Цель: знакомство учащихся с вводными словами как смысловыми отрезками, их значениями.
Задачи:
- повторить правописание некоторых орфограмм;
- повторить синтаксический разбор;
- проверить знания учащихся по предыдущему уроку;
- познакомить с вводными словами, их значением;
- выработать умения определять вводные слова, их значения;
- показать возможности речевого употребления вводных слов;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку.
Оборудование: тетрадь, ручка, мел, доска, учебник, графопроектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Открываем тетради, записываем
II. Повторение
1) Опрос.
– Над изучением какой темы мы работали на прошлом уроке? (Знаки препинания в предложениях с обращениями)
– Что называется обращением? Как выделяется на письме?
– А теперь иди и графически покажи схемы выделения обращения.
2) Проверка домашнего задания.
– А мы между тем проверим домашнее задание.
1. Орфографическая минутка
Перед вами 15 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за 1, 5минуты разыскать слова по порядку (1, 2, 3, 4…) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.
Проверка: Если вы сомневаетесь, какую букву необходимо вставить, воспользуйтесь подсказкой:
– Молодцы!
– Слушаем (Настю). Как на письме выделяется
обращение?
– Хорошо!
– Еще раз обращаем внимание на слова, с которыми
вы работали.
– Какой темой они объединены? (Богатство языка)
– Отражение этой мысли мы находим в высказывании
Александра Ивановича Куприна.
– Прочитайте предложение:
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч и, конечно, выразителен. ( А.И. Куприн)
– Как вы понимаете “в умелых руках”, “опытных
устах”?
– А что говорят об этом русские народные
пословицы? Какие вы помните.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– От слова – спасение, от слова и погибель.
– Слово лечит, слово ранит.
– Лишнее говорить – только делу вредить.
– Язык и хлебом кормит, и дело портит.
– Язык мал, великим человеком шатает
– Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
– Хорошо.
III. Изучение нового материала
– А теперь еще раз прочитайте предложение и обратите внимание на выделенное слово. Какой дополнительный смысл оно вносит в предложение? (Уверенность).
– Проверьте, является ли оно членом предложения? Запишите и разберите по членам предложения.
На доске:
Русский язык в умелых руках |
– Как оно выделяется в устной и письменной речи? (В устной речи интонацией, а в письменной – запятыми.)
– Итак, смысловой отрезок, выделенный в тексте, называют вводными словами.
– А теперь посмотрим, что об этом расскажет наш электронный учебник.
IV. Закрепление
– Итак, какие слова называются вводными?
– Как обозначаются в схеме?
– Читает и объясняет схемы один из учеников.
Физкультминутка
– Посмотрим, как вы поняли тему.
– Работаем с упр. № 270 (1,4,5) – спишите.
Задание: Прочитай предложение. Найди вводное слово. По каким признакам ты будешь его искать? Определи, какой дополнительный смысл они вносят в предложение? Спиши 1,4,5 предложения, расставляя знаки препинания. Графически отметь вводные слова буквой “В”.
– Обратите внимание, предложения составлены на основе материала, взятого из исторических работ С.М.Соловьева.
– С.М.Соловьев – известный русский историк. Написал более 300 различных произведений. Он посвятил свою жизнь изучению истории государства Российского. Каждый год на протяжении 29 лет выпускал по одному тому “Истории России”. Своего рода – хранитель традиций русского народа.
1. Разумеется, и у славян бывали долгие распри и
тяжелые ссоры.
4. Рюрик, к счастью, не заставил себя долго
упрашивать и прибыл княжить в старинный город
Новгород.
5. Кажется, именно во времена Рюрика славянские
земли под его управлением стали называться
Русью.
– Хорошо! И вновь мы обращаемся к теме нашего урока.
– На этот раз класс делится на теоретиков и практиков. Кто такие теоретики? (Работают с теоретическим материалом). Практики? (применяют теорию на практике).
– Итак, 1-й вариант – это теоретики (упр. 271); 2-й вариант – это практики (упр. 273).
– Прочитайте, теоретики, свое задание.
Задание теоретиков:
Еще раз прочитайте текст в рамке на С. 143.
Сравни его с текстом об обращении (с.140). Что
общего у вводных слов и обращений? Подготовь
устно связное высказывание на эту тему.
Задание для практиков:
Составь предложения по схемам:
О великий и могучий русский язык!
[ О ! – = … ]? Ты помогаешь людям общаться.
[ О, – . – . – = ]? Русский язык, ты давно существуешь.
[ В , – = … ]. Конечно, русский язык богат и могуч.
[ – , В , = … ]. Я, бесспорно, люблю свой родной язык.
Проверка.
V. Итог урока
1) Фронтальный опрос.
– Итак, какую тему начали изучать?
– Какие слова называются вводными?
– Какие значения вводных слов вы узнали?
– Как выделяются на письме и в устной речи
вводные слова?
2) Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
§ 28, правило на С. 143, упр. 277 (2 абзац).
Полученные знания вам необходимо будет
применить при выполнении домашнего задания.
Выражение “душа нараспашку” об очень
откровенном (кровь) человеке первоначально,
наверное, обозначало (знак) человека с
расстегнутым воротом рубахи, не боящегося
показать (показ), что у него за пазухой. Очевидно,
значение слова “душа” в этом случае – ямочка
над шеей, над грудной костью, под кадыком. Именно
здесь помещалась душа человека.
Ямочка
Именно здесь помещалась душа человека (Повеств.,
невоскл., простое, распр.)
[ = – ] .