В начале своей статьи хочу поделиться с опытом работы по развитию монологической речи учащихся на основе тематического текста. В условиях классно-урочной системы при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него. Исходя из этих функций текста, можно успешно на его основе обучать монологической речи – одной из видов речевой деятельности.
«Процесс порождения устноречевого высказывания (УВР) на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им, учитывая при этом определенную пошаговость, логическую и методическую последовательность в постановке заданий (принципы от легкого к трудному, от простого к сложному и др.)
Под управлением понимается любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом, имеющая стандартизованную структуру, постановка задачи, указание на пути ее решения, ее решение и контроль»
(Л.М.Лытаева – канд.пед.наук, Москва).
Если мы говорим об обучении монологической речи на основе тематического текста, то имеем в виду обучение подготовленной речи.
Подготовленная речь – это подготовленная по форме, содержанию и во времени речь.
Суть заключается в том, что учащиеся учатся составлять связное высказывание (сообщение, рассказ, сочинение) в результате определенной тренировочной работы, Имеется в виду серия упражнений в следующей последовательности:
- Это упражнения на воспроизведение готовых образцов связного высказывания, пересказ прочитанного текста и т.д.
- Собственно–коммуникативные упражнения – это упражнения на порождение связного высказывания по аналогии с образцом (в данном случае – тематический текст без непосредственной на него опоры.)
Эти упражнения предполагают известное комбинирование материала, его трансформацию, приспособление к той или иной ситуации, использование лексического перифраза, сжатие прочитанного материала. Главное внимание уделяется выражению одной и той же мысли различными языковыми средствами.
Я в своей работе по данной проблеме разработала свои методы и приемы, с чем и хочу вас далее ознакомить.
Mein Freund
I habe viele Freunde. Einige von ihnen wohnen weit von mir. Мein Freund Jura lernt in der Klasse 9 a.
Er ist hoch von Wucks.Er treibt Sport. Er ist stark.Seine Stirn ist hoch, seine Nase und sein Mund sind klein.Sein Haar ist blond, seine Augen sind blau.eine gesichtfarbe ist frissh иnd gesund. Er can gut laufen und springen, Ball spielen und turnen.Sport ist seine Lieblings - вeschaftigung. Er lern fleiBig. Er interessirt sich fur Mathematik und Biologie. Er nimmt an der Arbeit des Biologiezirkels unserer Schule teil. Jura erfullt gern die gessellschaftlich nutliche Arbeit.
Er sorgt fur seine Geschwister.Sein Vater ist Arbeiter.Seine Mutter ist Lehrerin von Beruf. Mein Freund Jura will auch Lehrer warden.
Веду работу по тексту по следующему плану:
- Ознакомление с содержанием текста.
- Проведение беседы по прочитанному с целью проверки понимания содержания прочитанного.
- Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
- Составление высказываний по аналогии с прочитанным с опорой на вопросы либо план (план может быть в форме словосочетаний либо в форме вопросов)
Задание учащимся:
- Прочитать текст и постараться понять его содержание
- Если в тексте есть незнакомое слово, то постараться понять его значение по контексту, т.е постараться догадаться.
После выполнения вышеуказанных заданий учитель проводит контроль понимания прочитанного. Для этого можно использовать несколько вариантов работы, принимая во внимание, что в классе имеются дети с разным уровнем обученности.
ВАРИАНТ 1.
- Учитель ставит вопросы к учащимся в форме беседы по прочитанному,
Например:
- Wer hat viele Freunde?
- Wo wohnen sie?
- Wie heiBt dein Freund?
- In welcher Klasse lernt sie?
- Wie ist er von Wucks?
- Was treibt er?
- Wie ist er? Ist er stark?
- Wie ist seine Stirn, seine Nase, sein Mund?
- Wie ist sein Haar?
- Wie sind seine Augen?
- Wie ist seine Gesichtsfarbe?
- Was can er gut machen?
- Was ist seine Lieblingsbeschaftigung?
- Wie lernt er?
- Wofur interessiert er sich?
- Woran nimmt er active teil?
- Fur wen sorgt er?
- Wer ist sein Vater von Beruf?
- Wer will Jura warden?
Вариант 2.
- Найдите и назовите соответствующие предложения из текста
- Он занимается спортом.
- Спорт – его любимое занятие.
- Он принимает активное участие в работе биологического кружка.
- Юра охотно выполняет общественно-полезную работу
- Он заботится о своих братьях и сестрах
- Мой друг хочет также стать учителем.
