Цель: развитие личности младших школьников, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, мышления; воспитания эстетического восприятия, любви и бережного отношения к уникальной природе Земли.
Задачи:
- Формирование и развитие коллектива класса;
- Создание условий для развития учащихся
- Формирование навыков работы с научной литературой
- Формирование нравственных качеств детей
- Повышение интеллектуального уровня
1. Классный час
1. “Наша планета”
Учитель:
Земля моя, планета голубая!
Ты даришь жизнь или приносишь смерть,
А человечество живет не понимая,
Что это все рождает твоя твердь.
Беречь тебя, лишь ныне понимаем.
Вести потерям в Красной книге счет.
И, как всегда, при этом забываем,
С сердец своих убрать намерзший лед.
Нам всем с обледеневшими сердцами
Вовек родную Землю не понять:
Так кто она, что носит нас веками,
Где нам ответ на это разыскать?
Она, возможно, существо живое,
Спешащее в космическую даль?
И бьется сердце в глубине земное,
Познавшее и радость и печаль?
Или корабль плывущий во вселенной,
Который запустил когда-то Бог?
Корабль космический с командою отменной:
Всего живого, что создать он смог.
А что же, в будущем ждет каждого из нас?
Еду и топливо пока дает Земля.
Какой у нас есть жизненный запас,
Известно ли команде корабля?
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли, человечество, не знаю,
Поможешь ли лед сердца растопить?
– Что вы знаете о нашей планете? Почему ее называют голубой планетой?
2. Что такое Вселенная?
Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные. Это все мы.
3. Земля и Вселенная
Наша Земля – третья планета от Солнца. Со стороны она выглядит как круглый голубой драгоценный камень. Голубая потому что ? ее поверхности покрыты голубой водой океанов. Ни на одной планете нет столько воды. Окружность по экватору 40076 км. Спутник земли – Луна.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
4. Сочинения детей о Земле
5. Итог классного часа
– Что вы узнали о нашей планете?
– Почему ее надо беречь?
– Единственная ли живая планета во Вселенной?
6. Задание для следующего классного часа
Найти материал о Солнце и Солнечной системе.
2. Классный час
1. “Солнце и солнечная система”
Учитель:
Мы тему сегодня давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с луной.
И огненный Марс, что кружит над Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон
Вот мы и нашли планетарный закон.
– Что такое Солнце?
Выступления детей.
1.
Солнце – это гигантский шар из раскаленного газа. Самая жаркая его часть – это центр, внутреннее ядро. Температура солнечного ядра 15 млн. градусов С. Поверхность гораздо холоднее ядра, ее температура 6000 градусов С, но это в 25 раз горячее самой жаркой духовки. На поверхности Солнца возникают темные области, солнечные пятна. Они холоднее всей остальной поверхности, излучают меньше света. Солнце – это самая близкая к нам звезда. Единственная, которая находится близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. Свет Солнца достигает Земли за 8,3 минуты. В солнечной короне возникают языки пламени, которые носят название – протуберанцы.
– Как вы думаете, вечно ли Солнце?
– Является ли Солнце самой близкой большой
звездой?
– Что такое Солнечная система?
Выступления детей.
Земля вовсе не в одиночестве вращается вокруг Солнца. Девять планет, как девять бегунов на круглом стадионе, в центре которого Солнце. Бегут каждый по своей “дорожке” и с разной скоростью. И пока дальние проходят по одному кругу, ближние успевают многократно обернуться вокруг Солнца. Это значит, что каждая из планет имеет свою орбиту и живет по своему календарю. Планеты назывались в честь римских богов и расположены от Солнца в таком порядке:
Меркурий – бог торговли
Венера – богиня любви и красоты
Земля – считали, что находится “не на небе”
Марс – бог войны
Юпитер – верховный бог, громовержец
Сатурн – бог Земли и плодородия
Уран – бог неба
Нептун – бог моря и судоходства
Плутон – бог подземного царства мертвых.
3. Викторина
– Что такое Вселенная?
– Что такое Млечный путь?
– Сколько звезд во Вселенной?
– Из чего сделаны звезды?
– Вечны ли звезды?
– Форма звезд?
– Сколько лет Солнцу?
– Почему звезды мерцают?
– Что такое красные гиганты?
– Что такое Солнце?
