Цель:
- Дать представление о планетах Солнечной системы.
- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.
- Побудить интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Программа: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. Самара: Корпорация “Фёдоров”, изд-во “Учебная литература”, 2009.
Учебник. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 2 класс. Самара: изд-во “Учебная литература”, 2009.
Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс. Н.Я.Дмитриева. А.Н.Казаков. Самара: изд-во “Учебная литература”, 2009.
Класс: 2-й класс.
Глава: “Космос”
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день, юные астрономы! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! А вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны Вселенной. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?
II. Проверка домашнего задания
(стр. 49–53)
– Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.)
– Как возникла Вселенная? (Варианты.)
– Что знаете о Солнечной системе? Что вы можете рассказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце даёт нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.) (Слайд 3, см. Приложение 1)
– В какое время суток, по вашему личному опыту, солнечные лучи несут больше всего тепла на Землю?
– Почему Солнце с Земли кажется небольшим?
– Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
– Какие загадки, пословицы, поговорки придумали люди, наблюдая за Солнцем?
(1. Голубой платок, алый клубок по платку
катается, людям улыбается.
2. Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
3. Не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит,
не пекарь, а печёт. И т. д.).
– Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет следующая работа.
– Вставьте в текст недостающие данные.
На доске:
“Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). Это
огромное … (раскалённое) космическое тело.
Солнце имеет форму … (шара). Солнце – … (центр) Солнечной системы, в которую входят … (9 планет) с их ... (спутниками) и много мелких космических … (тел)”. |
III. Постановка цели урока
– Ребята, вы доказали, что действительно
являетесь настоящими астрономами.
– А что вам хочется ещё узнать о Солнечной
системе?
– Значит, цель нашего урока сегодня – раскрыть
секреты планет Солнечной системы.
IV. Изучение планет Солнечной системы
(Слайд 2)
1. – Рассмотрите Солнечную систему. Прочитайте
названия планет по порядку относительно Солнца.
– Назовите самую большую планету, самую
маленькую.
– Какие планеты являются нашими соседями?
2. Планета Земля
(Слайд 4)
– Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.
– Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”, а почему она такая голубая? (На Земле много воды.)
– На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.
– А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.
– Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Это третья планета от Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она совершает за 365 дней. Земля имеет искусственный спутник – Луну.
– Что вы можете рассказать о Луне? (Слайд 5)
“На Луне всегда полная тишина. Сколько ни кричи, никто не услышит. На Земле звук передаётся воздухом. На Луне воздуха нет. Можно под самым ухом ударить в колокол – и всё равно ничего не услышишь. Точно ударили по ватному одеялу. Переговариваться здесь можно либо с помощью радиосвязи или показывая друг другу всякие условные знаки.
Что же видно вокруг? Ни травы, ни деревьев здесь нет. Пустыня. Точно нагромоздили всяких комков да камней, чуть подровняв, припорошили серо-коричневой пылью. Камни из этой пыли торчат.
Ямы на Луне чаще круглые, с приподнятыми краями. Большие ямы, – их называют кратерами- целые огромные котлованы, обрамлённые круговыми грядами холмов.
У самых больших кратеров дно как круглая плоская площадка. Поэтому они напоминают огромные стадионы, окружённые трибунами, или гигантские цирки без крыши.
Небо на Луне совсем не похоже на земное. Оно не голубое, а чёрное. Днём и ночью одинаково чёрное. Только ночью оно усыпано звёздами. Их и днём можно разглядеть, но только закрывшись от Солнца и освещённой равнины.
Кроме Солнца, на чёрном небе “висит” Земля. Голубая, огромная, вся точно измазанная чем-то белым. Это наши облака видны.
День здесь длится целых две недели. За такой длинный день Солнце успевает так раскалить камни, что на них можно, как на плите, готовить обед.
Зато когда наступает ночь, то только держись. Ночь здесь длится тоже две недели. Все скалы кругом очень быстро остывают. Крепчает мороз. Через несколько дней он доходит уже до ста пятидесяти градусов.
Неудобно на Луне, даже страшно”.
V. Физкультминутка
Стихотворение сопровождается движениями.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон!
VI. Изучение планет (продолжение)
1. Меркурий. (Слайд 6)
Ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.
2. Венера. (Слайд7)
Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты, под облачным покровом стоит невыносимая жара. Спутников у Венеры нет. Температура у поверхности – +470–480 градусов, что обусловлено наличием парникового эффекта.
3. Марс. (Слайд 8)
Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.
– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы.
– Как вы думаете, почему?
– Назовите их ещё раз.
5. Юпитер. (Слайд 9)
Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Период обращения вокруг Солнца-11,86 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников. Ио, Ганимед, Каллисто, Европа-самые крупные. 12 спутников вращаются в одну сторону, а 4 – в противоположную. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам.
6. Сатурн. (Слайд 10)
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-29, 46 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Пандора, Прометей, Янус, Эпиметея, Диона, Елена, Рея, Титан и другие. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.
7. Уран. (Слайд 11)
Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Период обращения вокруг Солнца – 84,01 года. Имеет 15 спутников. Некоторые из них: Оберон (самый далёкий и второй по величине), Миранда, Корделия (самый близкий к планете), Ариэль, Умбриэль, Титания. 5 спутников движутся в направлении вращения планеты по круговым орбитам. 10 обращаются вокруг Урана внутри орбиты Миранды. Температура до -150 градусов.
8. Нептун. (Слайд 12)
Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164,8 лет. Имеет 2 спутника: Тритон и Нереида.
9. Плутон. (Слайд 13)
Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-248 лет. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. На его поверхности царит невероятный холод – до – 270 градусов. Имеет 1 спутник-Харон, который был открыт в 1978 году американским учёным Дж.У.Кристи. Харон по представлению древних греков-перевозчик умерших в царство мёртвых через реку Стикс.
– Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы, которые состоят из чего? Значит, как будут называться такие планеты? Газовыми.
– А теперь вспомните все планеты и сравните: чем они похожи и чем различаются. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.) (Слайд 14)
– Почему на одних планетах стоит невыносимая жара, а на других – немыс лимый холод?
– Значит, какие планеты получают больше тепла от Солнца, а какие меньше?
– А почему планеты светятся?
“Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом. Как зеркала. Некоторые из планет (например, Венеру или Марс) можно заметить ночью, когда они перемещаются по небу на фоне неподвижных звёзд”.
– Как люди изучают космическое пространство? (Слайд 15).
“Учёные-астрономы изучают планеты с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.
Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки – это искусственные спутники сделаны человеком и запущены в Космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой.
VII. Закрепление полученных знаний
1. Работа в тетради. Стр.11, № 25
Соотнесите слова левого и правого столбиков. Соедините их линией.
Звезда Марс
СолнцеПланета Луна
ВенераСпутник Полярная
Земля
2. Тест “Планеты Солнечной системы”
– Выбери верное высказывание:
1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….
а) 7; б) 9; в) 11
3. Плутон – это…
а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.
4. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон;
б) Нептун;
в) Марс;
г) Сатурн.
5. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один;
б) нет;
в) есть, два.
6. Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
VIII. Домашнее задание
1. Стр.53–55 в учебнике.
2. В тетради № 24 – нарисовать Солнечную систему.
IX. Итог урока
– А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?
– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!