Цели:
- Продолжить изучение бытового жанра на примере творчества замечательного мастера ИЗО К.П.Брюллова, многие работы которого отображали жизнь итальянского народа.
- Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, навыки описания композиции и средств выразительности ИЗО.
- Воспитывать чувства уважения к человеку, как личности с его индивидуальными особенностями.
Ход урока
I. Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством русских художников – живописцев, работавших в бытовом жанре, родиной которого принято считать Голландию. Давайте вспомним, что такое бытовой жанр? (Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.)
– А какие жанры ИЗО вы еще знаете? (Ответы детей.)
– Бытовой, исторический, батальный жанры – каким одним понятием можно объединить их? (Сюжетно-тематическая картина.) То есть это картины, раскрывающие события жизни. Скажите, фамилии каких художников, работающих в этом жанре, вы знаете? (Виницианов, Федотов). Знакомясь с творчеством этих двух художников, вы увидели, что картина – это итог длительных размышлений и наблюдений художника. В процессе поиска образа картины существует две стороны: сбор материала и выполнение большого количества эскизов. Каждый художник по – своему видит и отражает окружающий его мир, стремится в своих картинах запечатлеть нечто для него значимое. Поэтому, почти все художники сюжетно-тематической картины в своем творчестве затрагивают темы семьи, материнства, детства, словом, жизнь вокруг нас.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством еще одного великого русского художника, который работал в разных жанрах и, непосредственно, в бытовом, – К.П.Брюллов.
Откройте свои тетрадки, запишите число и тему нашего урока. Запишите фамилию, имя, отчество и даты жизни.
(Приложение 1. Презентация с комментариями)
II (Слайд 1) Карл Павлович Брюллов – талантливый художник 19 века, подаривший миру великие творения. Род Брюлловых происходит из Франции. Родился Карл 23 декабря 1799 в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры, живописца-миниатюриста Павла Ивановича Брюлло. (именно так звучала эта фамилия). Отец Карла –был мастером резьбы по дереву, академиком. Это была деятельная среда мастеровых, где ремесленные навыки передавались из поколения в поколение.
В семье было семь детей. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.
Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что “стал предметом отвращения для своих родителей”.
Павел Иванович мог оставить немощного сына без завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию. Карл брал пример с трудолюбивого отца, но боялся его, особенно после полученной за ослушание оплеухи, после которой он оглох на левое ухо.
Мальчик очень полюбил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки.
В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств. (Слайд 2)
В 1821 после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. Именно с того момента оба брата стали подписываться русифицированной фамилией “Брюллов”. Золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и в августе 1822 года Карл вместе с братом Александром (слайд 3) выехали из Петербурга, но Карл тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.
В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного.
Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений. Только из одних портретных работ можно было бы составить целую галерею.
По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Жанровые картины Брюллова встретили живой отклик у современников.
(слайд 4) “Итальянское утро” (1824 г.) пленило всех (Николай I подарил эту картину императрице). На полотне, пронизанном солнечными лучами, изображена юная девушка, олицетворяющая собой утро начинающегося дня и жизни.
(слайд 5) Для картины “Итальянский полдень” (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
Картины “Итальянское утро” и “Итальянский полдень” были парно посланы в Петербург в качестве отчетных работ. И они сразу же стали знаменитыми.(слайд 6) В картине “Итальянка, собирающая виноград” Брюллов развил тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. Вновь воспевает он жизнелюбивый и веселый характер итальянских девушек из народа, радостно приемлющих жизнь.
(слайд 7) Работа художника – “Сцена на пороге храма” (1827) повторяет в новых вариантах знакомые по картинам этих лет изображения религиозных обычаев итальянского народа или его веселый досуг, наступивший после трудовых будней
(слайд 8) (“Праздник сбора винограда”, 1827).
Основная, доминирующая тема Брюллова – семейное счастье простых людей Италии. Брюллов показал различные оттенки переживания молодой матери. То итальянка с нежностью рассматривает сшитую для будущего ребенка рубашку на картине (слайд 9) “Итальянка, ожидающая ребенка” (1831), то наслаждается семейным покоем, любуясь на своего пухлого младенца (слайд 10) “Итальянка с ребенком у окна” (1831), то ночью вскакивает с постели, чтобы покачать плачущее дитя в работе (слайд 11) “Итальянка, просыпающаяся от плача ребенка”(сепия, 1831).
Лирические ноты звучат в композициях Брюллова, затрагивающих трепетные чувства влюбленных. Радость свиданий, горечь разлуки находят в акварелях художника поэтическое выражение. Легкий налет добродушного юмора сочетается в них с душевной приподнятостью – “Прерванное свидание” (слайд 12)
Художник приобрел известность и как портретист.
Великолепны его портреты и картины: “Всадница” (1832 г.) (слайд 13), “Ю.П. Самойлова с приемной дочерью” (1832–1834) (слайд 14).
Писал эскизы и картины на мифологические и исторические темы.
Главным историческим произведением Брюллова считается (слайд 15) “Последний день Помпеи”. Об этом огромным полотне, передающее многообразные переживания массы людей в момент бедствия, мы будем с вами знакомится в 3 четверти при изучении исторического жанра.
В дальнейшем ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций (в том числе и картина “Осада Пскова”, 1839–1947 (слайд 16) не получил окончательного воплощения.
Путешествуя по разным странам (Франция, Греция, Турция и др.) художник создает подкупающие живым взволнованным чувством работы.
Но не смотря на это, он чувствует усталость. Карл Павлович понимал, что “загостился в чужих домах” и глубокой осенью 1835 года Брюллов выехал из Константинополя в Россию. Возвращение на родину определило новый этап творчества художника. Впечатлительный и чуткий, Брюллов был глубоко взволнован, вступив на родную землю и услышав русскую речь.
Первый русский город, который он посетил по возвращении в Россию была Одесса.
Брюллов любовался красотой приморского города, его архитектурой, и другими достопримечательностями, однако задержаться в нем отказался.
Брюллов торопился в Москву, куда он приехал 25 декабря.
Впечатление, произведенное на него древней столицей, где он был впервые, было огромно. Брюллов не уставал восхищаться величием Кремля, где все напоминал о недавних потрясениях, пережитых русскими людьми.
Москвичи приняли его радушно, хлебосольно. Его звали на бесконечные банкеты, но приемы Брюллову были в тягость. Эти бурные каждодневные восторги кончались шампанским и долгим застольем. Но не в его силах было приостановить эту справедливую радость новых друзей. Большим событием в жизни художника была его встреча и завязавшаяся дружба с Пушкиным и Жуковским. Все эти прелести жизни не мешали работе художника, он продолжал писать портреты и иногда к нему выстраивались целые очереди, дабы получить свой портрет Великого Карла.
У Карла было много друзей, но в личной жизни он был одинок. Красавица Юлия жила за границей. Все мимолетные связи оставили в душе горечь и разочарование. Карл ждал свою “парную душу”. Но и очередное знакомство с одаренной пианисткой, ученицей Шопена Эмилией Тимм, не принесло должного результата. Вновь обретенная связь с графиней Самойловой долго не продлились из-за продолжительной болезни мастера, настигшей его в 1847 г. Тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Он вспоминал свою жизнь и испытывал горькое разочарование в творчестве. Он видел, сколько замыслов остались не воплощенными: не разрешили по уже готовым эскизам расписать Пулковскую обсерваторию, построенную по проекту брата Александра (слайд 17), не доверили внутреннее оформление Зимнего дворца после пожара (слайд 18). Четыре года он работал над росписями Исаакиевского собора (слайд 19), но из-за болезни по его картонам работу закончил другой художник.
27 апреля 1849 г. по настоятельному совету врачей, Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило. Художник продолжал работать. Но удовлетворения от работы художник не получал, он раскаивался в том, что слишком поздно понял: нельзя одновременно отдавать себя творчеству и наслаждаться суетой жизни. 11 (23) июня 1852 г. неумолимое время остановилось для него. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев- не католиков (слайд 20).Искусство художника остается существовать столетия. Сменяются поколения, политические режимы, власть, а картины существуют. В них хранится мысль художника, чувствуется его нетленная душа. Именно это и привлекает тысячи людей в галереи и музеи.
В Санкт-Петербургском Государственном Русском музее (слайд 21) в 1999 году открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Карла Брюллова. Экспозиция, размещенная в шести больших залах, объединила работы из Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, художественных музеев Нижнего Новгорода и Великого Новгорода.
Его картины хранятся так же во Франции, Италии, Германии.
23 декабря России будут отмечать 210 – летие со дня рождения Великого Карла.
Брюллов искал красоту в простоте каждого дня. Как и у всех великих мастеров, это была сложная простота, преисполненная глубокого жизненного содержания. Ведь каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе свет. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность.
III. Изучая творчество трех русских художников, можно сказать, что их объединяет несколько особенностей. Давайте, заполняя таблицу сравнений, напишем сходство и различие в творчестве этих мастеров.
(Приложение 2) приведена ниже.
Давайте посмотрим как вы заполнили таблицу. (Проверка)
IV. Для закрепления полученных знаний, вспомним работы этих трех художников. Сейчас в слайд – шоу будут представлены картины бытового жанра разных художников. Попробуйте в тетрадках запечатлеть по порядку названия картин и их авторов.
(Приложение 3)
V. Обратите внимание на предложенную работу Брюллова “ Итальянка, собирающая виноград” и попробуем сделать описание этой картины. (Дети в тетрадях записывают описание, а затем один из них зачитывает).
В заключение, ребята, давайте еще раз вспомним сегодняшние произведения, представляющие бытовой жанр. В центре этого жанра находится человек со своей внешностью, особенностью, характером и интеллектом. И отражая эти моменты в своем творчестве, мастера стараются показать все качества изображаемой личности, которая имеет право на уважение. Все выше представленные картины о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем то рассказать и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.
VI. Д/з: Выполнить зарисовку, наброски из жизни вашей семьи, вашего класса, вашей улицы. На ваше усмотрение.
Приложение 2
Фамилии художников Сходство Различие А.Г. Венецианов
П.А. Федотов
К.П. Брюллов