Цели:
- формировать представления учащихся о неопределенной форме глагола;
- развивать умения правильно писать глаголы неопределённой формы;
- углубить знания учащихся о данной части речи.
Оборудование: птицы со словами, карточки со словами, музыкальная фонограмма с пением птиц.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Поприветствуем друг друга улыбкой. Урок русского языка.
II. Сообщение темы и цели урока
– На улице уже совсем по-весеннему светит солнышко, поют птички. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то что вы уже знаете об этой части речи.
III. Минутка чистописания
Зз ззз Зд за зр зм
Здоровье подорвать – себя самого обворовать.
Работа с пословицей.
IV. Повторение изученного материала
Блиц турнир (за 1 минуту дети рассказывают всё, что уже знают о глаголе).
На уроке нам понадобятся ключевые слова. (Какие?)
(Слова, которые относятся к глаголам.)
Слова на доске
Глагол
Число
Время
Сказуемое
Существительное
А имя существительное нам понадобится? (посмотрим сценку)
Сценка "Глагол":
Вам, конечно, нужен я.
Без глагола, к сожаленью,
Бедным будет предложенье.
Вам могу я подарить
Столько слов: любить, дружить,
Рассуждать, озорничать,
Бегать, прыгать и кричать –
Мне их все не перечесть…
Имя существительное:
Ты Глагол? Какая честь!
Нам в одном ряду стоять,
Предложенья составлять,
А из них уж строить текс
Обеспечен нам успех!
Имя существительное и глагол – связаны между собой в предложениях. Они являются главными членами предложения.
На доске текст.
Ено_ – красавец … вниз,
Там … сладко ры_ь.
… могучий бегемо_,
Медве_ь над нерпою … ,
И белый голу_ь там … ,
Всех … нас … .
Слова для справок: (на доске прикрыты)
ревет
смотрит
потянулся
плывет
летает
отдохнуть
приглашает
1. Записать в тетрадь, вставляя нужные глаголы.
2. Вставить пропущенные буквы.
Консультанты проверяют.
Один читает вслух.
3. Определить время и число.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
V. Изучение нового материала
Весна, прилетают птицы.
Птицы прилетели и расселись у нас в классе.
Они принесли нам слова.
Задание:
1-й ряд – собрать глаголы прошедшего времени
2-й ряд – глаголы настоящего времени
3-й ряд – глаголы будущего времени
(Задание записано на доске).
Слушая музыку, мы отдыхаем и работаем.
Собираем так тихо, чтобы услышать пение наших
птиц.
Проверка
Но в классе остались еще глаголы.
Что это за глаголы и почему дети их не собирали?
Вывод:
У этих глаголов нельзя определить время, число.
Эти глаголы стоят в неопределённой форме.
Эти глаголы отвечают на вопросы:
что делать? (шить, прыгать)
что сделать? (сшить, спрыгнуть)
Записать вопросы к себе в тетрадь в 2 столбика и
записать глаголы.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения.
Глагол со мной по секрету поделился, что у него есть любимое слово.
Глагол – (спрашивает у детей) Что обозначает слово глаголить?
Глаголить – говорить…
“Глаголить” значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
V. Закрепление изученного материала
Разбор слова пустит
(На доске алгоритм разбора).
На доске выражение:
“Задрать нос” – фразеологический оборот.
Объясните что это обозначает (важничать, зазнаваться)
VII. Итог урока
Загадка
Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет (глагол)