Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка бересты и соломки"

Разделы: Технология


I. Пояснительная записка

1. Концептуальная часть программы

Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера всегда будут привлекать внимание и не только специалистов. Каждый человек стремится создать вокруг себя такое пространство, в котором ему уютно и комфортно. Как сделать подарок близкому человеку, чем удивить окружающих, когда уже удивить сложно? Народные промыслы в сочетании с фантазией и современными идеями – вот в чем основная идея данной программы.

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. Занимаясь в творческом объединении, дети и подростки профессионально самоопределяются, получают возможность более легкой адаптации и самореализации в обществе.

История ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, – лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, поделки из природного материала – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой-то мере сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а так же способствовать решению вопросов гармонического развития и творческой самореализации детей, призвана данная программа.

Открытие в себе неповторимых индивидуальных способностей, талантов поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Это становится возможным в условиях творческого объединения.

Программа знакомит с декоративным творчеством – неиссякаемым источником мудрости и красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетение из соломки, лепка, оригами, что способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира, художественного вкуса ребенка.

2. Характеристика обучающихся детей по курсу

В группу первого года обучения принимаются дети от 7 лет. Никакие особые условия при приеме детей не ставятся.

Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения, т.е. в возрасте 8-9 лет и старше.

Численность в группах обычно от 10 до 15 человек. Группы состоят из мальчиков и девочек разного возраста, с разным уровнем способностей. Занятия строятся с учетом скорости освоения детьми специальных навыков и умений, по принципу сотрудничества и сотворчества. Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком, старшие могут помочь младшим.

3. Цели и задачи образовательного процесса

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей; развитие мотивации личности каждого ребенка к познанию и творчеству посредством освоения техники обработки природного материала.

Задачи первого года обучения

Образовательные:

  • Формирование специальных знаний (материаловедение, терминология, инструменты и приспособления, техника безопасности, чтение технологической карты).
  • Приобретение технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, способы наклеивания, тиснения и т.д.).

Воспитательные:

  • Формирование любви и уважения к народному искусству, к родной природе.
  • Воспитание внимательности, аккуратности, бережливости, целеустремленности.
  • Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени.

Развивающие:

  • Формирование художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.
  • Обогащение визуального опыта детей через посещение выставок, музеев, выходы на природу, встречи с интересными людьми.
  • Раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.

Задачи второго года обучения

Образовательные:

  • Освоение более сложных приемов работы (плетение, изготовление кукол и др.).
  • Формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.).

Воспитательные:

  • Формирование культуры общения и культуры поведения в обществе.
  • Воспитание добросовестного отношения к труду, аккуратности в работе, экономности и бережливости.
  • Приобщение детей к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.
  • Раскрытие творческих способностей детей.

4. Продолжительность освоения образовательной программы

Программа рассчитана на 2 года обучения и может являться частью комплексной программы “Истоки”

1 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа)

5. Формы и методы проведения занятий

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • Репродуктивный (воспроизводящий);
  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
  • Исследовательский (особенно на втором году обучения, когда предполагается расширение и углубление знаний и умений);
  • Беседы, диалоги;
  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество;
  • Сотрудничество;
  • Индивидуальная работа;
  • Экскурсии;
  • Праздники.

6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки

Один из элементов работы по программе – это отслеживание результатов.

Виды контроля:

  • Беседы с детьми;
  • Викторины и конкурсы;
  • Контрольные работы (после изучения определенной темы);
  • Мини-выставки (в помещении творческого объединения, в школе, в Доме творчества, в детском саду и т.д.);
  • Участие детей в районных, городских, областных, всероссийских выставках и фестивалях.

Ожидаемые результаты

После первого года обучения дети должны:

Знать

  • Способы заготовки, хранения и обработки материала;
  • Основные термины: орнамент, симметрия, композиция, эскиз, роспись, объем, линия, сгиб и др.;
  • Материалы и технические приемы работы с ними;
  • Названия инструментов, приспособлений.

Уметь

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • Подбирать выразительные средства;
  • Пользоваться материалами экономно и аккуратно;
  • Подбирать и составлять несложные эскизы;
  • Выполнять несложные изделия по технологической карте;
  • Выполнять несложные аппликации из природного материала.

После второго года обучения дети должны:

Знать

  • Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • Разнообразие выразительных средств: цвет, свет, объем, композиция, ритм;
  • Различные виды декоративного творчества;
  • Различные способы плетения, тиснения, виды аппликации.

Уметь

  • Пользоваться различными материалами и инструментами;
  • Сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • Самостоятельно составлять эскиз;
  • Создавать композиции в различных техниках (аппликация, плетение и т.д.);
  • Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, технической картой;
  • Проявлять творчество в создании изделий.

II. Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Общее кол-во часов Теория Практика Методическое обеспечение Внеклассные мероприятия
I Вводное занятие 2 2 - Образцы изделий, иллюстрации  
II Уроки мастерства - - -  

Финягин В.В. “Изделия из бересты”

Образцы различных видов бересты

Экскурсии на действующие выставки; в магазин сувениров, в мастерскую по бересте.
1 Материаловедение

а) Заготовка бересты

б) Хранение и обработка

в) Инструменты и приспособления, техника безопасности

6 2 4
2 Художественная обработка бересты. Аппликация 18 1 17 Финягин В.В. “Изделия из бересты”

Эскизы.

Разработка конкурсной развлекательной программы. Образцы изделий.

Выставка и обсуждение лучших работ в творческом объединении.

Конкурсная программа “Ура! Зимние каникулы!”

3 Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте 16 1 15
4 Игрушки из бересты 10 1 9
5 Изделия из пластовой бересты 8 1 7
III Повторение пройденного материала 8 - 8    
IV Золотая соломка       Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы художественного ремесла.

Образцы.

Лобачевская О.А. Плетение из соломки.

Экскурсии во Дворец творчества на постоянную экспозицию, на действующие выставки
1 Материаловедение

а) Заготовка, хранение и подготовка материала к работе.

б) Инструменты, дополнительные материалы, техника безопасности

6 2 4
2 Аппликация из соломки 32 1 31 Методические рекомендации “Аппликация из соломки”

Образцы изделий, рисунков

Участие в выставках (районных, городских, областных)
3 Соломенные пауки 12 1 11
4 Игрушки и украшения 16 1 15
V Повторение пройденного материала 8 - 8   Экскурсии на природу
VI Итоговое занятие 2 2 -   Подведение итогов, выставка лучших работ
  Всего часов 144 15 129    

III. Содержание занятий 1-го года обучения

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Правила поведения в творческом объединении. Режим работы. Основные темы 1-го года обучения.

Уроки мастерства

Часть программы, посвященная работе с берестой. Включает в себя пять разделов. Техника безопасности. Инструменты и приспособления. Контрольная работа.

Материаловедение

Знакомство с берестой, ее внешними и техническими качествами, способами заготовки, хранения, обработки, а так же с различными инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с берестой. Инструктаж по технике безопасности.

Художественная обработка бересты. Аппликация

Виды художественной обработки бересты. Виды аппликации. Дополнительные материалы для изготовления аппликаций (фанера, клей ПВА, клей типа “Момент”). Изготовление аппликаций.

Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте

Знакомство с тиснением и гравировкой. Выполнение детьми нескольких работ: брелок для ключей, украшения для девочек, рамка для фото, небольшого панно типа “Домик в деревне”.

Игрушки из бересты

Изготовление несложных игрушек из полос бересты. Изготовление оберегов: “Колоток”, “Шаркун”; головоломок. Знакомство с историей этих изделий. Обрядовые изделия.

Изделия из пластовой бересты

Береста – материал универсальный. Показать многогранность бересты. Изготовление из бересты разнообразных и нужных для похода вещей: черпачок для воды, сухие стельки в промокшую обувь, коробок, козырек от солнца и многое другое.

