Тема: Экология природы – экология души.
(Подготовка к ЕГЭ, задание С.Работа с текстом. Подготовка к сочинению-рассуждению с применением алгоритма)
Цели:
- научить понимать текст;
- формулировать проблематику;
- определять позицию автора;
- оценивать мастерство писателя;
- уметь доказывать свою точку зрения;
- уметь воспринять воспитывающую силу искусства;
- защищать слабых и беззащитных - нравственный закон человечества - девиз нашего времени.
Ход урока
Учитель.
Дорогие гости, дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ. Тема урока: Подготовка к сочинению- рассуждению на морально-нравственную тему “Экология природы - экология души”. Сохранение природы – сохранение души. (Чтение наглядных материалов) –3 мин.
1этап. Разминка. Функции заголовка - 5 мин.
Диалог: Тропы и фигуры речи. - 3 мин.
2.Чтение наизусть стихов о животных. - 10 мин.
3.Чтение текста Д. Джонесси. – 8 мин.
4.Обсуждение текста. - 6 мин.
5.Алгоритм – 2 мин.
6.Письменная работа – 7 мин. Проверка.
7.Дом. задание. Написать эссе.
Учитель: Заголовок-это входные ворота текста. Разминка.
-Лесные фонарики – неожиданное и непонятное.
- В.И.Даль.- Указание на героя.
- А животные умеют разговаривать? – Указание на проблему.
-.Повесть о Зое и Шуре.- Указание на жанр и героев.
-Москва, 1941.- Место и время событий.
-Как обустроить Россию? – Проблема.
-Мальчик и его кошка. - Указание на его героев (кстати, большая часть объема посвящена образу женщины- врача).
ПРОВЕРКА.
Диалог Тропы и фигуры речи Саванин А.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОВ О ЖИВОТНЫХ. (Саванин А., Тутынина Е. Ростовцева О., Беляев А., Овчинникова О.)
Учитель чтение текста.
Джудит С. Джоннеси. Мальчик и его кошка
Как он вошел в ветлечебницу, врач не заметила. Он, вероятно, приехал сам, хотя водить машину в таком возрасте еще рановато. Но он уже начал раздаваться в плечах, и походка его отличалась свойственной молодым людям неуклюжей грациозностью. У него было открытое загорелое лицо.
Когда я вошла в приемную, он ласкал кошку через открытую дверцу клетки, стоявшей у него на коленях. Со свойственной школьникам верой в авторитет, он принес мне лечить свою больную кошку.
Кошка была крошечным созданием, изящно сложенная, с точеной головкой и очень красивого окраса. Ей было примерно столько же лет, сколько мальчику, плюс- минус год. Я могу представить, как ее пятна и полоски, хищная мордочка со сверкающими глазами будили в его воображении образ тигра, и она действительно стала Тигрицей.
Годы потушили яркий зеленый огонек ее глаз, но кошка все еще была элегантной и невозмутимой. Она приветствовала меня, дружески потершись о руку.
Я стала задавать вопросы, выясняя, что же привело ко мне эту очаровательную пару. В отличие от большинства взрослых, мальчик отвечал просто и прямо.
Раньше у тигрицы был хороший аппетит, но с недавнего времени ее стало рвать по два раза в день. Сейчас она не ела совсем и отдалилась от своих хозяев.
Кроме того она похудела примерно на полкило, а это много, когда твой вес около трех килограммов.
Поглаживая Тигрицу, я говорила ей, какая она красавица, и одновременно осматривала ее глаза, пасть и живот, слушала сердце и легкие. И вот мои пальцы нащупали: в середине брюшной полости было уплотнение. Тигрица вежливо пыталась ускользнуть: ей явно не нравилось, когда до опухоли дотрагивались.
Я смотрела в юное лицо мальчика, а затем на кошку, которую он видел, наверное, со своего рождения. Я должна была сказать ему, что у его обожаемой подружки рак. Даже при хирургическом вмешательстве она, возможно, проживет не более года, но и в этом случае каждую неделю придется делать химиотерапию, чтобы продлить ее существование.
Все это требует много сил и средств. Итак, я должна была сказать этому мальчику, что его кошка, скорее всего, умрет. И он стоял передо мной такой одинокий, беспомощный.
Мы отодвигаем смерть на задний план и стараемся не замечать ее, насколько это возможно, но в действительности каждое живое существо, которое мы любим, когда-нибудь умрет. Это неизбежно. Первая встреча со смертью может оставить след на всю жизнь. С одной стороны, это может стать чем-то несущим ужас и страдания, а с другой,- избавлением.
Так или иначе, я сама должна была провести мальчика через это. Я не хотела, чтобы потом меня мучила совесть. Все это должно быть сделано правильно, чтобы мальчик не получил душевной травмы.
Конечно, было бы проще вызвать его родителей и переложить эту задачу на них. Но, посмотрев мальчику в лицо, я не смогла сделать этого. Он понимал: что-то здесь не так. Я не могла его просто предоставить самому себе. И я заговорила с ним как с полноправным хозяином тигрицы.
Очень мягко, насколько могла, я рассказала ему о том, что обнаружила и что это означало.
Пока я говорила, мальчик отшатнулся от меня, вероятно, чтобы я не могла видеть его лица. Но когда он повернулся, оно было искажено болью. Я села рядом с Тигрицей, чтобы не смотреть ему в глаза. Поглаживая ее милую мордочку, я объясняла возможные варианты: или сделать операцию, прибегнув к химиотерапии, или дать ей умереть дома, или усыпить ее с помощью укола. Он внимательно слушал и кивал. Он сказал, что кошка так и так чувствует себя плохо, и ему не хотелось, чтобы она продолжала страдать. Он сдерживался из последних сил. Сердце мое разрывалось. Я предложила позвонить кому-нибудь из родителей, чтобы объяснить положение вещей. Он дал телефон отца. Я снова рассказала ему обо всем, в то время как мальчик слушал и гладил кошку. Потом я дала отцу поговорить с сыном. Мальчик ходил взад и вперед, жестикулируя, несколько раз голос его срывался, но когда он поговорил и обернулся, то в его глазах не было слез. Он сказал, что они решили усыпить кошку.
Ни гнева, ни отрицания, ни истерики, только принятие неизбежного. Однако я видела, каких усилий ему это стоило. Я спросила, не хочет ли он взять ее домой на одну ночь, чтобы проститься. Но он отказался. Он только хотел побыть с ней наедине несколько минут.
Я оставила их, и пошла выписать лекарство, с помощью которого собиралась безболезненно усыпить животное. Я не могла сдержать слез, они ручьем текли по моим щекам. Мне было искренне жаль мальчика, которому пришлось так сразу повзрослеть и который был совсем один.
Я ждала около кабинета. Через несколько минут он вышел и сказал, что готов.
Я спросила, не хотел ли он остаться с ней. Он удивился, но я объяснила ему, что иногда лучше увидеть самому, каким мирным был уход из жизни, чем потом постоянно думать, как же в действительности это произошло.
Он сразу же согласился со мной, придерживая голову кошки, он успокаивал, пока я делала инъекцию.
Она заснула, голова ее покоилась на руке мальчика. Животное лежало тихо, оно словно отдыхало. Теперь мальчик нес всю тяжесть страданий.
-Это был твой самый лучший дар,- говорила я,- принять чужую боль, чтобы любимое существо могло обрести покой.
Он кивнул, он все понял.
Однако что-то было упущено. Я чувствовала, что не выполнила задачу до конца.
Я внезапно поняла, что хоть я и просила его быть мужчиной, и он поступил достойно и мужественно, но он был все- таки еще ребенком.
Я протянула руки и спросила, хочет ли он, чтобы я его обняла. Он ответил: да, и по правде сказать, мне тоже было нужно, чтобы меня кто-нибудь обнял.
Наглядное оформление урока
Человек хуже животного, когда он становится животным.
Р.Тагор.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг!
Ж.-Ж.Руссо.
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.
В.М.Гюго.
Доброта- язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
К.Н.Боуви.
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Ж.-Ж.Руссо.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.
В.О.Ключевский.
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.
Вопросы для обсуждения
1.Почему мальчик приехал к врачу один?
2.Почему врач назвала его “ таким беспомощным, таким одиноким”
3.Как развиваются события в рассказе?
4.Мог ли предположить мальчик, что его ожидает?
5.Почему врач уделила этому пациенту так много времени и внимания?
6.От чьего лица ведется повествование?
7.Можно ли отождествить образ автора и образ врача?
8.Как называется художественный прием внутреннего монолога?
9.Часто ли художественная литература ставит проблему больных животных? Какие произведения вы знаете? (Ю.Казаков “Арктур – гончий пес”, В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
10. Какая проблема поднята в этом произведении? (Гуманное отношение людей к животным. Воспитание благородного благодарного отношения подростков к животным. Чуткое отношение к психологии подростков, впервые встретившихся со смертью дорогих ему существ.)
11.Как понять последние слова женщины- врача: “Это был твой самый лучший дар - принять чужую боль, чтобы любимое существо могло обрести покой”?
12.Чему учит рассказ американской писательницы?
Учитель: Знакомство с алгоритмом. Раздача заданий.
Выполнение и проверка.
Заключение. Кое-кто, наверное, подумает, какими пустяками занимались весь урок. Мы сейчас живем в такое время, что людей и то не жалеют. Жизнь человеческая стоит не дороже жизни мухи, люди как живые мишени для совершения преступления: отбирают документы, квартиры- человек становится бомжем. Хоронят сотнями молодых людей только из-за того, что кто- то нажился на продаже билетов и на противопожарной безопасности.
Тратим миллионы на субсидии безработным вместо того чтобы дать людям работу. Вы наши нынешние выпускники. Очень хочется пожелать вам получить хорошие знания, выбрать хорошую профессию и начать изменять законы, жизнь, потому что только образованный человек знает то, что другие не знают. До свидания.