахт, за добычей нефти.

По этой причине здесь создаётся много заповедников, национальных парков, больше чем в других регионах. Какие заповедники? Катмай (Аляска) Ноатак, Клуэйн, Лейк-Кларк, Наханни, и др. Сообщение учащихся.

Домашнее задание: параграф 55, составить кроссворд о тундре.

Приложение 1

Приложение 2