Цель:
- Учить техникам лессировки и печатания.
- Развивать творческие способности, художественную зоркость, речь, мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность, любовь к природе и народному творчеству.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины Д.М. Хартаганова “Встреча друзей”, раздаточный материал для каждого ученика – карточки со специальными знаками (рисунок 1), обозначающие элементы композиции, фишки, кисти, краски, баночки для воды, палитра, печать из картофеля (рисунок2).
Ход урока
1. Организационный момент | Здравствуйте! Обратите внимание на порядок своего рабочего места, тихо сели. |
2. Повторение | – О чем мы с вами говорили на прошлом
уроке? (о композиции) – Что означает слово композиция? (составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей). |
Фронтальный опрос | Возьмите карточки с фишками, дайте
характеристику композиции картины, которая
висит на доске. (Слайд1, Приложение
1) После того, как дети разложат фишки по карточке (рисунок1) один ученик (по выбору учителя) характеризует композицию. |
3. Вводная часть урока (беседа) | – Ребята, кому знакома эта картина? Эта картина называется “Встреча друзей”, а написал ее наш земляк – художник нашего Шурышкарского района Дмитрий Мартынович Хартаганов. Родился он в поселке Питляр. От природы был одаренным, очень любил рисовать. Его работы показывались на выставках. Художник писал левой рукой, правая была парализована. Писал он о будничном труде рыбаков, оленеводов, охотников. Особая цветовая гамма, колорит передают ощущение малой родины, тишины, просветленности, покоя. А главное ты чувствуешь и понимаешь, какой удивительным мир окружает нас – мир природы. |
Беседа по картине | – Какое время года изображено на
картине? (на картине изображена зима). – Внимательнее присмотритесь к картине, обратите внимание на задний план (на заднем плане время года поздняя осень). – Что еще в картине говорит о времени года? (отражение леса в воде, желтая листва на деревьях). – Кто изображен на переднем плане? (на переднем плане изображена собака). – Почему? (потому что собака – друг человека). – Во что одеты герои картины? (герои картины одеты в малицу). |
4. Сообщение темы урока | – Сегодня на уроке мы будем рисовать
малицу. (Слайд2) Научимся передавать
фактуру, особенность поверхности малицы,
познакомимся с техникой лессировки. Малицу – традиционную меховую одежду северян – часто называют индивидуальным чумом, микрожилищем. И это не случайно. Подобно чуму она надежно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра. Человеческая фантазия до сих пор не придумала другой одежды столь экологичной, столь проходящей к суровому климату. – Чем же хороша малица? Она великолепно защищает от холода, благодаря предельной цельности кроя, минимальному количеству деталей и швов.Взрослая малица шьётся мехом вовнутрь, а детская наружу. Мех обладает прекрасными теплозащитными свойствами. Шапка и рукавицы пришиты к малице, не пропускают ветер за ворот и в рукава. Сама форма этой одежды – некоторая конусообразность подобно чуму – повышает устойчивость человека во время сильного ветра. – Ребята, как вы думаете, у кого учился человек? – Какие явления подсказали человеку создать малицу? (природные явления). – Природа без человека обходилась целыми тысячелетия, а человек не может жить без природы, человек учился у природы создавать свои объекты, создавал рукотворный мир природы, всматриваясь в ее формы и образы. Мы дети природы – должны охранять и беречь ее. – Рассмотрите орнаменты(Слайд3,4).Придумайте им названия.(1. “Щучьи зубы”, 2. “Головки”, 3. “Волны”,4. “Заячьи уши”) Человек наблюдал и украшал свои изделия узорами, которые “подсмотрел” у Природы.. |
5. Последовательность изображения малицы | Сегодня мы нарисуем малицу техникой
лессировки – последовательное нанесение слоев
краски один на другой.
|
6. Физкультминутка | 1. Упражнение “Скоблим шкуру”. Наклоны
вперёд с разгибанием рук 2. Упражнение “Растягиваем шкурку”. Разведение рук в стороны. 3. “Скручиваем жилы”. Растирание ладошек. |
Самостоятельная работа учеников | |
8. Выставка работ | Учитель обращает внимание на то, что получилось удачно, что следовало сделать по-другому. (Слайд6) |
9. Итог урока | – С картиной какого художника вы
познакомились на уроке? – Какую технику использовали при рисовании малицы? – Чем вы наносили орнаменты? |
10. Домашнее задание | Попробовать сделать печати из картофеля. |