Программное содержание.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Формировать обобщенное представление о птицах (внешний вид, повадки, чем питаются, как устраивают гнездо).
- Продолжать обучать правилам поведения в лесу и умению расшифровывать экологические знаки.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей;
- Развивать память, желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение детей к пробуждающейся природе.
Оборудование:
- листы ватмана (5шт) - страницы газеты.
- модели: птичье гнездо, дерево, солнце, проталина, ручей.
- изображения птиц: кукушка, синица, ворона, сорока, дятел.
- фотография весеннего леса;
- карточки с экологическими знаками: «не рви цветы», «не ломай ветки», «не руби деревья», «не разоряй гнезда птиц».
- аудиозапись с голосами птиц.
Словарная работа:
Солнце пригревает, лучистое, яркое, желтое, ласковое, припекает. Сосульки длинные, прозрачные, мокрые, холодные; капель. Ручьи журчат, звонкие, холодные, глубокие; проталинки. Набухают почки. Птицы вьют гнезда.
Ход занятия
Звучит музыка. В зал входят дети в пилотках и косынках на шее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята наши гости не знают, почему на вас надеты эти пилотки. А кто из вас знает?
Дети: Мы юные экологи.
Воспитатель: А кто такие экологи?
Дети: - Это те, кто любит природу.
- Это друзья природы.
- Экологи ухаживают за растениями и животными.
- Сажают и поливают цветы.
- Кормят птиц.
- Ухаживают за огородом и др.
Воспитатель: Все правильно! Но экологи в нашем детском саду не только заботятся о природе, а еще выпускают специальную газету.
Посмотрите, кто это у нас сегодня в гостях?
Дети: «Экошка». (На листе ватмана нарисован символ газеты)
Воспитатель: Правильно! Это герой газеты, которую выпускают юные экологи.
- А давайте мы с вами сделаем необычную газету: говорящую и звучащую. Ее страницы расскажут нам много нового и интересного.
- Готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Садитесь поудобнее на стульчиках: мы открываем первую страницу, которая называется «Календарь природы».
(Страница заранее заготовлена: нарисовано голубое небо, дерево, земля, первая травка, ручеек. Последние три позиции заклеены ватой - это «снег»).
- Какое сейчас время года?
- Какие приметы весны вы знаете.
Дети: - Светит яркое солнце (Какое еще бывает солнце: теплое, желтое, ласковое, лучистое…) На страницу наклеивается модель солнца.
- Тает снег (воспитатель сбрызгивает вату из пульверизатора и предлагает потрогать «мокрый «снег». Вата сдвигается «снег тает», появляются «проталинки» с первой травкой).
- Начинается капель, появляются сосульки (длинные, холодные, прозрачные, мокрые…)
- Бегут ручьи (звонкие, холодные, журчат, глубокие…)
- На деревьях набухают почки
- Птицы вьют гнезда
Воспитатель: ребята, посмотрите, мы закончили оформлять страничку, какая красочная она у нас получилась.
- А теперь давайте откроем следующую страничку. Нас вами ждет «Экошкина школа» [2].
Экошка предлагает нам вспомнить правила поведения в лесу: на странице изображены 4 картинки, объясняющих как правильно вести себя в лесу. При правильном объяснении со странички снимается опорная картинка, под ней нарисован фрагмент весеннего леса. Когда все картинки сняты – дети видят целиком изображение леса.
Воспитатель: Ребята, кажется, Экошка хочет пригласить нас в весенний лес. Выходите на полянку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Дружно за руки возьмемся
В лес весенний мы пойдем
На полянке соберемся
И немножко отдохнем.
- выглянуло весеннее солнышко (тянем ручки вверх к солнышку)
- зажурчали весенние ручейки (руки вниз, поболтали ручками)
- стали просыпаться насекомые:
- проснулись жуки, зажужжали ж-ж-ж-ж
- проснулись букашки, зазвенели з-з-з-з-з
- под кучей хвороста проснулся и зафыркал ежик ф-ф-ф-ф-ф
- весенний лес наполнился птичьими голосами.
(Звучит фонограмма «звуки леса»).
Воспитатель: Слышите как много певцов в весеннем лесу. А давайте послушаем и угадаем, чьи это голоса [1].
СИНИЦА:
Угадай какая птица
Бойкая, задорная
Ловкая, проворная
Звонко тенькает «тень-тень»
Как хорош весенний день.
ДЯТЕЛ:
Дятел пестрый-пестрый
Клюв у дятла острый
Шапка красная на нем
Дятла сразу узнаем
Постучит он тук-тук-тук
И погибнет вредный жук.
СОРОКА:
Беспокойная сорока
Никогда не отдыхает
Прилетит к нам из далека
И без умолку болтает.
СТАЯ ВОРОН:
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей
Прячется в высоких кронах
А зовут ее ворона.
КУКУШКА:
Зовет зверей кукушка
Довольно сони спать
Весна пришла к нам в гости
Давно пора вставать.
Воспитатель: Ребята, пока кукушечка не разбудила всех лесных жителей, нам пора возвращаться обратно. (Дети приносят «из леса» изображения птиц, которые наклеивают на страничку под названием «Вести из леса»).
Одновременно ребята рассказывают о каждой птице (как она выглядит, чем питается и как устраивает свое гнездо) [3].
После такой чудесной прогулки в лес, мы немножечко устали. Давайте присядем на стульчики и послушаем наших специальных корреспондентов. Они расскажут, что интересного в природе они видели, какими наблюдениями могут поделиться с нами.
Рассказы детей собственного сочинения:
- «Мы гуляли на участке и вот увидели белочку. Она прыгала по забору. На следующий день мы принесли ей хлебушек и семечки».
- «Весной солнце светит ярко. Тает снег. Нужно надевать резиновые сапожки».
- «А мне мама купила «солнечные» очки, потому что солнце светит ярко и слепит глазки».
- «Весной солнышко яркое, теплое и мы поехали с папой на гору. Поднимались высоко-высоко на подъемнике и там загорали».
- «На выходных мы с братом ходили на хоккей и увидели стайку воробьев. Они купались в луже и громко чирикали. Мы подошли поближе, чтобы посмотреть, а они разлетелись».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Не только подмечают интересные моменты, но и делятся с нами своими впечатлениями. А теперь нас ждет музыкальная страничка: мы споем Гимн экологического движения.
Мир, который окружает
Нас мы бережем
А планету голубую
Вырастем – спасем!Припев:
Наш экологов отряд
Весело шагает
И эту песню звонкую
Дружно запевает
Наш любимый детский сад
Радость называют
И природу здесь ребята
Очень уважают.Припев.
Воспитатель: Вот так страничка за страничкой, мы закончили выпуск нашей газеты.
- А что вам понравилось больше всего? Кому что запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, наше приключение подошло к концу и нам пора попрощаться с гостями.
Список использованной литературы:
- Горькова Л.Г. Кочергина Л.А. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005
- Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду» Москва «Творческий центр» 2008
- Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» Москва «Мозаика – Синтез» 2009