Цель:
- на основе документов, статей Конституции РФ 1993 г. выяснить, что составляет основы конституционного строя РФ, каковы основные полномочия органов государственной власти РФ;
- формировать умения работать с текстом документа, уметь анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
- способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере основного закона РФ, повышению правовой культуры учащихся.
I. Повторение изученного материла
Учитель: Сегодня наш урок будет построен в форме коллективной работы. А это значит, что на каждого из вас накладывается ответственность за собственные успехи и успехи товарищей. Вы объединены единой задачей, достичь которую возможно только совместными усилиями. Только творческая деятельность группы сможет принести успех. Определите лидера группы, который оценит вклад каждого из вас в деятельность группы. Приложение 1.
Слайд 1. (Название)
Учитель: Какие задачи вы ставите на урок исходя из данной темы
Учащиеся определяют задачи и если необходимо учитель их корректирует.
Слайд 2. (Флаг, гимн, герб)
Учитель: Все мы знаем о трех символах нашей страны – гербе, гимне и флаге, но есть один документ, который мы тоже считаем символом государственной власти – это Конституция РФ.
Задания учащимся: От какого латинского слова происходит сам термин “Конституция”?
Слайд 3. (Латинский термин)
Учитель: Именно так в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императора.
Слайд 4. (Мировые конституции)
В эпоху буржуазных революций конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Назовите государства, в которых появились первые конституции?
Слайд 5. (Заполнить пропуски в схеме по Конституции РФ)
Учитель: В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций. Я предлагаю заполнить пропуски в слайде “Конституции РФ” по “цепочке” одну представителю от группы, указав даты принятия Конституций в РФ.
Учитель: В качестве домашнего задания одному из учащихся было предложено провести социологический опрос “Что думают и что знают российские граждане о Конституции РФ?”.
Данные социологического опроса представлены учеником в виде мини-исследования.
Учитель: Нетрудно догадаться о недостаточно высоком уровне правовой культуры наших граждан. На уроке мы постараемся этот уровень повысить, практически работая над текстом основного закона РФ, анализируя содержание Конституции.
Задание учащимся: Каждая группа должна вспомнить основные юридические признаки Конституции и проиллюстрировать их примером. Названный признак предыдущей группой не должен повторяться.
Слайд 6. (Преамбула)
Задание учащимся: Я предлагаю вам открыть преамбулу Конституции. Постарайтесь, работая в группе, выделить ценности, которые содержаться в вводной части Конституции.
1-я группа – нравственные ценности;
2-я группа – ценности демократии;
3-я группа – ценности патриотизма;
4-я группа – ценности социального мира и
международного сотрудничества.
II. Изучение нового материла
Слайд 7 (Главные принципы Конституции РФ)
Учитель: Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент, на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1-16). Конституционных принципов четыре: верховенство права, демократизм, федерализм, гуманизм. Что заключено в каждом из этих принципов?
Учитель предлагает ответить на задание по группам.
Учитель: У вас на столах есть Конституция РФ и ряд других документов. Используйте их в работе и в течение 10 минут, обсудив вопросы в группе, вы даете ответы на поставленные вопросы. Если будете готовы раньше – поднимите руку. Ваш ответ на поставленный перед вами вопрос, должен быть обоснован статьями Конституции, и логически продуман.
1-я группа – вы должны определить, поработав с
вопросами основы экономической системы нашего
государства.
2-я группа – основы политической системы;
3-я группа – основы социальной системы;
4-я группа – федеративное устройство РФ.
Релаксационная пауза.
Работа в группах учащихся.
Проверка выполнения заданий группой 1.
Слайд 8.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание: заполнить пропуски в схеме “Формы собственности”.
Проверка выполнения задания группой 2.
Слайд-презентация учащегося “Государственная власть в РФ”.
Игра “Самолет” (проводится при достаточном времени на уроке), по разработке урока Дугиной Т.В.
Учитель: Представим, что самолет – это наше государство.
- Кто будет командиром нашего самолета? Президент
- Кто второй пилот? Правительство
- Чем может являться корпус нашего воздушного судна? Федеративное устройство
- А кто пассажиры? Народ
- Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? Местное самоуправление
После защиты слайд-презентации учитель предлагает учащимся посмотреть видеоролик “Судебная система в РФ”. Перед просмотром ставиться вопрос: выясните каковы основные задачи судебной системы в РФ?
Слайд 9, 10 (Судебная система в РФ)
Проверка выполнения задания группой 3 и 4.
Выполнение задания учащимися Слайд 11 (Субъекты РФ).
Учитель: Вы хорошо поработали на уроке, показали умения работать с документами, анализировать, делать выводы, давать аргументированные ответы. Чтобы закрепить полученные знания на уроке я предлагаю выполнить тестовую работу. Вам предложены три варианта тестов. Выберите дин из них. (тестовые задания предложены разной сложности). Приложение 3.
Выставление оценок за урок. (Выставляют и обосновывают оценки сами учащиеся)
Слайд 12. (Конституция РФ)
Слайд 13. (Домашнее задание)
Домашнее задание: учебник А.Ф. Никитин. Основы государства и права 10-11 класс §19 в.3-6. написать эссе “Народ – единственный источник власти: смысл и значение конституционной нормы”.