Родительская встреча в форме КВН "Речевой этикет, или Кое-что о вежливости"

Разделы: Работа с родителями


Учитель: Мы рады приветствовать вас здесь, в нашем Клубе Вежливых Наук. Сегодня мы затронем очень важную и полезную тему не только для нас, но и для наших детей.

Это тема “Речевой этикет”.

А о каком этикете пойдёт сегодня речь, мы узнаем, после того как сформируем две команды.

Перед вами, уважаемые родители стоит коробочка с жетонами. Пусть каждый из вас возьмёт по жетону. И пройдёт к своему столу.

(Предварительно на двух столах лежит по одному цветку – красный и голубой, соответственно жетоны такого же цвета)

После того, как родители взяли по жетону, они идут к столу, где лежит цветок такого же цвета, как жетон.

Выбор жюри (по 2 человека с команды)

– Ну вот, команды в полном составе, жюри определено. Можно начинать наш КВН.

Какую же тему мы сегодня затронем, это предстоит вам, уважаемые команды узнать самим.

У вас, на столах лежит конверт с разрезными картинками (Приложение 1). Вскрыв его, вам нужно будет собрать картинки в единое целое, подумать и назвать тему сегодняшней нашей встречи.

Время на это задание 1 минута.

Время пошло.

Молодцы!

Вы справились с этим заданием успешно.

Итак, тема сегодняшней игры: “Речевой этикет или кое-что о вежливости”

Прежде чем начать игру, первое, что вам нужно сделать, без чего не обходиться ни одна команда, так это название. Название, связанное с темой игры.

Каждая команда придумывает себя название, жюри фиксирует.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

Каждый из нас пользуется такими прекрасными “волшебными “словами русской речи, как “здравствуйте “, “спасибо “, “извините “, “пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “волшебные “слова позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня.

Запись на доске:

ЭТИКЕТ – от французского etiquette - это установленный порядок поведения, форм обхождения.

А под речевым этикетом понимается правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: “Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”

Вежливость – это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Очень часто можно услышать: “Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: “Здравствуйте!”, или: “Наш сосед хороший человек – так вежливо говорит “спасибо” даже за маленькую услугу”, или: “Какой неприятный человек, говорит всем “ты”. Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому–то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого–то благодарим, перед кем–то извиняемся, кого–то поздравляем, кому–то желаем удачи, кому–то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет собой совокупность словесных (только ли?) форм учтивости, вежливости, т.е. То, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.

1. Первый конкурс называется “Цветок вежливости” (мах – 5 баллов)

Выносится ромашка, на лепестках которой написано:

  • приветствие
  • прощание
  • извинение
  • благодарность

Каждая команда берет по 2 лепестка и выполняет задание: “Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях”. Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

2. Второй конкурс называется “А вам слабо?” (мах - 5 баллов)

В этом конкурсе 2 задания.

1. Попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и фразы: команда вытаскивает карточку.

  • “Здравствуй “
  • “С Днём Рождения!“
  • “Рад тебя видеть “
  • “До свидания “

А теперь скажите, важно знать только то, что нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную интонацию.

А мимика, движения, – они важны?

2. Попробуйте с помощью мимики и движений поздороваться так, чтобы:

  • обидеть человека;
  • выказать своё уважение к его возрасту;
  • показать, что ты соскучился;
  • показать своё расположение.

Жюри отмечает лучших.

Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим “Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают честь.

Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету (и, естественно, интонация), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак фамильярного отношения.

Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски.

С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и уважения.

3. Третий конкурс “Отгадай, кто мы”. (мах – 3 балла)

– Сейчас вам предстоит продемонстрировать по парам с каждой команды различные ситуации приветствия на ваш выбор, но, не озвучивая, кто вы. Вторая команда если угадывает, получает 3 балла за каждый угаданный ответ

Карточки:

  • Командир – солдат
  • Принцесса (принц) – паж
  • Мама (папа) – дочка (сын)
  • Друзья

– Молодцы! Вы все хорошие актёры.