Повторение пройденного материала

Коллективная работа. Изготовление панно на основе полученных знаний по теме “Береста”. Составление и разгадывание кроссвордов.

Золотая соломка

Техника работы с соломкой. Включает в себя четыре раздела. Контрольная коллективная работа.

 Материаловедение

Знакомство с соломкой. Способы ее обработки. Виды соломки. Инструменты, приспособления при работе с соломкой. Техника безопасности.

Аппликация из соломки

Историческая справка. Виды аппликации из соломки: плоская, объемная, инкрустация и др. Способы их изготовления.

Соломенные пауки

Разновидность праздничного украшения крестьянской избы – подвесные декоративные конструкции – пауки. Декоративное оформление соломенных “пауков”.

Игрушки и украшения

Приемы изготовления традиционных народных украшений (кольцо, бусины разной формы). Изготовление разнообразных сувениров, поделок, елочных игрушек.

Повторение пройденного материала

Коллективное изготовление аппликации с элементами объема из соломки. Индивидуальная работа с детьми-участниками выставок ДПИ.

Итоговое занятие

Подведение итогов года. Выставка лучших работ в творческом объединении. Чествование ребят, принявших участие в выставках.

IV. Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Названия разделов и тем

Общее кол-во часов Теория Практика Методическое обеспечение Внеклассные мероприятия
I Вводное занятие 3 3 - Образцы изделий, иллюстрации  
II Берестяное царство       Образцы, иллюстрации, фото, книги, эскизы.

Финягин В.В. “Изделия из бересты”. Лазарева А.В. “Плетение лозой, берестой”

Федотов Г.Я. “Сухие травы”

Посещение выставок, экскурсии на природу
1 Повторение теории 3 3 -
2 Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте 12 1 11
3 Резьба, прорезная резьба 12 1 11
4 Плетение берестой 12 1 11
5 Цветы и сувениры из бересты 12 1 11
III Повторение пройденного материала 9 - 9    
IV Учимся у народных мастеров       Образцы, технологические карты, эскизы.

Финягин В.В. “Изделия из бересты”.

 
1 Технология изготовления туесов 42 2 40
2 Роспись по бересте 9 1 8
V Повторение пройденного материала 3 3 -   Выставка и обсуждение работ
VI Страна соломки          
1 Подготовка материала к работе 3 - 3 Образцы, эскизы, технологические карты, методические разработки: “Аппликация из соломки” “Плетение бус из соломки”

Лобачевская О.А. “Плетение из соломки”

Экскурсии на действующие выставки. Участие в районных, городских, областных выставках. Экскурсии на природу.
2 Объемные аппликации из соломки 15 2 13
3 Соломенные плетенки 15 1 14
4 Соломенная пластика 48 2 46
VII Повторение пройденного материала 15 - 15    
VIII Итоговое занятие 3 3 -   Подведение итогов. Выставка работ.
  Всего часов 216 24 192    

V. Содержание занятий 2-го года обучения

Вводное занятие

Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Техника безопасности.

Берестяное царство

Работа с берестой. Состоит из пяти тем.

Повторение теории

Повторение с детьми техники безопасности при работе с берестой. Способы обработки. Основные термины, используемые при изучении темы. Загадки, ребусы, кроссворды, викторина.

Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте

Выполнение небольшой гравюры, используя для этого все выразительные средства (фактуру бересты, линию, цвет, игру света и т.д.).

Резьба, прорезная резьба

Знакомство с новым видом обработки бересты. Из истории обработки бересты.

Плетение берестой

Еще один древний способ работы с берестой. Историческая ценность. Художественная выразительность данной техники.

Цветы и сувениры из бересты

Изготовление поделок, сувениров.

Повторение пройденного материала

Изготовление коллективной работы.

