Цель: научить педагогов правильно построить профориентационную работу с детьми в объединении
План
- Определение профессиональной ориентации.
- Этапы профессиональной ориентации.
- Принципы осуществления профессиональной ориентации.
- Профориентационная работа.
- Педагогический результат.
Ход проведения
1. Определение профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация – это комплекс, включающий в себя профессиональную информацию, определение интересов и склонностей обучающихся к конкретной деятельности и оказание помощи в выборе профессии. Длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.
2. Этапы профессиональной ориентации
Этапы | Название | Возраст детей | Характеристика |
1. | Эмоционально-образный | Дети старшего дошкольного возраста | Формирование у ребенка положительного отношения к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности. |
2. | Пропедевтический(детская игра по И.О. Кону) | 1–4 кл. | Формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. В детской игре идёт своеобразная “примерка” профессиональной роли. |
3. | Поисково-зондирующий (подростковая фантазия) | 5–7 кл. | Формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности |
4. | Профильная ориентация | 8–9 кл. | Период развития профессионального самосознания – сформированности у обучающихся личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями, предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей системы ценностей обучающихся. |
5. | Период уточнения социально-профессионального статуса (практическое принятие решения) | 10–11 кл. | С обучающимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности, сосредотачивается внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроля и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовки к ней и саморазвития. |
3. Принципы осуществления профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация, будучи сложной многоаспектной проблемой, требует от педагога руководствоваться следующими принципами для ее осуществления:
Принцип непрерывности – ориентированный на обеспечение в воспитательно-образовательном процессе единства общего среднего, допрофессионального и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами.
Принцип интеграции – предполагающий объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в определенные комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества социально-профессионального самоопределения личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации, направленный на организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс социально-профессионального самоопределения молодежи.
Принцип гибкости – осуществляемый в зависимости от индивидуальных потребностей, мотивов, ценностных ориентации личности за счет включения в воспитательно - образовательный процесс инновационных подходов, моделей дополнительных курсов, блоков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи.
Принцип сферности – переход от отраслевого решения проблем социально-профессионального самоопределения обучающихся к межведомственному – объединение усилий комплексов: социального, экономического, культурного, профессионального.
Принцип открытости – гибкое реагирование субъектов воспитательно-образовательного процесса осуществлять подготовку не только к конкретному виду деятельности, но и запасным вариантам, предоставлять обучающимся все большую свободу, самостоятельность и ответственность, не ограничивая их право выбирать индивидуальные программы и проекты образования и развития не только в школе, но и в другом социально-образовательном пространстве (на конкретном рабочем месте, в университете, техникуме и др.).
Принцип активности самоопределяющегося школьника, предполагающий веру в его возможность самостоятельного и осмысленного решения своих проблем.
Принцип оптимизма, предполагающий веру в позитивное решение любых проблем ученика, связанных с социально-профессиональным самоопределением.
Принцип постепенности работы, предполагающий отказ от "быстрых" и внешне "эффектных" форм профориентационной работы (что выражается в понятии "профанация") и, наоборот, культивирование планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития субъекта самоопределения, что уже предполагает совместное с педагогом (или профконсультантом) прохождение разных этапов такого развития.
4. Профориентационная работа
4.1. Профинформация.
4.2. Профпросвещение.
4.3. Изучении личности кружковца.
4.1. ПРОФИНФОРМАЦИЯ в том или ином объединении ведется прежде всего по ее основному профилю. Для профинформации используется специальный стенд с разделами или несколько тематических планшетов.
Тема первого раздела (или планшета) – ТВОЙ ТРУД НУЖЕН. В раздел входит монтаж из газетных и журнальных вырезок, фотоснимков и других справочно - иллюстрированных материалов, краткие характеристики основных профессий, связанных с профилем творческого объединения. Здесь следует дать характеристики, краткие сведения об условиях труда и оплате работников тех или иных профессий, аннотированные рекомендательные списки литературы, знакомящей с профессиями по профилю творческого объединения.
Тема второго раздела (планшета) - ГДЕ УЧИТЬСЯ ДАЛЬШЕ? Для этого раздела используются газетные вырезки и плакаты с информацией о приеме в профессионально-техническое, средне-специальное и высшее учебное заведения.
Тема третьего раздела (планшета) - ОНИ ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ.
Этот раздел посвящается бывшим кружковцам творческого объединения, окончившим школу и уже работающим. В него входят фоторепортажи с краткими характеристиками (работа в творческом объединении и нынешняя работа или военная служба), письма (или выдержки из них), рассказывающие об их успехах на производстве, творческой деятельности в настоящее время.
4.2. ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ осуществляет и в процессе кружковой работы (беседы руководителя) и путем встреч, а также путем экскурсий на соответствующие объекты.
Главные задачи профпросвещения – привлечь внимание обучающихся к профессиям, которые со стороны могут казаться и не особенно привлекательными, ознакомить обучающихся с кругом профессий в плане их будущих интересов и склонностей, с характером труда работников этих профессий.
Правильный выбор профессий – не единовременный акт, это длительный процесс, имеющий свои этапы. У обучающихся среднего возраста проявляется определенная направленность к конкретным отраслям, а у старшеклассников – и к конкретным профессиям. Задача просвещения – ответить на вопрос, соответствует ли профессия их ожиданиям. Углубить их знания в интересующей области, расширить их представления о круге связанных с ней профессии.
Работу по просвещению не следует сводить только к ознакомлению с профессиями. Она включает в себя также самостоятельное изучение профессий, элементы практической трудовой деятельности и даже профессионального обучения, пробы сил. Чем более всесторонним будет представление обучающегося об облюбованной им профессии, тем с большей вероятностью выбор будет сделан им правильно.
4.3. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КРУЖКОВЦА. Профпросвещение само по себе не решает многих задач профориентации, так как только одного знания о профессиях еще недостаточно, чтобы сделать вывод о пригодности к тому или иному виду труда.
В этом деле обучающемуся можно помочь путем систематического изучения его личности, эта работа проходит в более свободной непринужденной обстановке, позволяющей обучающемуся более полно проявить свои склонности и способности.
В процессе профориентационной работы в творческом объединении речь должна идти не о том, чтобы определять, пригоден либо не пригоден обучающийся к той или иной конкретной профессии, а о выявлении тех особенностей личности, которые могут способствовать успешному освоению того ли иного типа профессиональной деятельности, охватывающего круг разнообразных профессий. Необходимо создать в объединении условия для, более полного проявления способностей и интересов; помогать обучающимся согласовывать стойкие индивидуальные особенности с требованиями избираемой профессиональной деятельности, сделать выбор более целесообразным, проводить углубленную воспитательную работу по формированию у детей правильных установок на труд и на свою роль в общественном развитии.
Вся деятельность творческого объединения в области профориентации призвана не подменять, а дополнять работу, проводимую школами.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Основным доказательством правильности работы творческого объединения, считать отдаленные педагогические результаты: где и как сегодня работает вчерашний обучающийся, чему его научили, и какие черты его характера сформировали занятия в творческом объединении, иными словами, насколько успешно педагоги дополнительного образования справляются со своей главной задачей – воспитать у детей положительное отношение к труду, развивать их творческие задатки, способности, познавательную самостоятельность.