Наши дети ничуть не меньше, чем немецкие, английские или японские, хотят не попасть под машину, не получить сотрясения мозга, перелом, и тем более – не хотят погибнуть. И наши водители ничуть не больше, чем водители других стран, готовы пережить страшный шок, когда автомобиль сбивает ребенка.
Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги, поэтому наша задача научить детей дорожной грамоте. Учить детей знанию правил дорожного движения необходимо с младшего возраста для того, чтобы дети в любой ситуации могли себя чувствовать уверенно и безопасно.
Если мы поднимемся на смотровую вышку, что мы увидим, глядя на город? Маленькие дома, дороги, перекрестки, переходы под землей и над землей, «зебры», дорожные знаки, светофоры...
Упорядоченное движение машин, пешеходов… А теперь представьте себе все тоже самое, только без знаков, светофоров, пешеходов. Но как в таком городе ездить и ходить по улицам? Его нужно срочно сделать безопасным. А в этом нам помогут игры, в которых дети чувствуют себя настоящими водителями, сотрудниками ГАИ, будут знаками и светофорами, они будут теми, благодаря которым жители города будут жить в безопасности.
Цветные автомобили.
Рисунок 1.
Цель:
- упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
Материал:
- цветные рули,
- сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей (Рисунок 1).
Ход игры
Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились».Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
Светофор.
Рисунок 2.
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Материал::
- цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный),
- макет светофора.
Ход игры
Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.
Часы.
Рисунок 3.
Цель: Учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал:
- макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки;
- карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете (Рисунок 3).
Ход игры
Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.
Безопасный город
Рисунок 4
Цель игры:
- дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу,
- развивать способность воспринимать реальный мир города,
- закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Материал:
- игровое поле,
- фигурки пешеходов,
- дорожные знаки,
- светофоры,
- транспортные средства и кубик (Рисунок 4).
Ход игры
Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде - на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией.
Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания - нужно пропустить один ход.
Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина - в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.
Транспорт.
Цель игры:
- обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;
- формирование умения ориентироваться по плану;
- развитие логического мышления.
Правила игры: В игру могут играть дети в возрасте, начиная с 4 лет и старше. В нее могут играть от 2 до 4 игроков.
Материал:
- картонное полотно, на котором изображен транспорт: воздушный, наземный, водный.
- в игре обозначены начальный и конечный пункты назначения.
- кубик с разным количеством точек на сторонах.
- «Фишки» с изображением человека.
Ход игры
В начале игры все участники ставят свои фишки на кружок «начало игры», затем определяют очередность ходов путем бросания кубика. Тот игрок, у которого окажется больше точек на верхней стороне кубика, ходит первым. Получив право хода, игрок бросает кубик, после чего передвигает фишку на количество кружков, равное количеству точек на верхней стороне кубика. Когда игрок попадает на кружок с картинкой, он должен проследовать по направлению стрелки (зеленая стрелка – вперед, красная стрелка - назад), а ход передается следующему игроку.
Когда игрок попадает на красный кружок, он должен пропустить один ход. Выигрывает тот, кто первым придет к кружку «конец игры».
Машины.
Материал:
- конверт на каждого играющего, где указана логическая таблица машин из геометрических фигур с одной пустой клеткой;
- геометрические фигуры разного цвета.
Цель игры:
- формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола;
- развивать память, речь детей, воспитывать их творческую активность;
- развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Ход игры
Воспитатель вместе с детьми разбирает, какие машины изображены в логической таблице. Пример рассуждения: Посмотрите, каждая машина состоит кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашей машины? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов?
Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений.