Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя числительное»;
  • совершенствовать навыки употребления имен числительных в речи;
  • воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, уважение к труду.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы обобщим тему «Имя числительное». Проверим качество усвоения изученного материала по теме. Будем работать над техникой чтения числительного и правильного письма.

3. Гимнастика для глаз

На доске висит таблица с числительными до 25. Кто быстро без запинки найдет числа по порядку. Правильно произнести числительные.

12

25

11

4

18

3

20

7

2

16

15

19

9

23

6

22

1

13

17

10

5

24

8

21

14

4. Опрос

1) Что такое имя числительное?
2) На какие группы делятся числительные?
3) Рассказать о разрядах количественных числительных.
4) Какие бывают числительные по составу? Приведите примеры из таблицы.
5) Что такое порядковые числительные?

5. Правописание числительных

Рассказать о правописании числительных. В каких числительных Ь пишется в конце, в каких – в середине?

Немой диктант (по карточкам):

5, 15, 50, 500, 7. 17, 70, 700, 6, 16, 60, 600,100 000, 1 000 000 000, 11.

6. Беседа о весне

Какой сегодня день? (Сегодня день весны.)

Чтение стиха:

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает!

Март открывает весну. Март – зимобор, он борется с зимой.

Февраль силен метелью,
а март – капелью.

Март – утро года,
Март – капельник,
солнечник,
протальник.

7. Беседа по стихотворению

Почему март – утро года? (Потому что в марте природа просыпается от долгого зимнего сна.)
Март – солнечник. (Солнце светит ярко.)
Март – протальник. Почему? Знаете ли вы значение этого слова?
Проталина – это место, где стаял снег, и открылась земля.
А почему капельник? (Веселая капель падает в лужицу: чмок, чмок.)
Первая примета наступающей весны – прилет грачей. Ходят птицы, не спеша по проталинам, ищут оттаявших жучков и червяков. Повсюду слышно пение птиц. Они рады весне, солнцу. Весна – щедрое на радость время года. Любуйтесь красотой, слушайте пение птиц и наслаждайтесь чудными запахами весны. А теперь послушаем пение птиц. (Прослушивание кассеты с голосами птиц.) Ваша задача – узнать по голосам птиц. (Скворец, кукушка, воробей, дрозд.)

8. Птицы прилетают и начинают трудиться. Об их труде прочтем текст

Птичьи трудодни

Птицы работают целый день. Скворец работает в сутки 17 часов, ласточка 18, стрижи летают 19, а горихвостка работает больше 20 (двадцати) часов. Чтобы накормить своих птенцов, стриж: должен принести корм за день 30 -35 раз, скворец приносит около 200 (двухсот), ласточка является 300 (триста) раз, а горихвостка прилетает свыше 450 (четырехсот пятидесяти). Сколько вредных для леса насекомых уничтожают они за лето! Птицы работают не покладая крыл. (По Н.Сладкову.)

9. Работа по тексту

1) О чем говорится в этом тексте? Какова тема текста? (Тема текста – рабочий день птиц.). Основная мысль – труд самое главное не только в жизни птиц, но и в жизни человека. Для того чтоб жить, нужно трудиться и работать. Птицы своим трудом приносят большую пользу. И мы должны жить не только для себя, но и для других.
Вопрос: Какие слова вызывают у вас затруднения? Есть непонятные слова?

Словарная работа:

трудодень – единица учета труда;
горихвостка – небольшая певчая птица с рыжим хвостом.

Как вы понимаете значение выражения – не покладая крыл? (Работать усердно, без отдыха.)

10. Нахождение по тексту числительных и морфологический разбор 3-х числительных письменно.

11. Физминутка

Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте).

12. Работа с пословицами

Я вам дала домашнее задание. Вы должны найти пословицы с числительными. Кто прочтет свою работу?

Ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Сильный поборет одного, а ученый одолеет тысячу.
И др.

13. Подведение итогов урока. Оценки

14. Домашняя работа. Написать маленькое сочинение о необходимости труда в нашей жизни.