Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон на тему "Сравнение дробей" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Сформировать способность к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями.
  2. Тренировать навыки решения текстовых задач, неравенств, устных вычислений и действий с многозначными числами.
  3. Развивать мышление, внимание, память, речь, умение работать в группах.
  4. Прививать интерес к математике, любовь к малой Родине с использованием примеров из жизни города.

Оборудование:

  • наглядное пособие «ромашка с дробями»,
  • карточки,
  • таблица алгоритма сравнения,
  • визитки с именами учащихся

ТСО:

  • компьютер,
  • проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня у нас необычный урок, во-первых, потому что вести урок буду я, меня зовут Татьяна Николаевна, а во-вторых, потому что вы сидите по группам, и важные задачи будете решать коллективно. Только совещаться нужно очень тихо, а отвечать за всю команду будет капитан команды.

Итак, у нас 4 группы.

2. Актуализация знаний.

а) Мы продолжаем работу над дробями, но сначала давайте вспомним

- Что называют дробью? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)

- Посмотрите на экран, прочитайте эту дробь. (2/7) Презентация. Слайд 1

- Как называют число, записанное под чертой? (Знаменатель.)

- Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей поделили целое).

- Как называется число, записанное над чертой? (Числитель).

- Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли).

б) Игра «Ромашка»

Хорошо. А теперь давайте составим дроби по рисункам на экране, а ответы найдем на ромашке и будем выставлять их в ряд по очереди.

Слайды 2-10

А теперь проверим, если вы всё сделали правильно, то у нас должно получиться слово.

- Какое слово получилось? (Сравнение)

- Итак, тема нашего урока: Сравнение дробей.

Слайд 11. Рисунок 1.

3. Постановка проблемной ситуации.

- А сейчас я раздамкаждой группе карточки, на которых написаны дроби, а вы должны их сравнить, т.е. поставить знаки: <, >,=

  • 3/4 и 1/.4;
  • 4/7 и 6/7;
  • 5/9 и 5/13;
  • 3/5 и 3/10.

На выполнение этого задания дается 1 минута.

Давайте проверим. Вы объясняете, какой знак поставили и почему.

Итак, 1 команда, ваше решение.

(3\4 > 1/4 потому что 3 части больше 1 части) (Карточку на доску)

Кто думает по-другому.

- Какой знак поставили во 2 команде?

(4/7 < 6/7, потому что 6 частей больше, чем 4)

- Кто думает по-другому? (вывешиваю карточку).

4. Открытие новых знаний

- Ребята, внимательно посмотрите на эти дроби, чем похожи? (Одинаковые знаменатели).

- Чем отличаются? (Отличаются числителями).

- Как можно проверить?

- Давайте проверим, кто был прав, используя числовые отрезки.

- На сколько равных частей разделим отрезок 1 дроби? (На 4) Слайд 12.

Слайд 12 а.

- Сколько таких частей возьмем? (3)

Возьмем такой же отрезок, и снова разделим. На сколько частей? (На 4) Слайд 12 б.

- А здесь, сколько частей возьмем? (1) С. 12 б закрашенный.

Сравните дроби. (Дробь 3/4>1/4)

- Какой сделаем вывод? Какая из 2 дробей больше? (Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)

- Еще раз убедимся на другом примере. Проверим дроби 4/7 и 6/7. Слайд 13

- Сделайте вывод.

- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике.

Аналогично повожу работу с двумя другими группами.

- Проверим 3 команду.

(5/9 > 5/13, потому что доли в 1 части будут больше) Слайд 14

- Какие есть еще решения? (Вывешиваю карточку)

- Проверим решение 4 команды.

(3/5>3/10 потому что доли будут меньше) Слайд 15

- Есть другие мнения?

- Чем похожи дроби?

- Чем отличаются?

- Проверим, кто был прав, используя числовые отрезки.

- Какой сделаем вывод? Какая из двух дробей больше? (Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше).

- Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике на странице 82.

Алгоритм. (2 мин)

- Давайте наши знания приведем в порядок, составим алгоритм.

- Что мы делаем сначала?

Найти равные числители или знаменатели

А дальше?

Что равно?

  Если равны…  
Знаменатели
Числители
какое вспомним правило?
то

Больше та дробь, у которой числитель больше

 

Больше та дробь, у которой знаменатель меньше

5. Физминутка. (2 мин)

Хорошо поработали. Устали? Давайте отдохнем.

- Руки на поясе, сделайте столько наклонов вперед, сколько в числителе. (Карточка с любой дробью.)

- Присядьте столько раз, сколько в знаменателе. (Карточка с любой дробью)

- Сделайте столько хлопков, сколько будет, если числитель сложить со знаменателем. (Карточка)

4. Первичное закрепление нового материала. (3 мин)

1. №2

А теперь поработаем в учебниках. Найдите №2 под буквой а.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Расшифровать названия театральных представлений).

- А как вы понимаете в порядке возрастания? (От меньшего числа к большему)

- Откройте тетради, запишите число, 16 ноября, классная работа.

- Внимательно посмотрите на эти дроби, что вы заметили? (с одинаковыми знаменателями) Как мы будем сравнивать, обратимся к алгоритму.

- Записывайте под дробями соответствующую букву.

- Какое слово получилось? (комедия).

- Что такое комедия? (это драматическое произведение со смешным, веселым сюжетом.)

2. №4

А, выполнив № 4 под буквой а, мы узнаем имя богини-покровительницы комедии. (3м)

- Чем похожи задания? (Нужно сравнить дроби.)

- Чем отличаются? (Расположить в другом порядке)

- Каким правилом будем пользоваться? (Записываем)

3. № 5

- Отложите тетради.

- Давайте проверим, как вы поняли новую тему, выполнив № 5 на страничке 83 самостоятельно. Совещаться уже нельзя.

- Проверьте по образцу. Слайд 16

5. Повторение. (4 мин)

- В жизни так часто приходится пользоваться дробями, что порой мы это не замечаем. Давайте убедимся, решив следующую задачу:

- Назовите вашу малую Родину. (г.Котельники, МО) Слайд 17

- Сколько микрорайонов в нашем городе? (3)

- Какую часть занимает микрорайон Белая Дача, если предположить, что они одинаковые по территории и по населению? (1/3)

- Внимание, Территория города Котельники занимает 1461 га, найдите территорию микрорайона, в котором проживаете вы.

Запишем задачу в тетради (1461/3= 487 га)

- Давайте устно ответим на такой вопрос:

- Если в нашем городе проживает приблизительно 18 000 человек, то сколько людей живет в вашем микрорайоне? Как найдем? (18000/3=6000 ч)

- А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный

Внимательно посмотрите на дроби и попробуйте сравнить. Слайд 18

Что вы заметили? (Нельзя сравнить 2 дроби:6/13 и 8/19; 5/8 и 3/10 используя новое правило)

Правильно, потому что мы не все знаем о дробях. Этому мы будем учиться на следующих уроках.

5. Итог урока

- Что же нового мы узнали на уроке? Слайд 19

- К какому выводу пришли?

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке, особенно были активными …

6. Откройте дневники, запишите домашнее задание № 2 А, № 4Б, выполните его также, как мы делали на уроке, а правила выучите наизусть.

Спасибо большое, за урок, вы мне очень понравились и помогли.