Цели:
- Сформировать способность к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями.
- Тренировать навыки решения текстовых задач, неравенств, устных вычислений и действий с многозначными числами.
- Развивать мышление, внимание, память, речь, умение работать в группах.
- Прививать интерес к математике, любовь к малой Родине с использованием примеров из жизни города.
Оборудование:
- наглядное пособие «ромашка с дробями»,
- карточки,
- таблица алгоритма сравнения,
- визитки с именами учащихся
ТСО:
- компьютер,
- проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня у нас необычный урок, во-первых, потому что вести урок буду я, меня зовут Татьяна Николаевна, а во-вторых, потому что вы сидите по группам, и важные задачи будете решать коллективно. Только совещаться нужно очень тихо, а отвечать за всю команду будет капитан команды.
Итак, у нас 4 группы.
2. Актуализация знаний.
а) Мы продолжаем работу над дробями, но сначала давайте вспомним
- Что называют дробью? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)
- Посмотрите на экран, прочитайте эту дробь. (2/7) Презентация. Слайд 1
- Как называют число, записанное под чертой? (Знаменатель.)
- Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей поделили целое).
- Как называется число, записанное над чертой? (Числитель).
- Что показывает числитель? (Сколько равных частей взяли).
б) Игра «Ромашка»
Хорошо. А теперь давайте составим дроби по рисункам на экране, а ответы найдем на ромашке и будем выставлять их в ряд по очереди.
Слайды 2-10
А теперь проверим, если вы всё сделали правильно, то у нас должно получиться слово.
- Какое слово получилось? (Сравнение)
- Итак, тема нашего урока: Сравнение дробей.
Слайд 11. Рисунок 1.
3. Постановка проблемной ситуации.
- А сейчас я раздамкаждой группе карточки, на которых написаны дроби, а вы должны их сравнить, т.е. поставить знаки: <, >,=
- 3/4 и 1/.4;
- 4/7 и 6/7;
- 5/9 и 5/13;
- 3/5 и 3/10.
На выполнение этого задания дается 1 минута.
Давайте проверим. Вы объясняете, какой знак поставили и почему.
Итак, 1 команда, ваше решение.
(3\4 > 1/4 потому что 3 части больше 1 части) (Карточку на доску)
Кто думает по-другому.
- Какой знак поставили во 2 команде?
(4/7 < 6/7, потому что 6 частей больше, чем 4)
- Кто думает по-другому? (вывешиваю карточку).
4. Открытие новых знаний
- Ребята, внимательно посмотрите на эти дроби, чем похожи? (Одинаковые знаменатели).
- Чем отличаются? (Отличаются числителями).
- Как можно проверить?
- Давайте проверим, кто был прав, используя числовые отрезки.
- На сколько равных частей разделим отрезок 1 дроби? (На 4) Слайд 12.
Слайд 12 а.
- Сколько таких частей возьмем? (3)
Возьмем такой же отрезок, и снова разделим. На сколько частей? (На 4) Слайд 12 б.
- А здесь, сколько частей возьмем? (1) С. 12 б закрашенный.
Сравните дроби. (Дробь 3/4>1/4)
- Какой сделаем вывод? Какая из 2 дробей больше? (Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)
- Еще раз убедимся на другом примере. Проверим дроби 4/7 и 6/7. Слайд 13
- Сделайте вывод.
- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике.
Аналогично повожу работу с двумя другими группами.
- Проверим 3 команду.
(5/9 > 5/13, потому что доли в 1 части будут больше) Слайд 14
- Какие есть еще решения? (Вывешиваю карточку)
- Проверим решение 4 команды.
(3/5>3/10 потому что доли будут меньше) Слайд 15
- Есть другие мнения?
- Чем похожи дроби?
- Чем отличаются?
- Проверим, кто был прав, используя числовые отрезки.
- Какой сделаем вывод? Какая из двух дробей больше? (Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше).
- Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике на странице 82.
Алгоритм. (2 мин)
- Давайте наши знания приведем в порядок, составим алгоритм.
- Что мы делаем сначала?
Найти равные числители или знаменатели |
А дальше?
Что равно? |
Если равны… | ||||
|
|
5. Физминутка. (2 мин)
Хорошо поработали. Устали? Давайте отдохнем.
- Руки на поясе, сделайте столько наклонов вперед, сколько в числителе. (Карточка с любой дробью.)
- Присядьте столько раз, сколько в знаменателе. (Карточка с любой дробью)
- Сделайте столько хлопков, сколько будет, если числитель сложить со знаменателем. (Карточка)
4. Первичное закрепление нового материала. (3 мин)
1. №2
А теперь поработаем в учебниках. Найдите №2 под буквой а.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Расшифровать названия театральных представлений).
- А как вы понимаете в порядке возрастания? (От меньшего числа к большему)
- Откройте тетради, запишите число, 16 ноября, классная работа.
- Внимательно посмотрите на эти дроби, что вы заметили? (с одинаковыми знаменателями) Как мы будем сравнивать, обратимся к алгоритму.
- Записывайте под дробями соответствующую букву.
- Какое слово получилось? (комедия).
- Что такое комедия? (это драматическое произведение со смешным, веселым сюжетом.)
2. №4
А, выполнив № 4 под буквой а, мы узнаем имя богини-покровительницы комедии. (3м)
- Чем похожи задания? (Нужно сравнить дроби.)
- Чем отличаются? (Расположить в другом порядке)
- Каким правилом будем пользоваться? (Записываем)
3. № 5
- Отложите тетради.
- Давайте проверим, как вы поняли новую тему, выполнив № 5 на страничке 83 самостоятельно. Совещаться уже нельзя.
- Проверьте по образцу. Слайд 16
5. Повторение. (4 мин)
- В жизни так часто приходится пользоваться дробями, что порой мы это не замечаем. Давайте убедимся, решив следующую задачу:
- Назовите вашу малую Родину. (г.Котельники, МО) Слайд 17
- Сколько микрорайонов в нашем городе? (3)
- Какую часть занимает микрорайон Белая Дача, если предположить, что они одинаковые по территории и по населению? (1/3)
- Внимание, Территория города Котельники занимает 1461 га, найдите территорию микрорайона, в котором проживаете вы.
Запишем задачу в тетради (1461/3= 487 га)
- Давайте устно ответим на такой вопрос:
- Если в нашем городе проживает приблизительно 18 000 человек, то сколько людей живет в вашем микрорайоне? Как найдем? (18000/3=6000 ч)
- А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный
Внимательно посмотрите на дроби и попробуйте сравнить. Слайд 18
Что вы заметили? (Нельзя сравнить 2 дроби:6/13 и 8/19; 5/8 и 3/10 используя новое правило)
Правильно, потому что мы не все знаем о дробях. Этому мы будем учиться на следующих уроках.
5. Итог урока
- Что же нового мы узнали на уроке? Слайд 19
- К какому выводу пришли?
- Мне очень понравилась ваша работа на уроке, особенно были активными …
6. Откройте дневники, запишите домашнее задание № 2 А, № 4Б, выполните его также, как мы делали на уроке, а правила выучите наизусть.
Спасибо большое, за урок, вы мне очень понравились и помогли.