Цели:
- формировать знания учащихся о родном крае: Бурятия и Муйский район; показать на карте Бурятии столицу г. Улан-Уде, посёлок Таксимо, Муйский район;
- познакомить учащихся с климатическими условиями родного края; экономикой; с охраной окружающей среды в республике и в районе;
- развивать умение логически верно выражать свои мысли; подбирать нужный материал по теме;
- воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край; учить детей беречь и охранять природу родного края.
Оборудование: карта республики Бурятия, карта Муйского района (у каждого ученика), тетради, тесты, калька, диск с фильмом о посёлке.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
У нас у всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
– Что такое экологическое равновесие?
– Люди часто нарушают равновесие в природе. Что произойдёт с рекой, если вырубят лес на её берегах?
– Что случится со степными животными, если будут распаханы степи?
– Объясните пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
– На степном пастбище несколько лет подряд пасут большое стадо овец. Как нарушится в этих местах экологическое равновесие?
– Что может сделать человек, если экологическое равновесие уже нарушено?
Ваши выводы.
III. Сообщение темы и цели урока
Работа по учебнику.
Мы начинаем изучать новый раздел. Прочтите заголовок.
– Что мы узнаем, изучив этот раздел?
IV. Подгот овительный этап к восприятию нового материала
а) Родной край – как вы понимаете эти слова?
Что такое республика? Область?
Как называется республика в которой мы живём?
б) Послушайте небольшое стихотворение. Его написал ученик нашей школы Н. Гаранин.
Мир, тебе Бурятия моя!
Очень нежно солнце тебе светит.
Я хочу , чтоб мир вокруг тебя
Был всегда-всегда так ясно светел.
Упоительный закат ,огнём пылая,
Разгоревшись, радость обещает…
Я люблю, люблю тебя родная,
Тёплых слов при этом не тая,
И такой, как ты увы, не знаю,
Ясная Бурятия моя!
– Удалось ли Николаю передать своё отношение к родному краю? С каким чувством написано это стихотворение? Прочтите заглавные буквы. Какое слово получилось? (Моя Бурятия)
V. Работа над новым материалом
а) Работа с картой.
– Найдите на карте России республику Бурятия. Что вы можете рассказать о Р. Бурятия, с помощью этой карты? (политико-административная карта России). (столица г. Улан-Уде, оз. Байкал, граничит с Иркутской и Читинской областями).
б) учитель: – Республика Бурятия находится в южной части Восточной Сибири. Она занимает выгодное географическое положение. Граничит с Иркутской и Читинской областями, республиками Тыва, Монголией. В основном представляет Собой преимущественно горную страну с небольшим количеством равнинных участков. Территория республики – 351000км.кв. Она делится на 21 район, имеет 6 городов, 29 посёлков городского типа. (города: Улан-Уде, Кяхта, Селенгинск, Гусиноозёрск, Северобайкальск)
– Покажите на карте столицу и города республики.
Реки: Селенга, Баргузин, Витим, Верхняя Ангара впадает в оз. Байкал.
Действующие заповедники: Баргузинский, Байкальский.
В декабре 1991 года принят закон о введении поста президента. Первый президент Потапов Леонид Васильевич.
Герб Бурятии (сообщение ученицы).
в) Развиты в республике машиностроение (судостроение, авиационное), металообработка, лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная, лёгкая промышленность, пищевая, стройматериалов.
Из полезных ископаемых добывают бурый уголь, графит, золото, руду.
Животноводы занимаются: оленеводством, коневодством, свиноводством; звероводством (лисы, норки); птицеводством.
Возделывают картофель, сеют пшеницу, овёс.
Природа очень разнообразна. Это лесостепи и степи, горные районы. И, конечноже, великое оз. Байкал. (Доп. материал о Байкале – ученик).
г) учитель: Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные условия для животного мира Бурятии, но немало уникальных и диких редких видов занесено в Красную книгу. Всемирноизвестный баргузинский соболь.
– Назовите животных, которые живут в нашей республике? (бурый медведь, северный олень, горный козёл, изюбр, лось, белка, рысь, косуля, кабарга, кабан, росомаха, нерпа, байкальский омуль).
– Вот неполный перечень многообразия животного мира Бурятии. Что делают в Республике для охраны природы?
– Создан Кабанский заказник, Баргузинский, Байкальский заповедники, центр защиты леса в Улан-Уде.
д) Ученики выполняют тест на листочках.
е) Учитель: Как называется район в котором мы живём? (Муйский район, п. Таксимо)
Муйский район был образован 23 октября 1995 года. Находится на востоке Бурятии. Граничит на севере с Иркутской обл., на востоке – с Читинской обл., а на юге с Баунтовским районом. Районный центр – п. Таксимо. Найдите на карте и назовите хребты Муйского района. (карта района).
Дети: Муяканский, Северо-Муйский, Южно-Муйский.
Учитель: Назовите реки района?
Дети: Витм, Муя, Бамбуйка, Верхняя Ангара, Парама.
Учитель: Попробуйте описать погоду в нашем районе.
Дети: лето короткое, умеренно тёплое. Зима малоснежная, холодная, продолжительная. Весна поздняя. Осень с ранними заморзками.
Ё) Учитель: Единственный район на севере Забайкалья, где имеются чисто сосновые леса. Какие деревья растут в нашем районе?
Дети: Лиственница, кедр, берёза, тополь, осина, рябина, черёмуха, ольховник.
– Какие ягоды можно собирать в наших лесах?
Дети: Жимолость, малина лесная, брусника, голубика, клюква, костяника, красная И чёрная смородина.
– Какие животные обитают в наших лесах?
Дети: Кабарга, изюбр,лоси, козы,медведи, рысь, росомаха, соболь, белка, ондатра, выдра, куропатка, глухарь.
ж) Игра «Крестики-нолики».
Учитель: Теперь, ребята, настала ваша очередь выполнить задания по теме урока.
з) Практическая работа.
– Положите на карту кальку, обведите границу Муйского района. Обозначьте районный центр Таксимо. (у детей индивидуальные карты района).
и) Учитель: Разнообразен растительный и животный мир Муйского района. Некоторые виды растений и животных стали редкими или совсем исчезли. Почему?
В чём причины?
Дети: Хищное отношение к природе, браконьерство, заготовка дров, загрязнение воды, воздуха и почвы, мусоросвалка, лесные пожары.
Учитель: Что делается в нашем районе для охраны окружающей среды?
Дети: Созданы заказники – Парамский и Муйский. На территории заказников запрещается: охота, разведение костров, разорение гнёзд, въезд на машинах.
VI. Итог урока.
а) учитель: Чистая природа – это здоровье каждого из нас. В целом район экологически благополучный. Что можете сделать вы, каждый из вас?
Дети: Не бросать мусор, не жечь костры, не разорять гнёзда.
б) просмотр фильма о посёлке.
Тест
- В республике Бурятия находится самое глубокое оз. Байкал. (Да/Нет)
- Столица Бурятии – Кяхта. (Да/Нет)
- В нашем крае продолжительное, засушливое лето. (Да/Нет)
- Республика Бурятия находится в зоне субтропиков.(Да/Нет)
- Бурятия граничит с Иркутской обл. (Да/Нет)