Учимся у народных мастеров

Раздел посвящен изготовлению туесов, одному из самых трудоемких видов обработки бересты, и росписи по бересте.

Повторение пройденного материала

Итоговое занятие по теме “Береста”. Выставка лучших работ в творческом объединении.

Страна соломки

Часть программы, посвященная работе с соломкой, содержит 4 раздела и контрольную коллективную работу.

Объемные аппликации из соломки

Изготовление аппликаций. Порядок работы. Эскиз. Подбор и подготовка материала. Работа в материале. Декорирование и оформление работы.

Соломенные плетенки

Освоение нового вида работы – плетение из соломки. Виды плетения. Отработка навыков плетения. Изготовление несложных изделий из плетенок – браслеты, блюда, мелкие игрушки.

Соломенная пластика

Изготовление кукол – древнейший вид искусства. Способы изготовления кукол, декорирование их соломенными плетенками, создание композиций из кукол.

Повторение пройденного материала

Коллективное изготовление куклы. Изготовление поделок для участия в выставках.

Итоговое занятие

Подведение итогов года. Выставка лучших работ. Чествование особенно отличившихся в течение года ребят.

III. Учебно-материальная база

Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:

  • Столы и необходимое количество стульев;
  • Полки для хранения материалов;
  • Шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов;
  • Стол для глажения;
  • Электроплитка;
  • Утюги (2-3 шт.);
  • Большая емкость (ванна, таз) для замачивания материала;
  • Стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок;
  • Вентиляция;
  • Хорошее освещение (естественное и верхнее);
  • Кладовая для хранения материала (бересты, соломы);
  • Раковина и вода для мытья рук.

Инструменты и материалы:

  • Ножницы;
  • Тупые и острые ножи (резаки);
  • Шило;
  • Каточек;
  • Пробойник;
  • Ленторез;
  • Молоток;
  • Скрепки, проволока, гвозди, прочные нитки;
  • Штампики, сечки для пробивания отверстий;
  • Бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов);
  • Фломастеры, простые карандаши, ластики;
  • Клей ПВА, клей типа “Момент”, “Титан”;
  • Линейки, треугольники, циркуль;
  • Тряпки для удаления излишков клея;
  • Кусок толстой резины для пробивания отверстий;
  • Маленькие ножницы;
  • Пинцет;
  • Скальпель.

Методическое обеспечение:

  • Иллюстративный материал;
  • Книги;
  • Технологические карты.

IV. Словарь терминов

  • Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из соломки.
  • Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с удобной деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками во время плетения.
  • Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной ширины, состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
  • Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами.
  • Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием.
  • Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей.
  • Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых элементов из соломы, бересты.
  • Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из соломы.
  • Сбежистость – постепенное уменьшение толщины ствола к вершине.
  • Узел – утолщение на стволе злаков.
  • Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие.
  • Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и ударом молотка делают оттиск на бересте.

Список литературы

  1. Геллер Е. Игры на переменах для школьников [Текст]/Е.Геллер, М.Геллер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1985.
  2. Лазарева А.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом [Текст]/А.В.Лазарева. – М.: Аделант, 2000.
  3. Лобачевская О.А. Плетение из соломки [Текст]/О.А.Лобачевская. – Минск: Культура и традиции, 2000.
  4. Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы художественного ремесла [Текст]/Г.Я.Федотов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  5. Финягин В.В. Изделия из бересты [Текст]/В.В.Финягин. – М.: АСТ Астрель, 2001.
  6. Фитч Б. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация [Текст]/Б.Фитч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Литература для обучающихся

  1. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  2. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст]/А.Ф.Некрылова. – М.: Правда, 1989.
  4. Сидоренко В.И. Игрушки своими руками [Текст]/В.И.Сидоренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  5. Черныш И.В. Поделки из природного материала [Текст]/И.В.Черныш. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  6. Чибрикова О.Н. Нескучный дом [Текст]/О.Н.Чибрикова. – М.: Эксмо, 2007.