Урок по окружающему миру по теме "Родной край" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. формировать знания учащихся о родном крае: Бурятия и Муйский район; показать на карте Бурятии столицу г. Улан-Уде, посёлок Таксимо, Муйский район;
  2. познакомить учащихся с климатическими условиями родного края; экономикой; с охраной окружающей среды в республике и в районе;
  3. развивать умение логически верно выражать свои мысли; подбирать нужный материал по теме;
  4. воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край; учить детей беречь и охранять природу родного края.

Оборудование: карта республики Бурятия, карта Муйского района (у каждого ученика), тетради, тесты, калька, диск с фильмом о посёлке.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

У нас у всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

– Что такое экологическое равновесие?

– Люди часто нарушают равновесие в природе. Что произойдёт с рекой, если вырубят лес на её берегах?

– Что случится со степными животными, если будут распаханы степи?

– Объясните пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».

– На степном пастбище несколько лет подряд пасут большое стадо овец. Как нарушится в этих местах экологическое равновесие?

– Что может сделать человек, если экологическое равновесие уже нарушено?

Ваши выводы.

III. Сообщение темы и цели урока

Работа по учебнику.

Мы начинаем изучать новый раздел. Прочтите заголовок.

– Что мы узнаем, изучив этот раздел?

IV. Подгот овительный этап к восприятию нового материала

а) Родной край – как вы понимаете эти слова?

Что такое республика? Область?

Как называется республика в которой мы живём?

б) Послушайте небольшое стихотворение. Его написал ученик нашей школы Н. Гаранин.

Мир, тебе Бурятия моя!
Очень нежно солнце тебе светит.
Я хочу , чтоб мир вокруг тебя

Был всегда-всегда так ясно светел.
Упоительный закат ,огнём пылая,
Разгоревшись, радость обещает…
Я люблю, люблю тебя родная,
Тёплых слов при этом не тая,
И такой, как ты увы, не знаю,
Ясная Бурятия моя!

– Удалось ли Николаю передать своё отношение к родному краю? С каким чувством написано это стихотворение? Прочтите заглавные буквы. Какое слово получилось? (Моя Бурятия)

V. Работа над новым материалом

а) Работа с картой.

– Найдите на карте России республику Бурятия. Что вы можете рассказать о Р. Бурятия, с помощью этой карты? (политико-административная карта России). (столица г. Улан-Уде, оз. Байкал, граничит с Иркутской и Читинской областями).

б) учитель: – Республика Бурятия находится в южной части Восточной Сибири. Она занимает выгодное географическое положение. Граничит с Иркутской и Читинской областями, республиками Тыва, Монголией. В основном представляет Собой преимущественно горную страну с небольшим количеством равнинных участков. Территория республики – 351000км.кв. Она делится на 21 район, имеет 6 городов, 29 посёлков городского типа. (города: Улан-Уде, Кяхта, Селенгинск, Гусиноозёрск, Северобайкальск)

– Покажите на карте столицу и города республики.

Реки: Селенга, Баргузин, Витим, Верхняя Ангара впадает в оз. Байкал.

Действующие заповедники: Баргузинский, Байкальский.

В декабре 1991 года принят закон о введении поста президента. Первый президент Потапов Леонид Васильевич.

Герб Бурятии (сообщение ученицы).

в) Развиты в республике машиностроение (судостроение, авиационное), металообработка, лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная, лёгкая промышленность, пищевая, стройматериалов.

Из полезных ископаемых добывают бурый уголь, графит, золото, руду.

Животноводы занимаются: оленеводством, коневодством, свиноводством; звероводством (лисы, норки); птицеводством.

Возделывают картофель, сеют пшеницу, овёс.

Природа очень разнообразна. Это лесостепи и степи, горные районы. И, конечноже, великое оз. Байкал. (Доп. материал о Байкале – ученик).

г) учитель: Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные условия для животного мира Бурятии, но немало уникальных и диких редких видов занесено в Красную книгу. Всемирноизвестный баргузинский соболь.

– Назовите животных, которые живут в нашей республике? (бурый медведь, северный олень, горный козёл, изюбр, лось, белка, рысь, косуля, кабарга, кабан, росомаха, нерпа, байкальский омуль).

– Вот неполный перечень многообразия животного мира Бурятии. Что делают в Республике для охраны природы?

– Создан Кабанский заказник, Баргузинский, Байкальский заповедники, центр защиты леса в Улан-Уде.

д) Ученики выполняют тест на листочках.

е) Учитель: Как называется район в котором мы живём? (Муйский район, п. Таксимо)

Муйский район был образован 23 октября 1995 года. Находится на востоке Бурятии. Граничит на севере с Иркутской обл., на востоке – с Читинской обл., а на юге с Баунтовским районом. Районный центр – п. Таксимо. Найдите на карте и назовите хребты Муйского района. (карта района).

Дети: Муяканский, Северо-Муйский, Южно-Муйский.

Учитель: Назовите реки района?

Дети: Витм, Муя, Бамбуйка, Верхняя Ангара, Парама.

Учитель: Попробуйте описать погоду в нашем районе.

Дети: лето короткое, умеренно тёплое. Зима малоснежная, холодная, продолжительная. Весна поздняя. Осень с ранними заморзками.

Ё) Учитель: Единственный район на севере Забайкалья, где имеются чисто сосновые леса. Какие деревья растут в нашем районе?

Дети: Лиственница, кедр, берёза, тополь, осина, рябина, черёмуха, ольховник.

– Какие ягоды можно собирать в наших лесах?

Дети: Жимолость, малина лесная, брусника, голубика, клюква, костяника, красная И чёрная смородина.

– Какие животные обитают в наших лесах?

Дети: Кабарга, изюбр,лоси, козы,медведи, рысь, росомаха, соболь, белка, ондатра, выдра, куропатка, глухарь.

ж) Игра «Крестики-нолики».

Учитель: Теперь, ребята, настала ваша очередь выполнить задания по теме урока.

з) Практическая работа.

– Положите на карту кальку, обведите границу Муйского района. Обозначьте районный центр Таксимо. (у детей индивидуальные карты района).

и) Учитель: Разнообразен растительный и животный мир Муйского района. Некоторые виды растений и животных стали редкими или совсем исчезли. Почему?

В чём причины?

Дети: Хищное отношение к природе, браконьерство, заготовка дров, загрязнение воды, воздуха и почвы, мусоросвалка, лесные пожары.

Учитель: Что делается в нашем районе для охраны окружающей среды?

Дети: Созданы заказники – Парамский и Муйский. На территории заказников запрещается: охота, разведение костров, разорение гнёзд, въезд на машинах.

VI. Итог урока.

а) учитель: Чистая природа – это здоровье каждого из нас. В целом район экологически благополучный. Что можете сделать вы, каждый из вас?

Дети: Не бросать мусор, не жечь костры, не разорять гнёзда.

б) просмотр фильма о посёлке.

Тест

  1. В республике Бурятия находится самое глубокое оз. Байкал. (Да/Нет)
  2. Столица Бурятии – Кяхта. (Да/Нет)
  3. В нашем крае продолжительное, засушливое лето. (Да/Нет)
  4. Республика Бурятия находится в зоне субтропиков.(Да/Нет)
  5. Бурятия граничит с Иркутской обл. (Да/Нет)