Цель: найти доказательства принадлежности клубня, луковицы к подземным видоизмененным побегам.
Задачи:
- Продолжить формировать понятие «побег»;
- Формировать умение исследовать натуральные объекты;
- Познакомить с использованием корневищ, клубней, луковиц человеком;
- Развивать умение работать с разными источниками информации;
- Воспитание толерантного отношения друг к другу при работе в группах
Оборудование: клубни картофеля, луковицы; муляжи клубней картофеля разных сортов; стакан с раствором йода, препаровальная игла, скальпель. Распечатки с модулем, дополнительной информацией
Планируемый результат: распознавать видоизмененные подземные побеги, уметь называть их признаки, делать выводы
Основные термины и понятия: побег, видоизмененный побег, клубень, столон, луковица, корневище
Ход урока
1. Организационный момент.(Мобилизация внимания учащихся на учебную работу, подготовка рабочего места. Приветствие. Сообщение темы урока.)
2. Инструктаж по работе с различными источниками информации и при работе с модулем (модуль см. в приложении – рекомендации УЭ - 0)
3. Повторение
- Работа по УЭ – 1 (побег) ,
- Стебель – наиболее изменчивая часть побега. Работа по УЭ – 2 № 4 (стебель)
- Какие особенности в строении частей побегов вы можете назвать?
- Приведите примеры растений с видоизмененными частями.
4. Чем являются луковица лука, клубень картофеля? Может ли быть видоизмененным - побег?
5. Изучение нового с выполнением лабораторной работы + инструктаж по ТБ (работа с дополнительной информацией (см приложение №2, № 3)
- Видоизмененный побег – это…
- Картофель: многообразие сортов, использование клубней , особенности строения (рассказ учителя - используются муляжи разных сортов растений)
- Оформление лабораторной работы (1 часть. Задания 1 – 4)
- Луковица лука: особенности строения, выделение фитонцидов. Оформление лабораторной работы (2 часть . задания 5 – 8 )
- Корневища (Если располагает время - доп. инфо)
- Подведение итогов лабораторной работы. Формулирование вывода.
6. Проверка усвоенного материала (УЭ – 5) (или: объясните биологический смысл поговорки: Где кора отлупилась – там козявкин дом.)
7. Рефлексия
8. Дом. зад. Параграф 22, найти дополнительную информацию о растениях с видоизмененными побегами.
Список используемого материала:
- Шорина Н.И., Пятунина С.К., Ключникова Н.М. «Биология: Практикум по ботанике. 6 – 7 класс. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2003 – 136 с.- (портфель учителя)
- Пименов А.В., Пименова И.Н. «Биология. Дидактический материал к разделу «Растения» 6 класс – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2004 – 184 с.- (портфель учителя)
- Интернет - ресурсы