Газета юных экологов "Экошка" (занятие для детей средней группы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  2. Формировать обобщенное представление о птицах (внешний вид, повадки, чем питаются, как устраивают гнездо).
  3. Продолжать обучать правилам поведения в лесу и умению расшифровывать экологические знаки.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь детей;
  2. Развивать память, желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать бережное отношение детей к пробуждающейся природе.

Оборудование:

  • листы ватмана (5шт) - страницы газеты.
  • модели: птичье гнездо, дерево, солнце, проталина, ручей.
  • изображения птиц: кукушка, синица, ворона, сорока, дятел.
  • фотография весеннего леса;
  • карточки с экологическими знаками: «не рви цветы», «не ломай ветки», «не руби деревья», «не разоряй гнезда птиц».
  • аудиозапись с голосами птиц.

Словарная работа:

Солнце пригревает, лучистое, яркое, желтое, ласковое, припекает. Сосульки длинные, прозрачные, мокрые, холодные; капель. Ручьи журчат, звонкие, холодные, глубокие; проталинки. Набухают почки. Птицы вьют гнезда.

Ход занятия

Звучит музыка. В зал входят дети в пилотках и косынках на шее.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята наши гости не знают, почему на вас надеты эти пилотки. А кто из вас знает?

Дети: Мы юные экологи.

Воспитатель: А кто такие экологи?

Дети: - Это те, кто любит природу.

- Это друзья природы.

- Экологи ухаживают за растениями и животными.

- Сажают и поливают цветы.

- Кормят птиц.

- Ухаживают за огородом и др.

Воспитатель: Все правильно! Но экологи в нашем детском саду не только заботятся о природе, а еще выпускают специальную газету.

Посмотрите, кто это у нас сегодня в гостях?

Дети: «Экошка». (На листе ватмана нарисован символ газеты)

Воспитатель: Правильно! Это герой газеты, которую выпускают юные экологи.

- А давайте мы с вами сделаем необычную газету: говорящую и звучащую. Ее страницы расскажут нам много нового и интересного.

- Готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Садитесь поудобнее на стульчиках: мы открываем первую страницу, которая называется «Календарь природы».

(Страница заранее заготовлена: нарисовано голубое небо, дерево, земля, первая травка, ручеек. Последние три позиции заклеены ватой - это «снег»).

- Какое сейчас время года?

- Какие приметы весны вы знаете.

Дети: - Светит яркое солнце (Какое еще бывает солнце: теплое, желтое, ласковое, лучистое…) На страницу наклеивается модель солнца.

- Тает снег (воспитатель сбрызгивает вату из пульверизатора и предлагает потрогать «мокрый «снег». Вата сдвигается «снег тает», появляются «проталинки» с первой травкой).

- Начинается капель, появляются сосульки (длинные, холодные, прозрачные, мокрые…)

- Бегут ручьи (звонкие, холодные, журчат, глубокие…)

- На деревьях набухают почки

- Птицы вьют гнезда

Воспитатель: ребята, посмотрите, мы закончили оформлять страничку, какая красочная она у нас получилась.

- А теперь давайте откроем следующую страничку. Нас вами ждет «Экошкина школа» [2].

Экошка предлагает нам вспомнить правила поведения в лесу: на странице изображены 4 картинки, объясняющих как правильно вести себя в лесу. При правильном объяснении со странички снимается опорная картинка, под ней нарисован фрагмент весеннего леса. Когда все картинки сняты – дети видят целиком изображение леса.

Воспитатель: Ребята, кажется, Экошка хочет пригласить нас в весенний лес. Выходите на полянку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Дружно за руки возьмемся
В лес весенний мы пойдем
На полянке соберемся
И немножко отдохнем.

  • выглянуло весеннее солнышко (тянем ручки вверх к солнышку)
  • зажурчали весенние ручейки (руки вниз, поболтали ручками)
  • стали просыпаться насекомые:
  • проснулись жуки, зажужжали ж-ж-ж-ж
  • проснулись букашки, зазвенели з-з-з-з-з
  • под кучей хвороста проснулся и зафыркал ежик ф-ф-ф-ф-ф
  • весенний лес наполнился птичьими голосами.

(Звучит фонограмма «звуки леса»).

Воспитатель: Слышите как много певцов в весеннем лесу. А давайте послушаем и угадаем, чьи это голоса [1].

СИНИЦА:

Угадай какая птица
Бойкая, задорная
Ловкая, проворная
Звонко тенькает «тень-тень»
Как хорош весенний день.

ДЯТЕЛ:

Дятел пестрый-пестрый
Клюв у дятла острый
Шапка красная на нем
Дятла сразу узнаем
Постучит он тук-тук-тук
И погибнет вредный жук.

СОРОКА:

Беспокойная сорока
Никогда не отдыхает
Прилетит к нам из далека
И без умолку болтает.

СТАЯ ВОРОН:

Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей
Прячется в высоких кронах
А зовут ее ворона.

КУКУШКА:

Зовет зверей кукушка
Довольно сони спать
Весна пришла к нам в гости
Давно пора вставать.

Воспитатель: Ребята, пока кукушечка не разбудила всех лесных жителей, нам пора возвращаться обратно. (Дети приносят «из леса» изображения птиц, которые наклеивают на страничку под названием «Вести из леса»).

Одновременно ребята рассказывают о каждой птице (как она выглядит, чем питается и как устраивает свое гнездо) [3].

После такой чудесной прогулки в лес, мы немножечко устали. Давайте присядем на стульчики и послушаем наших специальных корреспондентов. Они расскажут, что интересного в природе они видели, какими наблюдениями могут поделиться с нами.

Рассказы детей собственного сочинения:

  1. «Мы гуляли на участке и вот увидели белочку. Она прыгала по забору. На следующий день мы принесли ей хлебушек и семечки».
  2. «Весной солнце светит ярко. Тает снег. Нужно надевать резиновые сапожки».
  3. «А мне мама купила «солнечные» очки, потому что солнце светит ярко и слепит глазки».
  4. «Весной солнышко яркое, теплое и мы поехали с папой на гору. Поднимались высоко-высоко на подъемнике и там загорали».
  5. «На выходных мы с братом ходили на хоккей и увидели стайку воробьев. Они купались в луже и громко чирикали. Мы подошли поближе, чтобы посмотреть, а они разлетелись».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Не только подмечают интересные моменты, но и делятся с нами своими впечатлениями. А теперь нас ждет музыкальная страничка: мы споем Гимн экологического движения.

Мир, который окружает
Нас мы бережем
А планету голубую
Вырастем – спасем!

Припев:

Наш экологов отряд
Весело шагает
И эту песню звонкую
Дружно запевает
Наш любимый детский сад
Радость называют
И природу здесь ребята
Очень уважают.

Припев.

Воспитатель: Вот так страничка за страничкой, мы закончили выпуск нашей газеты.

- А что вам понравилось больше всего? Кому что запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, наше приключение подошло к концу и нам пора попрощаться с гостями.

Список использованной литературы:

  1. Горькова Л.Г. Кочергина Л.А. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005
  2. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду» Москва «Творческий центр» 2008
  3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» Москва «Мозаика – Синтез» 2009