4. Четвёртый конкурс “Давайте говорить друг другу комплименты(мах – 5 баллов)

– Вам приятно слышать, когда вас за что–то хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас мы и попробуем это сделать. Представьте, что мы находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и Золушки с Рукодельницей) . Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в то же время правдивые слова.

Команды вытягивают карточки

  • Кощей – Золушка
  • Баба-Яга – Рукодельница

“Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь “(2) “Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая “(3) “Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться “(-) “Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел “(1)

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова.

5. Пятый конкурс “Утешители” (мах - 4 балла)

– Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа-иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно её собрать. Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. (Предложения записаны на доске.)

Не огорчайся, дорогой Иа-иа! Полно печалиться, дело поправится. Стоит ли переживать из – за таких пустяков! Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю. Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ – 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.

6. Конкурс шестой. “Поздравления” (мах - 5 баллов)

– Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки “Золотой ключик “. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. (На доске записано слово и объяснено.) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:

  • Мальвина
  • Лиса Алиса
  • Черепаха
  • Тортила

“Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. “(3) “Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло. “(2) “Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло. “(1)

7. Конкурс седьмой “Театральный” (мах – 7 баллов)

Предварительно просмотр эпизода с фильма-сказки “Буратино”.

Инсценировка “Буратино”

Буратино не хочет заниматься, вежливо отказывает Мальвине, а Мальвина в свою очередь пытается уговорить вежливо, не ругая его, заниматься.

У кого лучше получиться, тот получает максимальное количество баллов.

Молодцы, дорогие родители! Вы настоящие ВЕЖЛИВЫЕ артисты!

Дорогие родители, сегодня мы с вами поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом. Убедились в том, что можно думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это необходимо, чтобы стать настоящим другом.

Вот и наша игра подошла к концу.

А пока жюри совещаются, подводят итоги.

Вам предстоит разгадать тему следующей нашей встречи.

У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками (Приложение 2), вам надо собрать свою картинку и ответить на поставленную в ней задачу. И по этой же картинке назвать тему следующей нашей встречи.

Команды работают.

Жюри объявляет результаты. Награждение победителей.

И в заключение хотелось бы отметить:

– Чтобы научить ребенка отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, в его лексиконе как можно раньше должны появиться слова вежливости. Тогда же, когда он только учится говорить. Обращаясь к малышу с просьбой, всегда начинайте фразу со слова “пожалуйста” и заканчивайте ее словом “спасибо”.

– Чаще проявляйте благодарность ребенку за самые незначительные поступки. Обязательно – за то, что он был послушным, быстро собрался на прогулку, был терпеливым, когда пришлось ждать автобус и т.д.

Научите малыша здороваться и прощаться. Здесь гораздо красноречивее слов собственный пример. Если повторять ребенку, что нужно говорить “здравствуйте” знакомым людям и при этом игнорировать соседку, то урок получится напрасным.

– Иногда о правилах вежливости забывают очень импульсивные дети, которым трудно удержать внимание на чем-то определенном. Они знают, что нужно поздороваться, но настоящий момент для них как бы не существует, они увлечены уже следующим действием, поэтому часто напрочь забывают об этикете. Взрослому придется останавливать торопыжку и терпеливо произносить волшебные слова за него.

– Проявляйте к малышу больше уважения. Например, ему неудобно смотреть вверх. Сделайте дружественный жест: приветствуя ребенка, согните колени, чтобы ваши и его глаза оказались на одном уровне. Это рождает доверие и выражает взаимопонимание. Ему легче научиться правилам хорошего тона, если в их основе лежит уважение к каждой мелочи.

И не забывайте ни на минуту, что взрослый человек является образцом правильного поведения для ребёнка.

– К сожалению, не всегда человек придерживается правил вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны.

– Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях

  • “От одного слова да навек ссора”,
  • “Бритва скребет, а слово ранит”,
  • “Ласковое слово – это вешний день”.

Вот на этой поэтической ноте мы и закончим КВН.

До новых встреч!
– Всего вам наилучшего!
– Учитесь сами и детей учите.