Урок изобразительного искусства по теме "Орнаментизация с помощью техники «печатание» зимней одежды (малицы) народов Крайнего Севера" (5-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель:

  • Учить техникам лессировки и печатания.
  • Развивать творческие способности, художественную зоркость, речь, мелкую моторику.
  • Воспитывать аккуратность, любовь к природе и народному творчеству.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины Д.М. Хартаганова “Встреча друзей”, раздаточный материал для каждого ученика – карточки со специальными знаками (рисунок 1), обозначающие элементы композиции, фишки, кисти, краски, баночки для воды, палитра, печать из картофеля (рисунок2).

Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент Здравствуйте! Обратите внимание на порядок своего рабочего места, тихо сели.
2. Повторение – О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (о композиции)

– Что означает слово композиция? (составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей).

Фронтальный опрос Возьмите карточки с фишками, дайте характеристику композиции картины, которая висит на доске. (Слайд1, Приложение 1)

После того, как дети разложат фишки по карточке (рисунок1) один ученик (по выбору учителя) характеризует композицию.

3. Вводная часть урока (беседа) – Ребята, кому знакома эта картина?

Эта картина называется “Встреча друзей”, а написал ее наш земляк – художник нашего Шурышкарского района Дмитрий Мартынович Хартаганов.

Родился он в поселке Питляр. От природы был одаренным, очень любил рисовать. Его работы показывались на выставках. Художник писал левой рукой, правая была парализована.

Писал он о будничном труде рыбаков, оленеводов, охотников. Особая цветовая гамма, колорит передают ощущение малой родины, тишины, просветленности, покоя.

А главное ты чувствуешь и понимаешь, какой удивительным мир окружает нас – мир природы.

Беседа по картине – Какое время года изображено на картине? (на картине изображена зима).

– Внимательнее присмотритесь к картине, обратите внимание на задний план (на заднем плане время года поздняя осень).

– Что еще в картине говорит о времени года? (отражение леса в воде, желтая листва на деревьях).

– Кто изображен на переднем плане? (на переднем плане изображена собака).

– Почему? (потому что собака – друг человека).

– Во что одеты герои картины? (герои картины одеты в малицу).

4. Сообщение темы урока – Сегодня на уроке мы будем рисовать малицу. (Слайд2) Научимся передавать фактуру, особенность поверхности малицы, познакомимся с техникой лессировки.

Малицу – традиционную меховую одежду северян – часто называют индивидуальным чумом, микрожилищем. И это не случайно. Подобно чуму она надежно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра. Человеческая фантазия до сих пор не придумала другой одежды столь экологичной, столь проходящей к суровому климату.

– Чем же хороша малица?

Она великолепно защищает от холода, благодаря предельной цельности кроя, минимальному количеству деталей и швов.Взрослая малица шьётся мехом вовнутрь, а детская наружу. Мех обладает прекрасными теплозащитными свойствами. Шапка и рукавицы пришиты к малице, не пропускают ветер за ворот и в рукава.

Сама форма этой одежды – некоторая конусообразность подобно чуму – повышает устойчивость человека во время сильного ветра.

– Ребята, как вы думаете, у кого учился человек?

– Какие явления подсказали человеку создать малицу? (природные явления).

– Природа без человека обходилась целыми тысячелетия, а человек не может жить без природы, человек учился у природы создавать свои объекты, создавал рукотворный мир природы, всматриваясь в ее формы и образы. Мы дети природы – должны охранять и беречь ее.

– Рассмотрите орнаменты(Слайд3,4).Придумайте им названия.(1. “Щучьи зубы”, 2. “Головки”, 3. “Волны”,4. “Заячьи уши”) Человек наблюдал и украшал свои изделия узорами, которые “подсмотрел” у Природы..

5. Последовательность изображения малицы Сегодня мы нарисуем малицу техникой лессировки – последовательное нанесение слоев краски один на другой.
  1. выполнение рисунка карандашом; (Слайд5)
  2. первое нанесение основного цветового тона;
  3. проработка формы малицы путем последовательного наложения цветовых оттенков;
  4. печатание орнамента “Заячьи уши”.
6. Физкультминутка 1. Упражнение “Скоблим шкуру”. Наклоны вперёд с разгибанием рук

2. Упражнение “Растягиваем шкурку”. Разведение рук в стороны.

3. “Скручиваем жилы”. Растирание ладошек.

Самостоятельная работа учеников
8. Выставка работ Учитель обращает внимание на то, что получилось удачно, что следовало сделать по-другому. (Слайд6)
9. Итог урока – С картиной какого художника вы познакомились на уроке?

– Какую технику использовали при рисовании малицы?

– Чем вы наносили орнаменты?

10. Домашнее задание Попробовать сделать печати из картофеля.