Урок-игра обобщающего повторения по материку Африка "Чудо-Африка"

Разделы: География


Учебно-воспитательные цели:

  • повторить и закрепить знания о природных компонентах Африки,
  • развитие творчества, активизация познавательной деятельности,
  • привитие интереса к предмету, формирование навыков работы с дополнительной литературой.

Учебно-наглядный комплекс: слайды с вопросами и вариантами ответов, видеосюжеты, жетоны, призы, выставка творческих работ учащихся, "гость из Африки".

Ход игры

Класс разбивается на команды по 5-6 человек. Каждой команде выдаются таблички с цифрами от 1 до 5.

Ведущий задает вопросы, к каждому из которых предлагается пять вариантов ответов

(на доске демонстрируется слайд с вариантами ответов). Посовещавшись одну минуту, команды принимают решение и все одновременно по знаку ведущего дают ответ - поднимают табличку с номером того варианта ответа, который они выбрали. Ответившие правильно получают жетон. В итоге, команда набравшая больше всего жетонов, и будет победителем.

"Там мыс Игольный, мыс Альмади,
Сухие русла рек там, вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро,
Наделал много он пожаров:"

Игрокам демонстрируется небольшой фрагмент фильма о природе Африки, после чего ведущий начинает игру, которая позволит выявить знатоков этого удивительного материка.

Вопрос 1.

На экране изображение красивого раскидистого дерева.

Назовите это дерево:

Вельвичия.

Сейба.

Финиковая пальма.

Банановое дерево.

Равенала (дерево путешественников).

Вопрос 2.

Демонстрируется видеофрагмент о пустыне.

":В этой пустыне температура воздуха летом нередко достигает 35 - 40?, почва накаляется так сильно, что даже привычные местные жители не могут долго стоять на одном месте без обуви. В полуденное время маленькие антилопы обжигают ноги в раскаленном песке.

Но это не самое сухое место в Африке. Здесь выпадает от 1000 мм (на севере) до 250 мм (на юге) осадков.

Здесь, между 10? и 30?ю.ш. деревья растут редко, и лишь в отдельных местах растут гуще, но образуют не леса, а редколесья.

Богатство животного мира, от насекомых, до крупных животных, придает обширному пространству этой пустыни своеобразный отпечаток."

Назовите эту пустыню:

Намиб.

Калахари.

Сахара.

Ливийская.

Нубийская.

Вопрос 3.

В основном вся посуда африканской семьи "растет" возле дома.

Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.

Назовите это растение?

Кокосовая пальма.

Папирус.

Баобаб.

Тыква.

Кактус.

Вопрос 4.

Показывается видеофрагмент с изображением реки Нил.

Кто из этих знаменитых исследователей Африки исследовал верховья священного Нила и определил, что он вытекает из озера Виктория?

Назовите этого путешественника.

Давид Ливингстон.

Мортон Стэнли.

Джон Спик.

Николай Вавилов.

Василий Юнкер

Вопрос 5.

В верховьях Нила в зарослях папируса встречается птица, которая водится только в Африке.

У нее ":вид мудреца, облысевшего от размышлений. Задумчивый, сутулый, мрачный. Подслеповатый глаз. Большущий унылый нос. И кожаный мешок-торба на шее."

Назовите эту птицу?

Секретарь.

Страус.

Птица-носорог.

Марабу.

Фламинго.

Вопрос 6.

Демонстрируется видеофрагмент с изображением озера Чад.

":Мы решили посмотреть на озеро сверху и рано утром вылетели на самолете. После тридцати минут полета на низкой высоте я увидел огромное заболоченное пространство. Если все озеро имеет такой же вид, то его справедливо нанесли на карту пунктиром.

Нынешнее озеро - это остатки гигантского озерного водоема.

Воды в озере и пресные и солоноватые:"

О каком озере идет речь?

Виктория.

Танганьика.

Ньяса.

Чад.

Тана.

Вопрос 7.

Демонстрируется видеофрагмент с танцующими африканцами.

В поездках по Восточной Африке человека сопровождает три цвета: ярко-голубой - неба; зеленый - растительности; красный - земли.

Красными почвами покрыта почти вся поверхность Восточной Африки и почти весь континент к югу от Сахары. Красной глиной обмазаны хижины африканцев. Красные жители этой части Африки очень любят красный цвет. Мужчины обмазывают волосы красной глиной и ею же раскрашивают свое тело. Из красной материи шьют себе почти всю одежду.

Назовите этот народ?

Пигмеи.

Масаи.

Бушмены.

Берберы.

Африканеры.

Вопрос 8.

Назовите самую большую по численности населения страну Африки?

Алжир.

Эфиопия.

Нигерия.

ЮАР.

Нигер.

Вопрос 9.

Демонстрируется видеофрагмент с рекой Конго.

Берега этой реки заросли гилей - лесами из исключительно разнообразных по составу древесных пород. Среди них растут деревья с очень ценной древесиной - красное, желтое, эбеновое и многие другие:

О какой реке идет речь?

Нил.

Нигер.

Замбези.

Конго.

Оранжевая.

Вопрос 10.

В Африке есть животные, образующие "большую пятерку", это - большие шкуры; большие бивни; большие рога; большие трофеи; большая слава -

Симба;

Тембо;

Кибоко;

Твига;

Мбого.

Назовите их!

Игроки совещаются, пишут ответ на листочке и сдают его ведущему, после чего им демонстрируется видеофрагмент, на котором показана вся "большая пятерка" - симба - лев; тембо - слон; твига - жираф; кибоко - бегемот; мбого - буйвол.

Команда, у которой больше правильных ответов - получает жетон.

Вопрос 11.

А последний вопрос, на который ответ будут давать капитаны команд, вам задаст наш гость из Северной Африки - из одной арабской страны. (В роли арабского гостя может выступить старшеклассник, одетый в арабский головной убор и держащий корзину с апельсинами, бананами, финиками, киви, ананасом и другими).

"15 сентября в арабских странах отмечается национальный праздник - день дерева: В этой корзинке плоды, растущие в Африке. Выберите плод, растущий на дереве, день которого отмечается в арабских странах 15 сентября".

Капитаны выбирают плод, тем самым давая ответ. Выбравшие финик, получают жетон за правильный ответ.

Ведущий быстро подсчитывает жетоны, а арабский гость вручает корзину с фруктами победителям.

Литература:

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей, родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
  2. Сладков Н.И. Миомбо. Очерки. Л., "Детская литература" 1976
  3. По материкам и океанам: Африка, Австралия, Антарктида, Индийский и Тихий океаны; Книга для чтения по географии материков и океанов. Сост. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова. М.: Просвещение, 1988 .
  4. http://ru.wikipedia.ru.

Приложение.