Цель:
- Обобщить знания детей по теме, упражнять в написании слов с непроизносимыми согласными.
- Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Порой в словах встречаются ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам...
Такие вот согласные –
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся! В тетрадке.
– О каких согласных говорится в этом стихотворении? Назовите их.
Выслушиваются ответы детей.
2. Работа с карточками
– Слово или словосочетание заменить близким по значению словом с непроизносимой согласной. Как называются слова близкие по значению?
(словосочетание слово с непроизносимой согласной карточка проверочное слово)
– Какое правило будет помогать нам в работе?
а) Небесное светило. солнце б) Приветствие при встречи. здравствуй в) Печальный, унылый. грустный г) Очень страшный. ужасный д) Белая бабочка. капустница е) Знаменитый. известный ж) Растение, растущее на болоте. тростник з) “Мотор” нашего организма. сердце и) Ряд ступенек, идущих вверх. лестница
– Какие еще слова с непроизносимой согласной нужно запомнить? Запишите их, выделите орфограмму. 4 ученика – по карточкам.
3. Наблюдение и классификация слов
Ус.ный, ро.кий, гиган.ский, звез..ный, мя.кий, жи..кий.
– Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можно распределить эти слова? Как проверить слова с непроизносимыми согласными? Как проверить слова с парными согласными?
Ответы детей.
Задание:
1 вариант – выписать слова с
непроизносимыми согласными и проверить их.
2 вариант – выписать слова с парными
согласными и проверить их.
Проверка – Что же еще общего вы заметили в этих словах?
4. Работа над предложением
На доске запись:
д..рев..ев, с, срывает, ярос..но, вет..р, лист..я.
а) объяснить орфограммы.
б) составить предложение и записать его.
– Что значит “срывает яростно”?
Ярость:
1. сильный гнев.
2. напор, неукротимость (перен.)
в) Назвать и подчеркнуть грамматическую основу
предложения,
г) Выписать словосочетания,
д) разбор по составу слов деревьев, яростно
5. Игра-конкурс
Каждый ряд выбирает “знатока”.
Задание: подобрать к словам с
непроизносимыми согласными проверочное слово и
записать его.
Вестник
Свистнуть
Капустный
Опасный
Солнцезлостный
хрустнуть
шестнадцать
ужасный
здравствуйненавистный
хлестнуть
жалостный
вкусный
сердце
Награждение – медаль “За отвагу”.
6. Итог урока
– Какое правило сегодня особенно часто
приходило к нам на помощь во время урока?
А почему все-таки исчезают в словах отдельные
звуки? Почему они становятся непроизносимыми?