– Вечно ли Солнце?
– Назови планеты Солнечной системы?
4. Задание для следующего классного часа
Подбор материала из различной литературы о каждой планете Солнечной системы.
3. Классный час
1. “Планеты Солнечной системы”
Учитель:
Хочу Вселенную узнать,
Учусь искать и познавать,
Знания свои передавать,
Уровень свой поднимать!
2. Планеты земной группы
Четыре планеты земной группы – это ближайшие к Солнцу планеты. Ближе все маленький Меркурий, за ним Венера, Земля и Марс. Все они близки по размерам и химическому составу. Они состоят из скальных пород в отличие от планет – гигантов. У планет земной группы твердая поверхность, на которую могут совершить посадку космические корабли.
3. Планеты-гиганты
За Марсом следуют самые крупные в Солнечной системе Юпитер и Сатурн, 5 и 6 планеты – гиганты. Юпитер в 1300 раз больше Земли. Они состоят из газа, только ядра из скальных пород. Однако не следует думать, что это огромные газовые шары. Из-за высокого давления, обусловленного силой притяжения, газ сжат до жидкого или даже твердого состояния.
4. Дальние планеты
После Сатурна – 7,8,9 планеты Солнечной системы: Уран, Нептун, Плутон со спутником Харон. Эти планеты не были известны древним астрономам. Они находятся так далеко и так слабо светят. Уран и Нептун – гигантские газовые планеты. Плутон и Харон состоят из скальных пород и вероятно были захвачены солнечным притяжением на самой границе Солнечной системы.
– Какие планеты относятся к земной группе?
– К какой группе относится Юпитер?
– Какие планеты обладают системой тонких колец?
5. Просмотр фильма на ДВД
“Заочное путешествие по Солнечной системе”
Планеты Солнечной системы – ближайшие соседи и
родственники нашей Земли. Но что мы знаем о них?
Как они выглядят? Как образовались? Хотите узнать
ответы на эти и многие другие вопросы? Фильм о
небесных делах Солнечной системы приглашает нас
в увлекательное путешествие. Фантастическая
красота неземных пейзажей никого не оставит
равнодушным.
6. Задание для следующего классного часа
Нарисовать рисунок “Наша Вселенная”
4. Классный час
1. “О каждой планете”
Учитель:
Законы любознательных
- Мир активно познавай
Воли лени не давай
- Умей выступать.
Умей и слушать.
- Нашел интересное – поделись,
На похвалы товарищам – не скупись.
- Будь любознательным.
Вежливым и внимательным.
- Фантазируй, не робей
Жить прекрасно на Земле!
1. Меркурий
Атмосфера Меркурия сильно разряженная и не может
смягчить падение метеоров и сгладить
образовавшиеся кратеры. Пролетая над его
поверхностью, мы увидим огромные пустые равнины,
расщелины и бесконечную желтую пыль. Масса его в
20 раз меньше массы Земли.
2. Венера
Самая горячая планета Солнечной системы. Ее
поверхность бесплодна. Образовавшийся в ее
атмосфере газ создает “парниковый эффект”,
задерживающий солнечное тепло, что повышает
температуру до 470 градусов С. Благодаря плотной
атмосфере, Венера хорошо отражает солнечный свет
и блестит как звезда. Ее назвали утренней или
вечерней звездой, т.к. ее можно наблюдать на небе.
3. Марс
Называют красной планетой, поскольку он ржаво –
красного цвета. На поверхности много пыли с
высоким содержанием железа, которое окисляется
из-за углекислого газа. Ни одна космических
экспедиций не нашла намеков на жизнь. Однако в 1996
году ученые обнаружили что-то похожее на остатки
микроорганизмов в скалах.
4. Юпитер
Вращается быстрее всех планет. Состоит в
основном из водорода и гелия в жидком состоянии
из-за высокого давления. Под разряженной
атмосферой состоит из аммиака и метана. У Юпитера
не менее 16 естественных спутников. Это самая
большая планета Солнечной системы. Температура
поверхности – 150 градусов С.
5. Сатурн
Одна из красивейших планет Солнечной системы.
Окружена гигантскими кольцами, которые состоят
из маленьких частиц льда и пыли. Сатурн большой,
но удивительно легкий. У него больше спутников,
чем у любой планеты. Около 19. Янет – черный с
одной стороны, белый – с другой. Энцелад покрыт
мерцающими шариками снега.
6. Уран
Обращается вокруг Солнца как бы лежа на боку. Ось
вращения почти лежит в плоскости его орбиты.
Атмосфера состоит из водорода и гелия, а под ней
лежит океан жидкого метана, что придает планете
зеленовато – голубой цвет. Температура – 210
градусов.
7. Нептун
Обладает системой тонких колец. Разряженная
атмосфера из водорода и гелия. Глубокий океан
жидкого метана придает Нептуну кобальтовый цвет.
Спутник Нептуна – Тритон – единственный спутник
в Солнечной системе, который обращается вокруг
планеты в направлении обратном ее вращению.
8. Плутон
Плутон и спутник его Харон так далеки от Солнца,
что Солнце для их светит, как для нас Луна.
Температура – 220 градусов. Очень невелик, поэтому
его и не могли так долго обнаружить. Он в 5 раз
меньше Земли и в 500 раз легче.
9. Викторина
– Какая планета была открыта последней?
– Вокруг каких планет есть кольца?
– У какой планеты есть спутник Харон?
– Из какого газа состоит атмосфера Плутона?
– Атмосфера какой планеты самая плотная?
– У какой планеты нет атмосферы?
– На какой планете скорость ветра самая большая?
– Какая планета названа в честь бога
потустороннего мира?
10. Задания для следующего классного часа
Нарисовать одну из планет Солнечной системы.
4. Классный час “Небо и звезды”
Не то беда, что мы всегда чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть и скрыть прорехи в знании
Тому весь век невеждой слыть – могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего не знаешь… не умеешь,-
Тогда добъешься своего, узнаешь, поумнеешь.
1. Загадки о небе и звездах.
- Сито вито, решетом покрыто.
- Голубой шатер весь мир накрыл.
- Голубое поле серебром усыпано.
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
- Что видно только ночью?
2. Сколько звезд во Вселенной?
Галактика Млечный путь состоит из 100 миллиардов звезд. Ученые посчитали примерный размер Вселенной и число ее звезд, то есть Вселенная бесконечна.
3. Из чего состоят звезды?
Звезды вовсе не твердые, как Земля у нас под ногами, они состоят из газов, как воздух, которым мы дышим. В основном, они состоят из водорода и гелия. Эти два газа – своеобразное звездное “топливо”, из которых получается тепло и свет звезд. Звезды круглые, как шары. С земли мы видим их мерцание, похожее на лучики. Звезды – как люди. Рождаются, живут – только очень долго – стареют и умирают. Звезды рождаются из гигантских взвихренных облаков газа и пыли. Газы и пыль уплотняются во множество вращающихся шариков, которые становятся звездным скоплением. Большинство звезд похожи на наше Солнце.
4. Почему звезды мерцают?
Это только нам кажется, когда на них мы смотрим с Земли, на самом деле они светятся ровным светом. Свет, идущий от звезд к земле преломляется и дрожит в потоках горячего и холодного воздуха. К концу жизни звезды остывают и разбухают, становятся в 100 раз больше своих размеров. Они превращаются в красных гигантов.
5. Задание для следующего классного часа
Проектирование стенных газет.
6. Классный час “Проектирование и выпуск стенгазет”
1. Название “Хочу все знать”
Выпуск 1.
Приведенная ниже информация располагается на силуэтах Солнца, планет и т.д..
Наше солнце родилось около 4,6 млрд. лет назад. Как и все звезды, Солнце – это гигантский шар из раскаленного газа. Это самая близкая к нам звезда.
На самом деле звезды круглые, как шары. Они рождаются, живут, стареют и умирают.
Высочайший вулкан Солнечной системы – гора олимп (27 км) расположен на Марсе и еще одно геологическое образование – каньон Долина Маринера длиной 4000 км.
Млечный путь – это наша Галактика. Она состоит из всех звезд, которые видны ночью на небе и из множества других звезд, которые не разглядишь невооруженным глазом.
Наша Земля – третья планета от Солнца. Со стороны она выглядит как круглый голубой драгоценный камень.
Все небесные тела движутся по определенным законам. Наука, изучающая эти законы. называется астрономией.
Самая большая планета – это Юпитер. Она вращается быстрее всех планет, полный оборот вокруг своей оси она совершает за 9,8 часа.
