Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • формировать представления учащихся о неопределенной форме глагола;
  • развивать умения правильно писать глаголы неопределённой формы;
  • углубить знания учащихся о данной части речи.

Оборудование: птицы со словами, карточки со словами, музыкальная фонограмма с пением птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Поприветствуем друг друга улыбкой. Урок русского языка.

II. Сообщение темы и цели урока

– На улице уже совсем по-весеннему светит солнышко, поют птички. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то что вы уже знаете об этой части речи.

III. Минутка чистописания

Зз ззз Зд за зр зм
Здоровье подорвать – себя самого обворовать.
Работа с пословицей.

IV. Повторение изученного материала

Блиц турнир (за 1 минуту дети рассказывают всё, что уже знают о глаголе).

На уроке нам понадобятся ключевые слова. (Какие?)

(Слова, которые относятся к глаголам.)

Слова на доске

Глагол
Число
Время
Сказуемое
Существительное

А имя существительное нам понадобится? (посмотрим сценку)

Сценка "Глагол":

Вам, конечно, нужен я.
Без глагола, к сожаленью,
Бедным будет предложенье.
Вам могу я подарить
Столько слов: любить, дружить,
Рассуждать, озорничать,
Бегать, прыгать и кричать –
Мне их все не перечесть…

Имя существительное:
Ты Глагол? Какая честь!
Нам в одном ряду стоять,
Предложенья составлять,
А из них уж строить текс
Обеспечен нам успех!

Имя существительное и глагол – связаны между собой в предложениях. Они являются главными членами предложения.

На доске текст.
Ено_ – красавец … вниз,
Там … сладко ры_ь.
… могучий бегемо_,
Медве_ь над нерпою … ,
И белый голу_ь там … ,
Всех … нас … .

Слова для справок: (на доске прикрыты)

ревет
смотрит
потянулся
плывет
летает
отдохнуть
приглашает

1. Записать в тетрадь, вставляя нужные глаголы.

2. Вставить пропущенные буквы.
    Консультанты проверяют.
    Один читает вслух.

3. Определить время и число.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.

V. Изучение нового материала

Весна, прилетают птицы.
Птицы прилетели и расселись у нас в классе.
Они принесли нам слова.

Задание:

1-й ряд – собрать глаголы прошедшего времени
2-й  ряд – глаголы настоящего времени
3-й ряд – глаголы будущего времени

(Задание записано на доске).

Слушая музыку, мы отдыхаем и работаем.
Собираем так тихо, чтобы услышать пение наших птиц.

Проверка

Но в классе остались еще глаголы.
Что это за глаголы и почему дети их не собирали?

Вывод:
У этих глаголов нельзя определить время, число.
Эти глаголы стоят в неопределённой форме.
Эти глаголы отвечают на вопросы:

что делать? (шить, прыгать)
что сделать? (сшить, спрыгнуть)

Записать вопросы к себе в тетрадь в 2 столбика и записать глаголы.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения.

Глагол со мной по секрету поделился, что у него есть любимое слово.

Глагол – (спрашивает у детей) Что обозначает слово глаголить?

Глаголить – говорить…

“Глаголить” значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!

V. Закрепление изученного материала

Разбор слова пустит

(На доске алгоритм разбора).

На доске выражение:

“Задрать нос” – фразеологический оборот.

Объясните что это обозначает (важничать, зазнаваться)

VII. Итог урока

Загадка
Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет (глагол)

VIII. Оценивание