Вариант 3.
- Найдите и назовите предложения, где говорится:
а) о внешности друга
б) об его интересах и увлечении
в) об его отношении к членам семьи
г)о том, где работают его родители
Вариант 4.
- Составьте план к прочитанному тексту
Вариант 5.
- Дается план к тексту, расположите его в логической последовательности по содержанию, например:
- Das AuBere meines Freundes.
- Seine Interessen und Hobbys.
- Seine Familie.
- Wer will Jura warden?
После проверки понимания прочитанного текста с целью большего закрепления его в памяти учащихся даю следующие задания:
Задание 1.
Поставьте вопросы по тексту к учителю или к учащимся.Если учитель знает, что учащиеся могут иметь затруднения в выполнении этого задания(подзабыли), то он заранее на доске дает опоры, т.е, пишет вопросительные слова и указывает порядок слов в специальном вопросе, например:
Wer …?
Wo…?
In welcher…?
Wie ist…?
Was kan er gut machen…?
Wofur …?
Woran…?
Was ist…?
Задание 2.
Можно предложить следующее задание для большего закрепления материала в памяти в форме игры.
Учитель: Я назову начало предложения. а вы закончите его. Упражнение выполняется по памяти. Это же упражнение можно выполнять наоборот -учитель говорит конец предложения, а ученики начало.
Можно работать хором и фронтально.
Также применяю другую игру, например: говорю предложение шепотом, а ученики, если услышали, повторяют громко. Такие приемы работы оживляют и активизируют работу.
Еще один прием очень нравится учащимся, например: пишу на доске с помощью учащихся основное содержание прочитанного текста, учащиеся внимательно смотрят на него с целю запоминания, потом стираю этот текст, но неполностью, а учащиеся по обрывкам восстанавливают содержание. В случае, если они восстановили его легко, то я стираю текст полностью и прошу прочитать с чистой доски то, что было до этого на ней написано-учащиеся успешно справляются с таким заданием. Это упражнение я назвала «Кто лучший экстрасенс».
После таких тренировочных упражнений учащиеся получают задание- пересказ текста без всякой опоры-«сильные учащимся», с опорой на план или вопросы» средним учащимся», а слабым- перескажите то, что вы можете или что вы запомнили. Во время пересказа проводится взаимоконтроль между группами учащихся, т.е. группа сильных учащихся слушают пересказ текста ученика из своей группы, отмечают, сколько фраз-предложений он произнес и где допустил ошибку, они же рекомендуют какую оценку ему следует поставить.
«Сильная группа учащихся» справляется с заданием достаточно быстро и им дается следующее задание- составить сообщение о своем друге или подруге по аналогии с прочитанным текстом. Для этого учитель рекомендует им сделать соответствующие выписки в виде слов или словосочетаний, предложений, которые по их мнению нужны будут им необходимы. Сообщения оформляется в форме сочинения.
Хочу привести как пример сочинения учащихся, которые изучают английский язык по общеобразовательной программе.
Попова Сахая – ученица 5-го класса.
I have a friend. My friend’s name is Klava. She is eleven years old. We study together at school. We are in the fifth form. Her hobbies are listning to musik, reading, drawing and riding a bike. She studies very well at school. Her favourite subjects are English and Math. Her favourite sports are basketball and football. She lives in Nabereshnayastreet. Her telephone number is 29-449. We ride a bike, play different games together.
Корнилова Шура – ученица 7-го класса.
I would like to tell you about my friend.
My friend s name is Kate. Her surname is Kupriyanova. She was born on 16th of September 1993 in village Vitim of Lensky region of Republik of Sacha. She is a pupil.She studies at Tolon secondary school.She is in the 8-th form. She lives in village Tolon Yakutya. She is ruther tall. She has braun eyes and a straight nose. Her hair is braun and short. Her favourite subjects at school are Chemistry and Russian. Her hobies are watching TV, reading, dancing, listning to musik.Her favourite sports are football and bolleyball. I love my friend very much because she is funny and helpful.
Самостоятельно составленные сообщения я предлагаю учащимся оформлять в виде сборника сочинений(topics) и из года в год пополнять их содержание новыми высказываниями, которым они научились за новый учебный год, таким образом, они наглядно видят, как пополняется их словарный запас и расширяются их речевые возможности по оформлению собственных высказываний на изучаемом языке.