Днем мы видим только одно небесное тело – Солнце, потому что своим светом оно застилает все остальные небесные тела, которые видны нам ночью: луна, звезды, планеты, а иногда даже кометы и метеоры.
Внизу стенгазеты – карман “Спрашивайте, ответим!”
7. Классный час. Выпуск стенгазеты “Хочу все знать”
Выпуск 2.Хочу Вселенную узнать
Учусь искать и познавать
Отвечаем на ваши вопросы | Викторина |
Мир в 10 раз меньше Земли | Какой день называется солнцеворотом? |
Причиной магнитных бурь является Солнечной ветер | Как назывался корабль на котором Ю.Гагарин совершил путешествие в космос? |
Внешний слой Солнца называется короной | За какое время Земля один раз обращается вокруг Солнца? |
Солнечный ветер – это поток частиц испускаемых Солнцем. | Меняется ли расстояние от Земли до Солнца? |
Венеру называют сестрой Земли | Сколько планет образуют большой парад планет? |
Луна закрывает Солнце, когда происходит Солнечное затмение | На какой планете есть гидросфера? |
Победителей ждут награды?
Карман: “Спрашивайте – отвечаем!”
7. Классный час “Создаем проект”
1. Паспорт проектной деятельности.
А) Название проекта
Групповой информационный монопроект.
2. Проблема
Может ли существовать жизнь на других планетах Солнечной системы?
3. Возраст учащихся: 8-9 лет
4. Тип проекта: информационный
5. Заказчик проекта: детское направление “Юные астрономы”
6. Цель проекта: изучение возможности существования жизни на других планетах Солнечной системы.
7. Задачи:
А) Сбор и исследование информации о планетах Солнечной системы из разных источников.
Б) Анализ информации
В) Выводы
8) Вопросы проекта:
А) Что такое Солнечная система?
Б) Сколько планет в Солнечной системе?
В) На какие группы они делятся?
Г) Краткая информация о каждой из планет.
9) Оборудование
А) Детские энциклопедии
Б) Серии ДВДфильмов “Моя вселенная”
В) Научная литература
10) Аннотация
Проект актуален, так как младших школьников интересует: существует ли жизнь на других планетах и вообще во Вселенной. Дети хотят больше узнать о Солнце, звездах и других небесных телах.
11) Продукты
А) Альбом “Планеты Солнечной системы”
Б) Муляжи планет
В) Альбом сочинений и рисунков “Моя планета и Вселенная”
12) Этапы работы
А) Просмотр ДВД – фильмов
Б) Работа с информационной литературой
В) Анализ результатов
Г) Изготовление продуктов проекта
13) Оформление проектной папки (“портфолио”)
14) Презентация проекта
8. Классный час “Бонус-тест”
Вопрос и 4 варианта ответа. Выбери правильный ответ. В одной игре 12 вопросов. Если на все ответить правильно – результат будет отличный!
Примеры некоторых вопросов и вариантов ответов.
1. Какая из этих планет голубого цвета?
- Сатурн
- Плутон
- Марс
- Уран
2. Какое небесное тело закрывает солнце, когда происходит солнечное затмение?
- Луна
- Земля
- Комета
- Астероид
3. Атомы какого элемента вступают в реакцию внутри Солнца?
- Кислород
- Азот
- Гелий
- Водород
4. Как называют поток солнечных частиц, которые испускает солнце?
- Солнечный ветер
- Солнечное излучение
- Солнечная река
- Солнечное затмение
5. Как называется спутник Сатурна?
- Титан
- Мимос
- Тафия
- Энцелер
6. Название спутников какой планеты взяты из произведений Шекспира?
- Сатурн
- Нептун
- Уран
- Юпитер
7. Ось вращения какой планеты наклонена перпендикулярно остальным?
- Марс
- Уран
- Нептун
- Сатурн
8. Какая планета была названа в честь бога войны?
- Меркурий
- Марс
- Сатурн
- Уран
9. Какое из небесных тел не является спутником Сатурна?
- Мимос
- Рея
- Каллисто
- Уран
10. На какой планете сутки длятся больше года?
- Меркурий
- Нептун
- Юпитер
- Венера
Подведение итогов, награждение детей, давших на наибольшее количество правильных ответов.