Урок математики по теме "Время и его измерение" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель.

  1. Закрепить заранее изученный материал по математике.
  2. Расширить знания детей о времени, воспитать бережное отношение ко времени.

Задачи:

  1. Закрепление вычислительных навыков, знание таблиц умножения, умение решать задачи, используя действие умножения.
  2. Формирование представлений о времени, единицах его измерения, систематизировать единичных отношений между мерами времени.
  3. Развитие внимания, мышления, общей культуры.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентации учителя и учеников в Microsoft PowerPoint,
  • буклет – презентация «Режим дня» в Microsoft Publisher,
  • задания на карточках для работы в парах и в группах,
  • модель часов,
  • песочные часы.

Ход урока

Организационная часть. Презентация. Слайд 1.

Презентация. Слайд 2.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!

Прочитайте пословицы и поделитесь с вашими мыслями.

Презентация. Слайд 3.

Минутка час бережёт.
Делу время – потехе час.
Век живи – век учись.
Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался.

(Все пословицы говорят о времени.)

- Ребята, а что такое время?

- Где мы нашли объяснение этому слову?

(В толковом словаре.)

К пословицам, записанным на доске, мы будем возвращаться в течение всего урока, и объяснять их смысл. А сейчас подумайте, о чём говорит данная пословица?

Поздно поднялся – день потерял.

Презентация. Слайд 4.

В молодости не научился – жизнь потерял.

(Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т. е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Это очень плохо, жизнь прошла даром.)

Постановка цели урока.

- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

- Тогда не будем терять время и приступим к работе.

- Скажите, над какой темой мы с вами работаем? (Время. Единицы времени.)

- Сегодня на уроке мы будем закрепить заранее изученный материал по математике, расширим знания о времени. Закрепим вычислительные навыки, знания таблиц умножения, умение решать задачи, используя действие умножения. Презентация. Слайды 5, 6.

- Откройте тетради и напишем сегодняшнее число и классную работу. Презентация. Слайд 7

Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Презентация. Слайды 8 – 14

  1. Напиши число, которое стоит между числами 879 и 881.
  2. К 8 сотням прибавьте 4 единицы.
  3. Напишите число, которое состоит из 6 десятков и 3 единиц.
  4. Число 140 увеличьте на 7.
  5. Делимое 72, делитель 8, найдите частное.
  6. Первое слагаемое 780, второе слагаемое 2. чему равна сумма этих чисел.
  7. Чему равно делимое, если делитель равен 7, а частное – 8?

Проверим выполненное задание: 880. 804, 63, 147, 9, 782, 56. Презентация. Слайд 15.

Теперь расположите данные числа в порядке возрастания. Презентация. Слайд 16.

Проверим написанное: 9. 56, 63, 147, 782, 804, 880. Презентация. Слайд 17.

Работа по теме урока.

- А теперь послушайте загадку:

  1. Без ног и крыльев оно, Слайд 18.
    Быстро летит, не догонишь его. (Время) Слайд 19.

Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются.

(Минута, час, век, сутки.)

- Ребята, еще какие единицы измерения вы знаете? (Дети перечисляют знакомые единицы измерения).

Поднимите руку, кто сможет расположить их в порядке увеличения?

- Тогда поработаем вместе.

(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час).

- Ваша задача: станьте так, чтобы единицы времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.

- Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы измерения.

Секунда, Минута, Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год. Секунда. Презентация. Слайд 20.

- Остановимся на единицах измерения времени – сутки. Презентация. Слайд 21.

Что вы запомнили об этой единице измерения? (Сутки это 24 часа.)

- Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким – либо числом.

- А вы знаете, как их правильно произносить? Тогда предлагаю работу в парах.

На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30. Рядом с числами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Проверим (презентация. Слайд 22):

  • Одни сутки .
  • Двое суток
  • Пять суток
  • Тридцать суток

Игра.

- А теперь проверим, как вы усвоили таблицу умножения. Перед вами листы и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к разгадке тайны. Вы должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в клетку и закрасить ее. В конце игры вы увидите тайное изображение. Будьте внимательны: 1-й множитель всегда находится в левом столбике, а второй – в верхней клетке. Слайд 23.

9 * 5   5 * 1   8 * 7   3 * 9    
7 * 9   2 * 7   8 * 3   5 * 5    
7 * 1   1 * 5   5 * 9   3 * 1   3 * 5
2 * 5   2 * 3   5 * 4   4 * 5   5 * 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверим, какой узор у вас получился: Презентация. Слайд 24.

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели. Презентация. Слайд 25.

Проверим: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Презентация. Слайд 26.

Физкультминутка. Презентация. Слайд 27.

Тик – так! Тик – так!
Ходят часики вот так!
Влево – шаг! Вправо – шаг!
Тик - так! Тик – так!

Задание 2. Слайд 28.

Сколько часов здесь нарисовано? (16 часов)

Задание 3.

Поставь вместо звёздочек знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства. Презентация. Слайд 29.

3 недели * 1 месяц   30 дней * 4 недели
9 недель * 64 дня   2 месяца * 10 недель
4 недели * 1 месяц   8 недель * 2 месяца

Решение задачи. Презентация. Слайд 30.

Ежедневно второклассник читал 8 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

Геометрический материал.

1) Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Презентация. Слайд 31.

Сколько их?

2) Начертите квадрат со стороной 4 см. Проведите линию так, чтобы получить четырехугольник и треугольник. Презентация. Слайд 32.

Проверим: Презентация. Слайд 33.

Закрепление пройденного материала.

1. В какой строке только единицы измерения времени? Презентация. Слайд 34.

а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц

2. Закончите фразы: Слайд 35.

  • В году … месяцев.
  • В году … дней.
  • В году … зимних месяца: …,…, … .
  • В году … весенних месяца: …,…, … .
  • В году … летних месяца: …, …, … .
  • В году … осенних месяца: …, …, … .
  • … год кончает, а … начинает.
  • В месяце … недель.
  • В неделе … дней.
  • Самый короткий месяц в году - … .

3. Рассказ о часах.

1) Отгадывание загадки: Слайд 36.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

2) Задание: Слайд 37.

Сколько часов здесь нарисовано? (16 часов)

3) Ознакомление с видами часов: песочные, водяные, солнечные. Слайд 38.

4) Просмотр презентации « История часов», выполненной учеником Кругловым Егором.

5) Сведения о часах.

а) История часов.(Презентация 2)
б) Комнатные часы. Презентация. Слайды 39 – 41.

6) Просмотр презентации «Мой режим дня», выполненной Ильиной Анжелой.

7) Беседа о бережном отношении ко времени.

- Ребята, соблюдайте режим дня, научитесь жить по часам.

8) Раздача учащимся буклетов «Режим дня».

Итог урока.

1) Беседа.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?

2) Отгадайте загадки:

1. Что возвратить нельзя? (Время) Презентация. Слайд 45

2.

Что может в одно и то же время:
стоять и ходить;
висеть и стоять,
ходить и лежать?
(Часы)

3.

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
Презентация. Слайд 46

4.

Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни) Презентация. Слайд 47.