Творческие работы учащихся не ограничиваются только написанием сочинений, они также пишут письма, оформляют конверты, изготовляют книжки «Рассказ в картинках» по изученной теме, песенники, поздравительные открытки и т.д.
Вышеуказанный метод по развитию монологической речи учащихся имеет такие положительные моменты по обучению, как развитие внимания, памяти (как зрительную, так и слуховую активность), развивает умение выделять и обобщать, умение самостоятельной работы, приучает к творчеству.
Далее развивая работу в данном направлении, я пришла к мысли, что надо научить детей составлять более объемные творческие работы как составление мини-докладов, рефератов по тем или иным изучаемым темам. В современной методике это называется проектная методика или проектная деятельность учащихся.
В конце каждого раздела после изучения определенной темы я предлагаю учащимся в 8 классах написать реферат, предлагаю список тем, помогаю составлять план и сообщаю, где можно взять дополнительный материал. «Отправной точкой при выборе этого вида работы являются особенности возрастной психологии.
Для средних подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии, рисунки и т.д. В данном случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением учащихся проявить инициативу, что-то сделать самим.Посредством своих работ учащиеся учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.
Я в своей работе помимо проектной работы с учащимися на уроке, занимаюсь с учащимися, которые проявляют наибольший интерес к изучению языка, во внеурочное время. И в связи с тем, что мы являемся национальной школой и в целях воспитания у учащихся любви к родному краю и к своему народу, и учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?» Идет целенаправленное использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
Так, работа с учащимися во внеурочное время переросла в организацию научно-исследовательской деятельности учащихся. Начали мы работать над темой «Терешкин Н.Д.- наш земляк является прототипом повести известного якутского писателя Амма Аччыгыйа «Беда». Целью явилось изучение жизни и деятельности Терешкина Н.Д., который в свое время работал в райкоме комсомола в Ленском районе и в одном из своих командировок попал в авиакатастрофу вместе со своими коллегами, где он проявил мужество и смекалку, и спас людей от гибели, выбравшись из глухой тайги и приведя помощь. В наши дни его наградили званием героя и установили в столице республики его бюст-памятник.
Работая над темой, учащиеся знакомились с необходимой информацией из газет, книг, из переписки с близкими героя, брали интервью от местных жителей, которые хорошо знали Терешкина Н.Д., знакомились с другими документами, фотографировали.
Собрав необходимый материал, учащиеся вместе с учителем составили план к докладу и написали сначала доклад по-русски, а затем перевели его на английский.
Черновой материал предоставляли учителю на проверку. После проверки все оформили как реферат, затем составили краткое изложение основного материала и провели мини-лекцию (защиту) на уроке. Попутно отрабатывали произношение, оформляли стенд в музее школы и подали заявку на участие в районной научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее». Получили за участие сертификат. Это были ученицы 8-го класса -2006 г. В данное время одна из этих девочек Корнилова Евдокия учится на факультете иностранных языков ЯГУ в отделении восточных языков на 1-м курсе, а другая, Матвеева Настя, поступила на 1-й курс тоже факультета иностранных языков – восточные языки в Монголии.
В 2007 году работали уже над другими темами «Праздники народа саха – в древности и в наше время» (Кочнев Сергей 8-й класс), «Метафора в произведениях английских поэтов» (Индеева Настя 10-й класс), в данное время она учится на 1-м курсе медицинского факультета в г.Хабаровске). С этими докладами также выступили на районной конференции «Шаг в будущее».
В этом году работаем над проектом «Английские и якутские пословицы в сопоставлении» с учащимися 7-го класса Поповой Сахаей и Басыгысовой Клавой и собираемся изготовить книжку и провести ее презентацию на уровне сначала школы, а потом выйти на уровень района. Консультантом по данному проекту является учитель якутского языка и литературы нашей школы Егинов А.Е.
Работа ведется в несколько этапов:
1-й этап-ознакомление с понятием темы – сбор разных мнений и определений по данному термину как на якутском, русском языках, так и на английском
2-й этап - сбор разных пословиц на английском и якутском языках
3-й этап – распределение пословиц по темам
4-й этап – сопоставление пословиц и оформление выводов
5-й этап - написание предисловия к будущей книжке
6-й этап – оформление титульного листа
7-й этап - презентация (защита)
Работа над проектом в сочетании с краеведческой направленностью активизирует познавательно-поисковую деятельность учащихся, повышает их мыслительную деятельность и в связи с этим активизируется усвоение знаний, что способствует положительной мотивации учения.